ТЕМА 15: КОНТРОЛЬ ЗА СУБЪЕКТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

Правоохранительная форма управления связана с осуществлением контрольно-надзорной управленческой функции. В рамках этой формы защищаются права и свободы граждан и других субъектов права, рассматриваются возникающие в области управления правовые споры, применяются меры административного правового принуждения к физическим и юридическим лицам, используются особые принудительные средства и методы воздействия. Правоохранительная форма управления призвана охранять установленный порядок управления, предотвращать сбои в системе управления, обеспечивать законный режим функционирования органов управления и должностных лиц.

 

Понятие контроля и его виды.

 

В юридической литературе контроль рассматривается как необходимая функция управления обществом (наряду с организацией, регулированием, координацией), как важнейшее условие эффективности организации управления и одно из средств обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, как фактор всякого рационального, а тем более научного управления и т.п.

 

 

Среди ученых и специалистов нет единства в трактовках понятия “контроль”. Контроль определяется во-первых, как специфический вид управленческой деятельности, во-вторых, как источник информационного обеспечения нужд управления в процессе принятия управленческих решений, в-третьих, как система проверки фактического состояния хозяйствующего субъекта с целью подтверждения правомерности его деятельности, в-четвертых, как механизм обратной связи, посредством которого можно получить необходимую информацию об исполнении управленческих решений. [155,c.54]

 

Контроль в широком смысле - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. [40,c.265]

 

Важнейшее значение для создания правового государства имеет обеспечение законности в сфере государственного управления. Поэтому наиболее широкое применение имеет контроль за носителями исполнительной власти, которые своей ненадлежащей распорядительностью могут не просто нарушить законность, но и причинить значимый ущерб обществу, допустить нарушение прав и свобод человека, гражданина. [74,c.574]

 

 

Сущность контроля в сфере исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти), используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц каких-либо отклонений от законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины. [40,c.265-266]

 

 

Таким образом, критериями оценки действий проверяемых органов и должностных лиц служат нарушения законности и государственной дисциплины, а также целесообразность и обоснованность совершаемых ими действийт.

 

Эффективность контроля представляет собой своеобразную оценку (меру) его полезности с учетом достижения контрольной цели, реально совершенных (допущенных) ресурсных затрат, а также полученного результата от проведенного контрольного мероприятия за определенный промежуток времени. Эффективность контроля достижима, если верно и конкретно определены и реализуются цели, задачи, функции контролирующих подразделений, реализуются принципы контрольной деятельности, определены процедуры взаимодействия органов, осуществляющих контроль, а также основания и виды ответственности. [155,c.64]

 

 

Основные цели контроля:

 

соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства;

целесообразное и экономное расходование средств;

поддержание стабильности государственного устройства;

повышение эффективности государственного регулирования.

 

Важнейшее назначение контроля - давать достоверную информацию о состоянии дисциплины в аппарате государственного управления, способствовать ее всемерному укреплению. [40,c.267]

 

Контроль основывается на общих (конституционных) принципах — законности, демократизме, гласности и др., а также на специальных принципах контроля. К ним следует отнести:

экономичность;

объективность;

3) действенность (результативность);

своевременность (оперативность);

постоянство и систематичность.

 

Экономичность контроля предполагает минимальные затраты на его осуществление.

Контроль должен быть объективным, беспристрастным. В этом его главная цель. Получение недостоверной информации о происходящих процессах в подконтрольных объектах может привести только к негативным результатам.

Важным принципом контроля является его действенность, результативность. Он проявляется в получении конечного итога.

Действенность, таким образом, предполагает оказание воздействия на лиц, допустивших нарушения, обнародование результатов контроля с тем, чтобы предупредить совершение подобных нарушений другими лицами.

Следовательно, результативность определяется в первую очередь конечными итогами контрольных действий, а не обнаружением во что бы ни стало только негативных моментов, минусов в деятельности.

Соблюдение принципа своевременности контроля позволяет получить оперативную информацию, упредить нарушения, выявить недостатки в содержании принятых решений на первом этапе их исполнения, помогает подконтрольным увидеть нерешенные вовремя вопросы.

Принцип постоянства и систематичности означает регулярность проведения контроля, осуществление его по плану или по факту совершения нарушения. Проведение контроля от случая к случаю не может дать положительного эффекта.

 

Основными функциями контроля являются:

 

 

1) корректировка;

2) превенция;

3) правоохрана;

 

 

Субъекты контроля, выявив отклонения в деятельности подконтрольных, определяют пути корректирования объекта контроля, способы воздействия на них с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования организации. Внесение корректив может быть предусмотрено и в исполняемые решения (акты), в которых обнаружены соответствующие изъяны.

