Сила связей регионального экономического механизма
Номера связей, представленных на рис. 5.2. | Административно- плановая система | Переходная экономика | |
Внутренние | |||
М | М | ||
W/S | W/S | ||
M/S | S/S | ||
М | S | ||
S | S | ||
S | S | ||
М | S | ||
М | S | ||
М | S | ||
W | М | ||
S/M | S/S | ||
W/S | M/S | ||
W | М | ||
М | W | ||
М/М | М/М | ||
Внешние | |||
S/S | S/S | ||
S | М | ||
S | М | ||
W | М | ||
S | М | ||
S/S | М/М | ||
S | М | ||
S | М | ||
S/W | м/м |
Примечание. W— слабая связь, М— средняя, S— сильная. Если связь двусторонняя (например, 2), то числитель — это сила связи в направлении сверху (или слева) по рис. 5.2, знаменатель — сила связи в направлении снизу (или справа).
Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с федеральными регулирующими системами (федеральным центром), с другими регионами и внешним миром (рис. 5.3).
Преобладающая форма экономических отношений:
Торговые
Финансовые
Рис. 5.3. Экономические отношения регионов в национальной и мировой экономике.
Отношения между регионами и внешним миром являются преимущественно торговыми (Т—Д, Д—Т), хотя в последнее время регионы становятся непосредственными участниками межрегионального и международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Отметим, что даже если продавцом или покупателем товаров выступает федеральная организация, соответствующие торговые связи (например, закупка и распределение военной техники, продовольствия, стратегического сырья и т.д.) рассматриваются как межрегиональные. Федеральный центр выступает непосредственным участником отношений с регионами, главным образом в финансовой сфере: в форме межбюджетных трансфертов, прямых расходов федерального бюджета на территориях регионов, предоставления регионам целевых кредитов, покупки-продажи федеральных и региональных ценных бумаг и т.п. Регулирование таких финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) является одним из главных направлений государственной региональной экономической политики.