Тема 2.3. Организация городских территорий
Жилая застройка является основным элементом селитебной территории города.
Наиболее распространенным планировочным элементом жилой застройки является микрорайон.
Микрорайон - это часть селитебной территории, состоящая из нескольких групп жилых зданий, объединенных комплексом культурно-бытовых объектов повседневного пользования. Границами микрорайона, как правило, являются магистральные или жилые улицы.
Жилая территория - это территория, на которой размещаются дома. Кроме того, жилая территория включает в себя площадки: для игр детей и отдыха взрослого населения; для занятий физкультурой; для хозяйственных целей и выгула собак; для временной тки автомашин, а также проезды и придомовое озеленение.
Территория общественной застройки включает в себя участки образовательных школ; детских дошкольных учреждений; учреждений здравоохранения (аптеки); физкультурно-спортивных сооружений; учреждений культуры и искусства; предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания; предприятий коммунального обслуживания; жилищно-эксплуатационных организаций; гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения личных автомашин.
Основным элементом застройки микрорайона является жилой дом, т. е. отдельное здание, в котором жилыми помещениями занято более половины площади. Жилое помещение - квартира, отдельная комната или несколько комнат в квартире, используемая для жилья. Совокупность жилых помещений называют жилым фондом.
Характер взаимного размещения жилых зданий определяетсистему застройки: периметральная с разрывами и без разрывов, строчная, свободная, групповая.
В градостроительстве для оценки проектных решений жилой застройки используется две группы показателей.
Первая группа - показатели, характеризующие жилые и общественные здания:
жилая площадь, м2 - сумма площадей жилых комнат без учета встроенных шкафов, утепленных террас или веранд, оборудованных для постоянного проживания;
общая площадь, м2 - сумма площадей всех жилых и вспомогательных помещений, включая площадь кухонь, коридоров, ванных комнат, прихожих, встроенных шкафов и внутренних кладовых, теплыхуборных;
планировочный коэффициент - отношение жилой площади к общей площади; его значение изменяется в зависимости от с планировки квартиры;
градостроительный коэффициент - отношение общей площади одного этажа к площади застройки;
средняя этажность застройки - определяется по формуле взвешенной гармонической:
Эср- средняя этажность, этаж;
Sобщ ~ общая площадь жилых зданий, м2;
Sn - общая площадь в зданиях п-й этажности, м2;
п - количество этажей, от 1 до т;
вместимость общественных зданий - в соответствующих единицах емкости. ^
Вторая группа - показатели, регламентирующие использование территорий:
плотность жилой застройки, % - отношение площади жилой и территории микрорайона под жилыми домами ко всей жилой территории:
р - плотность застройки, %;
SД- площадь под жилыми домами, га;
Sжил - площадь жилой территории, га;
плотность населения микрорайона, чел./га - количество жителей, где
- плотность населения микрорайона, чел./га приходящихся на 1 га микрорайона:
Нм - численность населения микрорайона, чел.;
Тм - территория микрорайона, га.
Общественно-деловая застройка
В городах общественно-деловая застройка включает в себя объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования, административные, научно-исследовательские учреждения, культовые здания, центры деловой, финансовой и общественной активности.
В настоящее время согласно СНиП 2.07.01-89* учреждения и предприятия обслуживания по функциональному назначению подразделяются на следующие группы:
-учреждения образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные, профессионально-технические и высшие учебные заведения, специализированные учебные заведения);
-учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения (поликлиники, диспансеры, аптеки, стационары, станции скорой помощи, дома интернаты, бассейны, спортивные площадки и залы);
учреждения культуры и искусства (клубы, библиотеки, кинотеатры, Татры, цирки, спортивно-зрелищные залы);
предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (магазины, рыночные комплексы, предприятия обще-иного питания, прачечные, химчистки, бани);
- организации и учреждения управления, проектные организации кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи (отде-мня связи; организации и учреждения управления; проектные ор-ми нации и конструкторские бюро; юридические консультации; конторы, отделения банков);
- учреждения жилищно-коммунального хозяйства (жилищно-эсплуатационные организации; пункты приема вторичного сырья;
комплексы; бюро похоронного обслуживания; кладбища).