 

Функция превенции состоит в предупреждении нарушений, в выявлении причин и условий, способствующих совершению нарушений, их устранении с целью недопущения совершения новых нарушений. Следует особо подчеркнуть, что сам факт наличия контроля, наличия возможности его осуществления является важным предупредительным, предохраняющим от совершения правонарушений средством.

 

В действующем законодательстве не всегда четко обозначается рассматриваемая функция, однако она является первостепенной в деятельности любого органа контроля. Профилактические, предупредительные мероприятия проводятся как до осуществления контроля, так и по его результатам в виде:

 

1) обобщения результатов контроля, выявления и изучения причин соответствующих недостатков и нарушений, вызвавших их условий;

2) разработки и реализации предупредительных мероприятий организационного и воспитательного характера;

3) дачи подконтрольным органам рекомендаций и обязательных указаний по принятию необходимых мер.

 

Контрольная деятельность в значительной мере является правоохранной. Она, как средство обеспечения законности и дисциплины, направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях. Функция правоохраны связана и с привлечением указанных лиц к юридической ответственности.

 

 

В деятельности контрольных органов рассматриваемая функция реализуется неодинаково. Для одних она является основной (например, для правоохранительных), для других (например, Совета Министров, республиканских органов, ряда инспекций) — второстепенной.

 

 

Не все контрольные органы обладают одинаковыми полномочиями по привлечению виновных к ответственности. Одни из них обладают правом самостоятельно выносить решения по привлечению к ответственности виновных лиц, другие — вправе лишь ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении нарушителей к ответственности.

 

Для более полного уяснения сущности контроля за субъектами административного права нельзя не сказать и о его методах. Методы контроля — это основные средства, с помощью которых он осуществляется. Методы многочисленны и разнообразны и определяются многими обстоятельствами, немаловажными среди них являются цели контроля. Зависят методы и от органов, осуществляющих контроль.

 

Анализ действующего законодательства позволяет сказать о наличии следующих методов:

проверки (ревизии);

отчеты;

доклады;

наблюдение;

запросы депутатов;

регистрация;

утверждение;

дача заключения;

согласование (дача согласия);

выдача ордера на жилье;

выдача лицензий;

выдача разрешений;

совершение нотариальных действий;

осмотр, досмотр и т.д. [74,c.577-580]

 

Виды контроля

 

 

Контроль — это многовидовое социальное и правовое явление. Его можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по функциям и методам контроля, по отношениям (связям) субъектов контроля с государством, по государственным органам, его осуществляющим, по характеру деятельности органов государственного управления.

 

По отношениям (связям) субъектов контроля с государством существует контроль государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными органами, должностными лицами государственных органов, представителями власти подобных органов. Государственный контроль также весьма разнообразен. Он делится на президентский, представительных органов государственной власти (Парламента и местных Советов депутатов), органов исполнительной власти, судебный, прокурорский.

 

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. К этому виду контроля можно отнести и контроль, осуществляемый отдельными гражданами.

 

В зависимости от соподчиненности субъекта и объекта контроль следует разделить на такие виды, как внутрисистемный и внесистемный. Внутрисистемный контроль осуществляется в системе исполнительной власти и субъектами этой власти. Внесистемный — это такой контроль, который осуществляется субъектами, находящимися вне системы исполнительной власти (представительными органами государственной власти, судами, прокуратурой, общественными объединениями и гражданами).

 

В системе исполнительной власти с учетом различных критериев контроль также может быть разделен на виды.

 

В зависимости от масштаба распространения контроль может быть всеобъемлющим и ограниченным. Всеобъемлющий контроль проводится в отношении всей деятельности подконтрольного объекта. Так, Министерство связи Республики Беларусь вправе проводить ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных министерству (ч. 2 п. 5.2 Положения о Министерстве связи Республики Беларусь).

 

Ограниченный контроль осуществляется по какому-либо одному вопросу деятельности подконтрольного объекта. Его, как правило, реализуют вышестоящие органы (должностные лица) по отношению к нижестоящим, например, по вопросам соблюдения только финансовой дисциплины, организации работы по рассмотрению обращений граждан.

 

По характеру деятельности контроль делится на общий, ведомственный, надведомственный, административный надзор, внутренний.

 

Общий контроль присущ для органов общей компетенции. К этому виду следует отнести и президентский контроль.

 

Ведомственный — это, по существу, отраслевой контроль. Он ведется органами, входящими в одну отрасль, и вышестоящими по отношению к нижестоящим, т.е. здесь присутствует соподчиненность. В качестве примера могут служить контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций.

