РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ» .
(«Рапсодия в голубых тонах»).
Сочинена в 1924 г. для оркестра Пола Уайтмена. Представляет собой своеобразный одночастный концерт для фортепиано с оркестром (одна из самых ранних и самых удачных попыток соединения европейской классической традиции с музыкальным языком негритянского джаза). Название «Рапсодия в голубых тонах» придумал брат композитора Аира Гершвин. Игра слов («in blue”) дала произведению второе название.
Жанр рапсодии создан Ф. Листом: это романтическая пьеса с опорой на фольклорный тематизм, импровизационного, свободного строения, выражающая народно-национальный дух. Всё это есть и в произведении Гершвина, только . венгерская музыка заменена негритянской. Слово "Блюз" происходит от негритянского выражения «blue devils" - голубые демоны, т.е. тоска, хандра".
Молодой композитор прекрасно знал виртуозную фортепианную музыку романтиков середины XIX века (Шопена, Листа) и современников (Рахманинова, Равеля, де Фальи). Он смог соединить их достижения и виртуозные приёмы с ярким негритянским интонационным языком (из блюзов и спиритуалов) с импровизационностью и ритмикой раннего джаза (из регтаймов), красочными исполнительскими приёмами и инструментовкой (из диксиленда). Постоянное подчёркивание в темах блюзовых нот, обилие синкоп, импровизационность изложения партии солиста - всё это соответствует приёмам джаза, современным Рапсодии. Изобретательность инструментовки и приёмы исполнения, взятые из джазовой практики, создают неповторимый колорит произведения. В Рапсодии несколько разделов, сменяющих др. др. по принципу контраста. Они составляют сонатную форму (экспозиция – разработка, лирический эпизод, токкатный эпизод - реприза-кода). Необычно самое начало: глиссандо кларнета с низкой ноты вверх на две октавы, направленное к первой ноте основной темы. Пониженные 6 и 7 ступени мелодического мажора и синкопы придают ей своеобразие. Второй элемент темы, с подчёркиванием 7 пониженной и 2. повышенной ступени (или 3 пониженной) имеет яркое блюзовое звучание. Второй раздел - разработочный (развитие тематического материала, частая смена тональностей, небольшие виртуозные каденции солиста). Третий раздел - эпизод с распевной лирической темой сладковато-сентиментального (модного в начале века) характера. Четвертый раздел - преобразование лирической темы в шутливую токкату, с характерной быстрой репетицией одной ноты. В конце произведения реприза-кода, шумно-праздничная, почти экстатическая. Она подводит итог всему движению, пёстро разнохарактерному, то напористому, то мечтательному.