Методика и социология

Базисной для методики является также социология – наука об обществе как целостной системе. Базисный характер этой дисци­плины объясняется тем обстоятельством, что развитие языка и мотивы его изучения во многом определяются экономическим и социальным развитием общества. Однако данные социологии используются в методике не непосредственно, а через другие дисциплины. Одна из них возникла на стыке социологии и лин­гвистики (социолингвистика), другая – социологии и психологии (социальная психология).

Социолингвистика изучает комплекс проблем, свя­занных с социальной природой языка, его общественными функ­циями, механизмами воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую язык играет в жизни общества. Основы отечественной социолингвистики были заложены в 1920-30-е гг. в трудах Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунско­го и других ученых, изучавших язык как общественное явление. Выдающимися зарубежными представителями этого направле­ния были французский языковед А. Мейе (внес большой вклад в выявление роли социальных факторов в развитии языка), а также члены пражской лингвистической школы (В. Матезиус и др.). У истоков современной школы социолингвистики стояли М.В. Па­нов, Д.Н. Шмелев, Л.П. Крысин, продолжившие традиции изуче­ния языка под социолингвистическим углом.

Основными проблемами, исследуемыми социолингвистикой, являются: а) взаимодействие языка и нации, при возникновении которой формируется «национальный язык»; б) языковая ситуа­ция как форма существования языка; в) взаимодействие языка и культуры; г) билингвизм как отражение взаимодействия двух языков в рамках одного региона; д) социальные нормы функцио­нирования языка, определяющие речевое поведение его носите­лей; е) языковая политика как совокупность мер, предпринимае­мых государством или общественной группой лиц для сохране­ния или изменения языковых норм.

Для методики важными представляются данные, почерпнутые из работ социолингвистов и касающиеся связей между языком и явлениями общественной жизни, о перспективах развития языка в разных социальных и профессиональных сферах его примене­ния. Исследования, проводимые Советом Европы по разработке «Общеевропейской компетенции владения иностранным язы­ком» (1996) и «Европейского языкового портфеля» (1997), при­званы, в частности, учесть ситуацию, сложившуюся в Европе в связи с массовой эмиграцией лиц, не владеющих или плохо вла­деющих языком страны пребывания, и в условиях многоязыч­ной Европы, как говорится в одном из названных документов, «повышать уровень развития каждого человека, изучающего язык».

Особенно плодотворным с позиции социолингвистики за по­следние годы представляется исследование взаимодействия язы­ка и культуры, реализуемое в рамках лингвострановедения и культуроведения и концепции коммуникативного иноязычного образования как развития индивидуальности в диалоге культур (Е.И. Пассов, 2000).

Социальная психология – дисциплина, возник­шая на пересечении психологии и социологии. Началом ее изу­чения считается 1908 г., когда термин социальная психология появился в работах английского психолога У. Макдугалла и аме­риканского социолога Э. Россе. Эта дисциплина изучает законо­мерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в различные социальные группы. Для методи­ки большое значение имеют следующие сведения, почерпнутые из работ представителей этого направления научной мысли: пси­хологическая совместимость школьников, входящих в состав учебной группы; психологические особенности самой группы и присущих учащимся качеств (сплоченность, лидерство, принятие групповых решений). Например, на студенческий возраст прихо­дится время активного формирования социальной зрелости, что предполагает способность каждого молодого человека овладеть необходимой для общества совокупностью социальных ролей – специалиста, родителя, руководителя и др.

Особую важность для преподавателя языка представляет воз­можность формирования в процессе обучения социальной ком­петенции, т.е. способности учащегося вступать в коммуникатив­ные отношения с другими людьми. Умение вступать в такие от­ношения требует от человека способности ориентироваться в со­циальной ситуации и управлять ею, что достигается, в частности, в ходе занятий по практике языка.