 

Надведомственный контроль — специальный контроль, касающийся, как правило, отдельного вопроса, специальной функции или определенной стороны деятельности обследуемого объекта. Поэтому его можно еще назвать специальным, функциональным контролем. К подобному контролю приближен административный надзор. Однако он имеет немало общего и с прокурорским надзором.

 

Ведомственным контролем обеспечивается выполнение задач, стоящих перед каждым отдельным органом государственного управления, организацией. Перед надведомственным контролем стоят несколько иные цели: обеспечение единого подхода в решении того или иного вопроса, в выполнении одной функции всеми, к кому они относятся.

 

Внутренний контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных — в пределах предприятия, учреждения.

 

 

В зависимости от стадии, на которой находится деятельность проверяемого объекта, контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль — это превентивный, предупредительный контроль. Такой вид контроля обусловлен необходимостью не допустить отклонений от предписанного, заданного, установленного, избежать ненужного согласования, обращения в вышестоящие органы за разъяснениями при решении тех или иных вопросов подконтрольными. Он осуществляется в начальной стадии, на первом этапе совершения действий, поступков. Предварительный контроль широко применяется во всех сферах деятельности. Например, проверка документов у водителей на право управления автотранспортным средством, личный досмотр пассажиров и их вещей перед посадкой в авиалайнер, технический осмотр ГАИ транспортных средств, присутствие на заседании коллегии республиканского органа, на заседании исполнительного комитета представителя соответствующего органа с целью проверки законности вынесения решений. Предварительный — это не только и не столько контроль, который ведется до совершения противоправных действий. Ведь отклонения от установленного не всегда выражаются в противоправности, влекущие ответственность. Они могут произойти по причинам, не в полной мере зависящим от исполнителей, например, из-за ненадлежащей квалификации работников, недостаточного финансового, материально-технического обеспечения, некачественности самого исполняемого нормативного правового акта и т.п. В процессе рассматриваемого вида контроля все это будет выявлено и устранено.

 

Предварительный контроль — это неокончательный, после него может следовать текущий и последующий контроль.

 

Текущий контроль проводится в процессе осуществления деятельности, проведения мероприятий, т.е. после относительно продолжительной деятельности. Цель его — определить правильность совершения оперативной повседневной деятельности. Примером может служить проверка выполнения предписаний пожарного и санитарного инспекторов, вынесенных по результатам предварительной проверки. Правда, предварительный контроль может и не проводиться, а текущий проводится всегда.

 

Последующий контроль — это контроль фактического выполнения решения. Разновидностью его являются проверки налоговыми органами правильности уплаты налогов, проверки выполнения указаний и распоряжений Президента, приказа руководителя предприятия, учреждения. Последующий контроль обусловлен конечными результатами. [74,c.580-583]

 

Таким образом, контроль - основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из основных факторов дисциплинирующего поведения граждан. Он позволяет контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности. Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления. [153,c.149]

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

 

 

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь

 

 

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, поэтому речь идет о его конституционных контрольных полномочиях.

 

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

а) непосредственный контроль Президента Республики Беларусь;

б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры.

 

 

Главными направлениями контрольной деятельности Президента Республики Беларусь являются следующие:

1) контроль в процессе формирования органов управления;

2) контроль за численностью, структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы; контроль за инвестиционной деятельностью органов управления;

контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления;

контроль за исполнением законов Национального собрания, соблюдением законности и государственной дисциплины.

 

 

Непосредственный контроль Президента осуществляется прежде всего в области подбора и расстановки кадров на республиканском уровне. Президент Республики Беларусь определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, формирует Правительство — Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Президент с согласия Палаты представителей Национального собрания назначает на должность и освобождает от должности Премьер-министра, определяет структуру Правительства,

 

 

Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и других членов Правительства, принимает решения об отставке Правительства или его членов, назначает руководителей республиканских органов управления, ведомств, служб, представителей в иностранных государствах и др.

Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь, назначает высшее командование и осуществляет контроль за их деятельностью.

Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, главными задачами которой являются наряду с другими обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии, координация деятельности подотчетных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии.

В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Правительства Республики Беларусь по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

 

 

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства, Президент имеет право, в частности, отменять постановления и распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции Республики Беларусь.

 

 

Президент в определенном Конституцией порядке вправе приостанавливать решения местных Советов депутатов в случае несоответствия их законодательству.

