АСИНХРОННЫЕ МИКРОДВИГАТЕЛИ С ПУСКОВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
Однофазные асинхронные микродвигатели выполняют по классической конструктивной схеме асинхронной машины с короткозамкнутым ротором типа «беличья клетка». На статоре двигателя расположены две однофазные обмотки: главная и вспомогательная, сдвинутые в пространстве в большинстве случаев на электрический угол 90°. Обмотка ротора обладает малым активным сопротивлением, что обеспечивает критическое скольжение sк << 1 и тем самым хорошие показатели в номинальном режиме.
Существует много конструктивных типов и электрических схем включения однофазных асинхронных микродвигателей, которые можно подразделить на две основные группы: 1) с вращающимся магнитным полем статора в рабочем режиме; 2) с пульсирующим магнитным полем статора в рабочем режиме. Первую группу составляют микродвигатели (рис. 2.21, а) с постоянно включенным конденсатором в цепь вспомогательной обмотки (конденсаторные). У них главная Г и вспомогательная В обмотки занимают одинаковое число пазов статора. Принцип действия и основные уравнения такого микродвигателя ничем не отличаются от принципа действия и соответствующих уравнений исполнительных асинхронных микродвигателей при амплитудно-фазовом управлении с конденсатором в цепи возбуждения.
В схеме двигателя часто используют два конденсатора: рабочий Cр и пусковой Cп. Емкость рабочего конденсатора выбирают так, чтобы обеспечить круговое вращающееся поле и тем самым меньшее номинальное скольжение и высокие энергетические показателя в номинальном режиме.
Для конденсаторного микродвигателя справедливы выражения симметричных составляющих токов (2.5). Анализируя эти выражения, можно получить параметры фазосдвигающих элементов, обеспечивающих круговое поле при определенном скольжении s:
, (2.26)
, (2.27)
где Хв и Rв – индуктивное и активное сопротивления обмотки В при скольжении s и круговом поле; kтр = ωв.эф/ωг.эф – коэффициент трансформации обмоток статора; ωэф – эффективное число витков обмотки.
Добавочное сопротивление R0 включают только при kтр < Хв/Rв.
Подставляя в (2.26) и (2.27) значения Хв и Rв, соответствующие номинальному скольжению sном, можно получить емкость рабочего конденсатора Ср и сопротивление Rр. Механическая характеристика двигателя с рабочей емкостью изображена на рис. 2.21, б (кривая 1).
При подстановке в (2.26) значений Хв и Rв, соответствующих скольжению s = 1 (Хвп и Rвп), можно определить суммарную емкость C0 = Cp + Cп, которая обеспечивает при пуске форму магнитного поля, наиболее близкую к круговому. Емкость конденсатора СM, обеспечивающую получение максимального пускового момента Mп, определяют по (2.16).
Кратность пускового момента
(2.28)
при включении емкости Cп может быть повышена с kм.п < 1 до kм.п = 1,5 ÷ 2. С пусковой емкостью двигатель разгоняется до скольжения sпер (кривая 2 на рис. 2.21, б). После этого емкость отключается и двигатель начинает работать с характеристикой, представленной кривой 1.
Недостатком двигателя с пусковой емкостью являются большие габаритные размеры конденсатора Cп, так как обычно Cп >> Cр.
Рис. 2.22
В двигателях второй группы (рис. 2.22, а), как отмечалось, в рабочем режиме магнитное поле статора – пульсирующее. Оно создается главной обмоткой статора, занимающей около 2/3 пазов статора, остальные пазы занимает вспомогательная обмотка. При рассмотрении принципа работы таких двигателей воспользуемся методом разложения пульсирующего поля на круговые поля прямой и обратной последовательности. На рис. 2.22, б приведены графики моментов прямой M1 и обратной M2 последовательностей, а также результирующего момента Мрез, равного сумме моментов M1 и M2. Следовательно, при моменте сопротивления Мст < Мрез.max возможна устойчивая работа двигателя при пульсирующем поле статора. Как отмечалось, результирующее поле двигателя при s ≠ 1 не пульсирующее, а вращающееся вследствие влияния э.д.с. вращения, наведенной в роторе.
Рис. 2.23
Однако пусковой момент двигателя в этих условиях (s = l) равен нулю. Для обеспечения пускового момента Mп > 0 в двигателе на период пуска создается вращающееся поле. При этом в схеме пуска используется вспомогательная обмотка статора, подключаемая к сети на период пуска через фазосдвигающий элемент ФСЭ (рис. 2.23, а). В качестве ФСЭ теоретически можно использовать сопротивление любого вида: активное, емкостное или индуктивное. Практически применение получили только первые два. На рис. 2.23, б представлена векторная диаграмма напряжений и токов при использовании в качестве ФСЭ активного сопротивления R. Поскольку характер сопротивления обмоток активно-индуктивный, сдвиг по фазе между токами главной и вспомогательной обмоток β = φг – φв < 90° и получить круговое поле в двигателе невозможно. В результате кратность пускового момента kм.п не превышает 1–1,5.
У некоторых однофазных микродвигателей с таким способом пуска внешнее добавочное сопротивление R в цепи вспомогательной обмотки не устанавливается. Поскольку обмотка В работает кратковременно, ее наматывают из провода меньшего сечения, чем обмотку Г, и активное сопротивление Rв обмотки увеличивается. Кроме того, часть вспомогательной обмотки наматывают бифилярно, что снижает ее индуктивное сопротивление Хв. Таким образом, получаем Хв/Rв < Хг/Rг, φв < φг и β ≠ 0.
Рис. 2.24
Круговое поле при пуске может быть получено только при использовании конденсатора в качестве фазосдвигающего элемента ФСЭ. Векторная диаграмма напряжений и токов для этого случая представлена на рис. 2.23, в. Сдвиг по фазе между токами обмоток β = φв + φг и при определенной емкости может быть равен 90°. При такой схеме пуска можно добиться кратности пускового момента kм.п = 1,5÷2. Недостатком способа являются большие габариты пускового конденсатора.
Механическая характеристика однофазного микродвигателя, соответствующая пусковому (кривая МФСЭ) режиму, и переход на основную характеристику (кривая Мрез) показаны на рис. 2.22, б.
Значения токов и моментов в обоих режимах могут быть определены по формулам (2.2) – (2.9).
Выпускают асинхронные микродвигатели с трехфазной обмоткой статора, которые могут работать как от трехфазной, так и от однофазной сети переменного тока. При этом трехфазный асинхронный двигатель, включенный в однофазную сеть, является частным случаем рассмотренных однофазных микродвигателей. Возможно использование таких двигателей как с вращающимся, так и с пульсирующим полем статора в рабочем режиме. На рис. 2.24 изображено несколько основных схем включения трехфазных асинхронных микродвигателей в однофазную сеть с емкостью С в качестве пускового фазосдвигающего элемента.