Объекты обслуживания размещают на территории города, учитывая частоту посещения населением: чем чаще возникает потребность в этих учреждениях, тем ближе к потребителю их располагают, Поэтому структура культурно-бытового обслуживания в городах обычно строится по ступенчатой схеме:
- повседневное обслуживание - детские ясли-сады, школы, магазины повседневного пользования (например, булочные), спортивные площадки, аптеки, клубные помещения (встроенные), приемные
пункты прачечной и мастерских по мелкому ремонту одежды, обуви,
парикмахерские;
- периодическое обслуживание - торговый центр, магазины,
предприятия бытового обслуживания, ресторан, кафе, клуб, кинотеатр, поликлиника, спортивный центр с бассейном и спортивными залами, дом творчества школьников, библиотеки, отделения связи;
- эпизодическое обслуживание - здания городской администрации, городских общественных организаций, торговые центры, специализированные магазины, рестораны, кафе, гостиницы, библиоте-1ки, театры, концертные залы, вузы, выставки, музеи, цирки, дома
культуры, универсальные спортивно-зрелищные залы, больницы,
специализированные поликлиники, медицинские центры, почтамты,
телефонные станции и др.
Система озеленения города
Важное место в планировке города занимают зеленые насаждения. Для создания комфортных и здоровых условий проживания городского населения при застройке городов должна создаваться сеть озелененных территорий, различающихся величиной, функциями и сферой влияния.
Зеленые насаждения имеют большое санитарно-гигиеническое значение
Зеленые насаждения имеют важное эстетическое значение. Они являются полноправным компонентом эстетики и архитектуры города. С помощью озеленения можно объединить в единое целое Пчельные здания, создать пространственную композицию, заметно обоогатить облик города, придать черты индивидуальной выразительности любому району города.
Утилитарную роль зеленые насаждения играют при формировании разделительной полосы на транспортных магистралях, при издании санитарно-защитных зон, ограждении участков, укреплении откосов, прекращающих процессы оврагообразования.
По функциональному назначению зеленые насаждения подразделяют на три категории:
-общего пользования - загородные лесопарки, городские и районные парки, сады, скверы, бульвары, насаждения на улицах и площадях;
- ограниченного пользования - внутриквартальные насаждения
(за исключением садов микрорайонов), придомовое озеленение, на-
Овждения на территории учреждений и предприятий (например, при
учебных заведениях, детских садах, больницах);
- специального назначения - санитарно-защитные и водоохранные зоны, ботанические и зоологические сады, питомники, кладбища.
Насаждения общего, ограниченного и специального назначения имеете составляют систему озеленения города.
Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89 площадь озелененных территорий общегородского значения составляет от 7 до 10 м2 на человека в зависимости от величины города, а площадь озелененных территорий жилого района - 6 м2 на человека. С уменьшением численности населения города обеспеченность зелеными насаждениями уменьшается, что связано с приближением городской застройки к зеленым массивам.
Общая площадь озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов должна быть не менее 40%, а в i р.шицах территории жилого района не менее 25% (включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона).
Территориальное развитие города должно предусматривать мпкеимальное сохранение и использование в застройке всех ценных объектов естественных ландшафтов - естественных лесов, берегов рек, морей, водоемов, возвышенностей и т. п., их органичное включение в планировочную структуру.
Транспортно-планировочная организация
Транспортная инфраструктура города включает в себя транспортные коммуникации и другие транспортные сооружения (вокзалы, терминалы, станции и т. д.), а также систему городского транспорта.
Городские пути сообщения формируют планировочную структуру города.
Транспортная система города оказывает влияние на размещение всех остальных видов деятельности в городе.
Транспортная инфраструктура обеспечивает связь города с другими населенными пунктами, входящими в состав групповой системы населенных мест.