 

 

В осуществлении конституционных полномочий Президента велика роль Комитета государственного контроля. Он является государственным органом, образуемым Президентом и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

 

Должностные лица Комитета государственного контроля и его территориальных органов при осуществлении основных направлений своей деятельности (ст. 2 Закона «О Комитете государственного контроля») имеют право требовать от руководителей государственных органов, иных должностных лиц:

предъявления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и других сведений;

проведения проверок по поступившим в Комитет государственного контроля и его территориальные органы обращениям граждан и отчета о результатах проведения проверок (ревизий);

представления руководителями проверяемых объектов необходимых справок, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий).

 

 

В случаях, когда нарушение законодательства, неисполнение решений государственных органов, принятых в пределах их компетенции, нарушение государственной дисциплины причинили существенный ущерб правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, коллегия Комитета государственного контроля и его территориальные органы вправе ставить перед соответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении от занимаемой должности виновных должностных лиц государственных органов и иных должностных лиц. [35,c.381-383]

 

 

Контроль, осуществляемый органами законодательной (представительной) власти в области государственного управления

 

 

Контрольные полномочия органа законодательной (представительной) власти - Национального собрания Республики Беларусь (Парламента) определены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь.

 

Контроль органов представительной власти определяется с соблюдением ст. 6 Конституции Республики Беларусь о самостоятельности органов всех трех ветвей власти, в том числе органов исполнительной власти.

 

Контрольные полномочия Палаты представителей проявляются в том, что она:

дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства или отклоняет программу. Повторное отклонение Палатой представителей программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава выражает вотум недоверия Правительству. Вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности.

 

Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства при разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; об установлении республиканских налогов и сборов; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и др.

 

 

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.

 

Строительство института государственной власти, совершенствование конституционного законодательства, меры по укреплению государственного суверенитета, законности и правопорядка в обществе ведут к переменам и в содержании контроля со стороны Советов депутатов за деятельностью органов исполнительной власти.

 

Высший представительный орган государственной власти обладает широкими полномочиями по обеспечению законности и дисциплины в самом процессе управления. Важной формой повседневного контроля органов государственной власти за деятельностью аппарата государственного управления является деятельность постоянных комиссий Советов депутатов. Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат (ст. 96 Конституции). Социально-экономическое значение имеет контроль со стороны местных Советов, которые осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции.

 

Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету депутатов, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

 

Исполнительный комитет:

 

разрабатывает и вносит для утверждения в Совет депутатов схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

разрабатывает и вносит для утверждения в Совет депутатов проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету депутатов отчеты об их выполнении. [35,c.384-386]

 

 

Контроль органов исполнительной власти

 

 

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

 

 

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на общий, ведомственный, надведомственный.

 

 

Общий контроль. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительство Республики Беларусь в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь объединяет и направляет работу подведомственных министерств, госкомитетов, комитетов, ведомств, исполнительных комитетов; в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере.

 

 

Органы исполнительной власти вправе отменять акты министерств, комитетов и иных республиканских органов государственного управления, если они противоречат законодательным актам Республики Беларусь, актам Президента Республики Беларусь, не соответствуют общегосударственным интересам или не имеют достаточного финансового и юридического обоснования.

 

Исполнительные комитеты осуществляют контроль за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений, а также нижестоящих исполкомов.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

 

Внутриведомственный контроль. Этот вид контроля осуществляется органами отраслевой компетенции за органами единой системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами - руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекций, контрольно-ревизионных служб) - деятельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, должностных лиц.

 

Данный вид контроля проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, организаций.

 

Его основанием служит то, что контроль и проверка исполнения есть прежде всего функция руководителей отраслевого аппарата (центрального и местного), органический элемент осуществления руководства.

 

В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности органа управления, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и др.

 

Особое значение приобретает внутриведомственный контроль в системе министерств и ведомств. В основе организаторской работы министерств лежит проверка исполнения, контроль за точным выполнением и решением возложенных на данные органы задач.

 

 

Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержания подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа (учреждения)) и специальный (проверка отдельной области работы того или иного органа (учреждения)). Таким образом, внутриведомственный контроль есть неотъемлемая часть руководства.

 

Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, в актах, определяющих компетенцию органа.

 

Внутриведомственный контроль связан с государственно-властными полномочиями лиц, организовавших проверку или осуществляющих ее.

 

 

В связи с этим вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления либо иного юридического действия решается в ходе контроля.

 

 

Надведомственный контроль. Этот вид контроля осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

 

 

Министерство статистики и анализа осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими и хозяйствующими субъектами законов Республики Беларусь, указов, декретов Президента, постановлений Правительства по вопросам статистики.

 

Следовательно, органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции.

По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство труда и социальной защиты и др. [35,c.386-388]

 

 

Судебный контроль

 

Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляет:

Конституционный Суд Республики Беларусь;

суды общей юрисдикции;

хозяйственные суды.

 

 

Конституционный Суд Республики Беларусь — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его полномочия определены Конституцией и Законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Согласно этому Закону деятельность данного органа призвана служить укреплению основ конституционного строя Республики Беларусь, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равенство сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается и тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны, подчиняются только Конституции и Закону «О Конституционном Суде Республики Беларусь», лишь в соответствии с которыми могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политический партий, движений и организаций, должностных лиц, государственных образований, социальных групп. Важно, что судьи разрешают и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействующее влияние на свободу их волеизъявления.

Согласно ст. 116 Конституции Конституционный Суд в условиях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Республики Беларусь разрешает дела о соответствии Конституции:

а) законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

б) актов международных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законов, декретов и указов; актов любого другого государственного органа международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь.

Толкование Конституции, производимое Конституционным Судом по запросу Президента, является обязательным для правоприменения всеми органами исполнительной власти.

 

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. Суд при рассмотрении конкретных дел оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. В случае признания актов органов управления и их должностных лиц незаконными, суд может отменить эти незаконные акты, признать действия должностных лиц неправомерными.

Так, при рассмотрении уголовных дел о должностных преступлениях суд исследует и проверяет правомерность действий подсудимого должностного лица. Вместе с тем суд, установив при рассмотрении конкретного дела, что в работе определенного органа управления, организации имеются нарушения закона, отсутствует должная борьба с правонарушениями, не устраняются причины и условия, способствующие правонарушениям, ущемляющие права и законные интересы, т.е. нарушается нормальная работа органов государственного управления, вправе вынести частное определение.

 

 

Частное определение является формой правового реагирования суда на вскрытые в процессе рассмотрения конкретного дела нарушения законности в работе того или иного управления и соответствующих должностных лиц. Оно выносится в адрес руководителя того органа управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя. В частном определении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Указания суда, изложенные в частном определении, обязательны для администрации. Получив из суда копию частного определения, администрация организации обязана в месячный срок сообщить суду о принятых мерах по выполнению его указаний.

Контрольные функции суда проявляются и в гражданском производстве (исковое производство). Необходимость в осуществлении судебного контроля за деятельностью управленческих органов возникает вследствие того, что в основании отдельных споров лежат акты органов управления.

В данном случае исключительно важной является деятельность судов по контролю за соблюдением трудового и жилищного законодательства. В частности, суды рассматривают споры, возникающие из исков на незаконную выдачу ордера на жилую площадь. Признание судом ордера на жилую площадь, право пользования которой принадлежит другому лицу, недействительным является судебным исправлением незаконных действий соответствующих органов управления.

Суды осуществляют контроль за администрацией организации в случаях, когда рассматриваются трудовые споры в суде, дела об исках граждан к администрации о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, снятии дисциплинарных взысканий, возмещении материального ущерба и др. При вынесении решения по перечисленным делам в пользу заявителя суд восстанавливает нарушенные права граждан, предприятий, учреждений, организаций и тем самым признает недействительным акт управления.

Важным методом укрепления законности в управлении является рассмотрение судами дел особого производства. Действующее законодательство определяет широкий круг дел, возникающий из административно-правовых отношений. К ним относятся, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, если законом не предусмотрен иной порядок их установления; об устранении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; жалобы на постановления административных комиссий и иных органов о наложении административных взысканий. Во всех случаях, когда суд выносит решение по делу не в пользу органа управления, он тем самым признает его действия не соответствующими закону.

Суды рассматривают жалобы граждан на постановления соответствующих органов и должностных лиц о наложении штрафов: наложен ли штраф правомочным органом или должностным лицом; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в его совершении; не превышает ли штраф установленный предельный размер; учтены ли при наложении штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного, его имущественное положение, не истекли ли сроки давности для наложения взыскания. Установив, что штраф наложен неправильно, суд выносит определение о его отмене и прекращении производства по делу. Определение суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Большими контрольными полномочиями наделены суды при рассмотрении и разрешении дел о привлечении к административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение работнику милиции или народному дружиннику, а также военнослужащему при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и другие правонарушения. При рассмотрении таких дел суд (судья) оценивает доказательства, выслушивает объяснение лица, совершившего правонарушение, проверяет законность привлечения лица к административной ответственности, решает вопрос о виновности или невиновности, применяет к нарушителю меру взыскания или освобождает невиновного от ответственности.