Городские пути сообщения можно разделить на две основные группы:
- внеуличные пути, включающие в себя железную дорогу, метрополитен, скоростной трамвай на обособленном полотне, моно-рельс, фуникулер, подвесные канатные дороги, водные виды транспорта и воздушный транспорт (трассы, воздушные коридоры и устройства для полетов вертолетов и малых самолетов);
-улично-дорожная сеть, включающая в себя пути движения швейного пассажирского транспорта, автомобилей и пешеходов.
В соответствии со СНиП 2.07.01-89* улицы и дороги городов разделяются на категории:
-магистральные дороги
-скоростного движения (расчетная скорость движения Vv = 120 км/ч) для связи между удаленными районами в крупнейших, крупных городах, а также с аэропортами, зонами массового отдыха; между городами в системах группового расселения; пешеходный тротуар отсутствует; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,75 м;
-регулируемого движения (Vp~ 80 км/ч) для связи между районами города на отдельных направлениях и участках, преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки; пешеходный тротуар отсутствует; число полос движения от 2 до 6; ширина полос 3,5 м;
магистральные улицы общегородского значения - непрерывного движения (Fp = 100 км/ч) для связи между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,75 м; пешеходная часть тротуара 4,5 м;
-регулируемого движения (Vp= 80 км/ч) для связи между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов, между жилыми и промышленными районами, выхода на магистральные улицы и дороги, внешние автомобильные дороги; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,5 м; пешеходная часть тротуара 3,0 м;
магистральные улицы районного значения
- транспортно-пешеходные (Fp = 70 км/ч) для транспортной и
пешеходной связи между жилыми районами, жилыми и промышленными районами, общественными центрами; число полос движения от
2 до 4; ширина полосы движения 3,5 м; пешеходная часть тротуара
до 2,25 м;
- пешеходно-транспортные (Vp= 50 км/ч) для транспортной и
пешеходной связи в пределах планировочного района; 2 полосы
движения; ширина полосы движения 4,0 м; пешеходная часть тро
туара 3,0 м;
улицы и дороги местного значения (Vp до 40 км/ч) для транспортной и пешеходной связи на территории жилой застройки, в промышленных и коммунально-складских районах, на территориях Парков; число полос движения от 1 до 4; ширина полосы движения от I м до 3,75 м; пешеходная часть тротуара до 1,5 м.
2. Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, нимфорт и безопасность передвижения между функциональными зонами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транспорта и йитомобильными дорогами региональной и общероссийской сети.
Согласно СНиП 2.07.01-89* нормативные затраты времени в городах на передвижение от мест проживания до мест работы в один
Конец для 90% работающих не должны превышать 30 минут в малых и средних городах, 35—45 минут в больших, крупных и крупнейших.
Инженерная подготовка территорий
Инженерная подготовка территории - это осуществление комплекса инженерных работ по преобразованию территории и подготовке к выполнению определенных функций. Перечень мероприятий по инженерной подготовке территории весьма многообразен.
Мероприятия по инженерной подготовке территории можно распределить на три группы.
I группа - работы, которые проводятся в том или ином объеме
ил любой территории, так как любая самая благоприятная по при
родным условиям территория лишь частично отвечает требованиям,
необходимым для осуществления строительства населенного пункта;
|о всех случаях размещения жилой или промышленной застройки на
вновь осваиваемых площадках приходится осуществлять вертикальную планировку, организацию поверхностного стока, а также регулирование водотоков, благоустройство берегов рек и водоемов.
II группа - работы, вызываемые местными условиями, к которым можно отнести понижение уровня грунтовых вод, защиту территории от затопления паводковыми водами и подтопления грунтовыми водами, укрепление и благоустройство оврагов, противооползневые мероприятия и т. д.
III группа - работы, связанные с освоением территорий в исключительно трудных природных условиях.
Важным элементом инженерной подготовки территории является вертикальная планировка. Вертикальная планировка территории - это разновидность земляных работ для изменения естественного рельефа местности. Она проводится путем срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов и другими способами применительно к требованиям планировки и застройки городов.