 

Таким образом, содержанием судебного контроля является проверка судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиям законов.

 

 

Хозяйственные суды Республики Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

 

Контроль за деятельностью органов государственного управления хозяйственные суды осуществляют в специфической форме на основе Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г.

Систему хозяйственных судов представляют: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; хозяйственные суды областей, хозяйственный суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Основными задачами хозяйственных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; содействие правовыми средствами предупреждению правонарушений и укреплению законности в экономических отношениях.

К делам по экономическим спорам, возникающим из административных отношений и подведомственных суду, относятся дела о (об):

признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь и затрагивающих права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

обжаловании отказа юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в государственной регистрации либо уклонении от их регистрации в установленный срок;

обжаловании решений об изъятии у юридических лици граждан-предпринимателей денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно изъятых денежных средств и иного имущества;

возврате из бюджета денежных средств, списанных с нарушением законодательства;

ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и др.

Высший Хозяйственный Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного либо иного органа Конституции Республики Беларусь или другим законодательным актам, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с правовыми нормами, имеющими большую юридическую силу, и ставит в установленном порядке вопрос о признании соответствующего нормативного акта недействительным.

Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления хозяйственных судов - обязательны для всех государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Неисполнение судебных актов, а равно иное проявление неуважения к хозяйственному суду влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Хозяйственный суд осуществляет деятельность по предупреждению нарушений законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях при выполнении договорных обязательств. В этих целях хозяйственный суд:

 

а) ведет работу по предупреждению нарушений законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях, разрабатывает и принимает меры в пределах своей компетенции по их устранению;

б) вправе рассматривать дела в выездных заседаниях непосредственно в организациях; ведет пропаганду хозяйственного законодательства, направляет государственным и иным органам частные определения о выявленных нарушениях законодательства при рассмотрении споров, относящихся к компетенции хозяйственных судов, с предложениями об их устранении; в необходимых случаях частные определения о выявленных нарушениях законодательства направляются в правоохранительные и контролирующие органы;

в) информирует в установленном порядке о нарушениях законодательства, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, Президента Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и другие заинтересованные государственные органы.

 

Полномочия, порядок образования и деятельность каждого из вышеуказанных судов определены в Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

Так, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, является высшим судебным органом по разрешены! хозяйственных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;

рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений, в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 16 Конституции;

5) издает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной(экономической) деятельности;

6) решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества ссудами иностранных государств и др. [35,c.389-397]

 

 

Надзор за субъектами административного права

 

 

Надзор за субъектами административного права представляет собой разновидность государственного контроля. Он является особым видом контрольной деятельности специально уполномоченных государственных органов, к которым относятся государственные инспекции и иные надзорные органы государственного управления, прокуратура. Существует два вида надзора: административный и прокурорский.

 

 

Общим, характерным для этих двух видов надзора является то, что он:

осуществляется специальными органами;

осуществляется в отношении неподчиненных субъектов;

проводится по специальным вопросам;

осуществляется только за законностью действий конкретного объекта контроля.

 

Последняя особенность является наиболее важной, объединяющей административный и прокурорский надзор. Контроль «включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности». [66,c.455]

Более того, в процессе контроля допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную, производственную деятельность объекта. При надзоре подобное не допускается. Поэтому надзор — более узкая сфера деятельности по сравнению с контролем.

Административный надзор имеет свои особенности. Во-первых, он имеет надведомственный характер; во-вторых, осуществляется специально уполномоченными органами государственного управления; в-третьих, многочисленными и разрозненными органами, каждый из которых действует в своем одном, узком направлении; в-четвертых, с целью проверки соблюдения поднадзорными специальных правил и требований, обязательных для них, установленных в законах и подзаконных актах.

Надведомственность административного надзора означает, что он осуществляется к неподчиненным объектам контроля. Эти объекты могут находиться в системе исполнительной власти, а также быть за ее пределами (коммерческие и некоммерческие организации и граждане).

 

 

Органами, специально уполномоченными для осуществления административного надзора, в первую очередь являются государственные инспекции и приравненные к ним органы. Таких специальных органов довольно много, и они разнообразны по своему статусу. Они существуют практически в каждом республиканском органе государственного управления: одни на правах юридических лиц, другие — на правах внутренних структурных подразделений. К первому виду органов относится, например, Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, ко второму — Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор), контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций.

 

Одни государственные инспекции имеют свою систему органов в диапазоне от республиканского до районного звена (например, Государственная автомобильная инспекция наличествует в Министерстве внутренних дел в качестве структурного подразделения, в областном, Минском городском органе внутренних дел, а также в районном органе внутренних дел; аналогично построена система органов санитарного надзора). Органы некоторых инспекций заканчиваются на областном звене. Так, Департамент государственного строительного надзора обрывается инспекциями Департамента по областям и г. Минску. У Департамента контроля качества образования Министерства образования отсутствуют подчиненные периферийные органы. Он сам осуществляет государственный контроль за функционированием системы образования Республики Беларусь.

 

Различен порядок образования рассматриваемых органов. Одни из них образованы изданием указа Президента Республики Беларусь (Департамент контроля качества образования, Департамент государственного строительного надзора), другие — Советом Министров (Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования департамента механизации и технического прогресса). Целый ряд государственных инспекций, являющихся внутриструктурными подразделениями министерств, государственных комитетов и комитетов при Совете Министров, образуется республиканскими органами (ГАИ, государственная инспекция по племенному делу в Департаменте животноводства, карантинная инспекция и др.).

 

 

Неодинаковы и полномочия у этих инспекций. Значительная часть из них обладает правами привлекать к административной ответственности и применять иные меры административного принуждения (ГАИ, инспекции Министерства по налогам и сборам), а вот Департамент контроля качества образования не имеет подобных полномочий.

 

Должностные лица, осуществляющие административный надзор, как правило, наделены полномочиями по беспрепятственному вхождению на территорию, в помещения, на склады поднадзорных; истребованию, изучению, изъятию документов; осуществлению технических проверок, замеров, вскрытий элементов; уничтожению вредных для здоровья продуктов, предметов; получению объяснений; требованию устранения выявленных в ходе проверок нарушений; внесению в органы, выдавшие лицензии, представлений о лишении или приостановлении их действия; приостановлению деятельности организаций, эксплуатации механизмов, транспортных средств.

 

Правовой основой деятельности государственных инспекций и приравненных к ним органов являются специальные положения, инструкции, утверждаемые, как правило, органами, в которых они находятся. В отдельных случаях положения о них утверждаются Советом Министров (например, о ГАИ).

 

Некоторые надзорные органы по уровню являются министерствами, комитетами при Совете Министров (Министерство по налогам и сборам, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров).

 

Прокуратура Республики Беларусь осуществляет общий надзор за субъектами административного права. Общий потому, что он ведется за всеми субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов.

 

 

Прокурорский надзор как вид государственного контроля проявляется в точном и единообразном исполнении законов всеми юридическими и физическими лицами. Прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. В статье 2 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» дан точный перечень субъектов.

 

 

Ими являются республиканские, местные органы государственного и хозяйственного управления и контроля, местные Советы депутатов и иные органы местного самоуправления, воинские формирования и учреждения, органы государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъекты хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждения и организации, политические партии, иные общественные и религиозные объединения, должностные лица и граждане.

 

 

Прокуроры обладают широкими полномочиями в сфере осуществления надзора. Они, предъявив удостоверение, вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима), требовать от руководителей и иных должностных лиц представления издаваемых ими правовых актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений и т.д. Должностные лица обязаны выполнять требования прокурора, касающиеся проведения проверок, ревизий и экспертиз не позднее 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором. Прокурор имеет право вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона; в случаях, предусмотренных законом, истребовать от должностных лиц и граждан декларации об источниках доходов; проверять законность административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождать незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами путем издания специального постановления.

 

 

Если обнаружены нарушения закона, то, в зависимости от их характера, прокурор или его заместитель наделены правом опротестовывать акты органов, решения и действия должностных лиц; вносить представления с требованием об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий; выносить предписания об устранении нарушений закона; официально предупреждать должностных лиц и граждан о недопустимости нарушения ими закона; решать вопросы о привлечении нарушителей закона к уголовной или административной ответственности; возбуждать дисциплинарное производство; предъявлять в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан — в случае, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы (ст. 22 Закона).

 

Протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение являются актами прокурора, юридическими формами реагирования прокурора на нарушения закона (законности), это формы выражения требований прокурора.

 

Протест — акт прокурора, в котором он требует отмены соответствующего акта либо приведения его в соответствие с законом, а также прекращения незаконного действия и восстановления нарушенного. Он приносится в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, компетентный принять по нему решение. Протест обязательно должен быть рассмотрен органом, должностным лицом, которому он направлен, не позднее 10 дней после его поступления. Местные Советы депутатов должны его рассмотреть на очередной сессии. В случае рассмотрения протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. О результатах рассмотрения протеста должно быть сообщено в письменной форме. Принесением протеста не отменяется, а лишь приостанавливается действие противоречащего закону акта до рассмотрения протеста. Это свидетельствует о том, что прокурор не пользуется административными полномочиями.

 

Представление — акт прокурора, в котором он требует устранить нарушения закона, причин нарушений и условий, им способствующих. Он вносится в орган или должностному лицу, правомочному их устранить. Представление также обязательно должно быть рассмотрено, и не позднее месячного срока должно быть письменно сообщено прокурору о принятых мерах.

 

 

Постановление — это акт прокурора о возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении или дисциплинарного производства против должностного лица или гражданина, нарушивших закон. Постановление должно быть мотивированным, должно быть обязательно рассмотрено органом или должностным лицом, уполномоченными налагать административное взыскание в сроки, установленные для рассмотрения протокола об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства, в десятидневный срок со дня получения постановления.

 

Предписание — акт об устранении нарушений закона органом или должностным лицом; вносится в случаях, когда такое нарушение носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. В предписании указываются нарушенная норма и предложения о мерах по восстановлению законности. Предписание должно быть немедленно исполнено, о чем безотлагательно сообщено прокурору. Оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору. Однако обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

 

Официальное предупреждение — акт прокурора, в котором прокурор предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона.

 

 

Таким образом, прокуратура в лице прокурора обладает достаточными полномочиями и возможностями в области обеспечения верховенства закона, укрепления законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. [74,c.591 -597]

 

Общественный контроль

 

Общественный контроль — это такой вид контроля за субъектами административного права, который осуществляется общественностью (общественными объединениями, их членами), не от имени государства. У субъектов общественного контроля значительно меньше возможностей знакомиться с деятельностью органов исполнительной власти и других объектов контроля и воздействовать на них. В настоящее время нет правового акта, определяющего статус общественного контроля. В статье 5 Конституции лишь закреплено, что «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах».

 

Их подобный статус устанавливается в правовых актах, регулирующих правовое положение той или иной общественной организации. Так, полномочия профсоюзов в рассматриваемой сфере предусмотрены в Законе Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

 

 

Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Они имеют право вносить в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. Правовые акты, которые затрагивают трудовые и социально-экономические права граждан, принимаются органами государственного управления с предшествующим сообщением соответствующим профсоюзам, их объединениям (ч.ч. 2, 3 ст. 6 Закона).

 

Кроме того, профсоюзы через своих уполномоченных представителей имеют право участвовать в работе коллегиальных органов министерств и иных республиканских органов государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органах управления предприятий, учреждений и организаций (ч. 4 ст. 6 Закона).

 

 

Профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по социальной защите лиц, которые увольняются с предприятий, из учреждений, организаций, в соответствии с коллективным договором (соглашением) и действующим законодательством (ч. 1 ст. 10 Закона).

 

 

Профсоюзы защищают трудовые права граждан — членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов). Если трудовой договор (контракт) не соответствует законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению), профсоюзы наделены правом требовать от нанимателя в интересах работника — члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта) (ч.ч. 2 и 3 ст. 10 Закона).

 

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя проводится после предварительного (не позднее, чем за две недели) сообщения соответствующему профсоюзу (см. ч. 1 ст. 46 ТК). В случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может проводиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (ч. 4 ст. 10 Закона, ч. 2 ст. 46 ТК).

 

Решение вопросов о ликвидации или реорганизации предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, полная или частичная остановка производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, которые влекут сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, может осуществляться только при условии заблаговременного сообщения (не позднее, чем за три месяца) соответствующим профсоюзам и проведения с ними переговоров по сохранению прав и интересов граждан (ч. 5 ст. 10 Закона).

 

Профсоюзы наделены правом участвовать при разработке социальных программ (ст. 11 Закона), осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства по вопросам разгосударствления и приватизации государственной собственности (ст. 12 Закона).

 

Полномочия профсоюзов по контролю за соблюдением законодательства о труде закреплены и в статье 463 ТК.

 

Таким образом, профсоюзы обладают немалыми правами по контролю в области защиты трудовых прав и социально-экономических интересов граждан.

 

 

Контрольными полномочиями за субъектами административного права наделены общественные объединения потребителей. Они, в соответствии с Законом от 9 января 2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей», наделены правами:

Участвовать в разработке нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги),проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

участвовать по поручению потребителя в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителя. Общественные объединения могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

вносить в органы управления предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, о запрете ненадлежащей рекламы и информации, вводящих в заблуждение потребителя, о прекращении продажи товаров по неправомерно завышенным ценам;