Дж. Пуччини. Опера «Богема».

 

Опера в 4 д., 1-я пост. - Турин 1896 г., либретто Л. Иллика и Д. Джакоза по повести А. Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1848). На этот сюжет одновременно с Пуччини писал и Р. Леонкавалло, опера которого успеха не имела, зато бывшие друзья стали навсегда врагами.

1-е д. В мансарде большого парижского дома крайне бедно, но весело живут четверо друзей: поэт Рудольф (тенор), художник Марсель (баритон), музыкант Шонар (баритон) и философ Коллен (бас). В мансарде холодно. Друзья думают чем бы растопить камин, и Рудольф бросает в огонь рукопись своей «жгучей» драмы. Шонару удалось добыть денег, принести еды и вина. Весёлую пирушку друзей прерывает приход хозяина дома за оплатой жилья. Но его удается вытолкать за дверь, наговорив множество пикантных небылиц. Развеселившиеся друзья собираются в Латинский квартал. Уходят все кроме Рудольфа, оставшегося сочинять статью для газеты. В дверь стучат. Входит незнакомая девушка, просит зажечь её свечу. Ей нездоровится, она с трудом поднялась по лестнице. Рудольф восхищён её красотой. Молодые люди рассказывают друг другу о себе. Девушку зовут Мими (сопрано), она белошвейка, соседка по дому. С улицы слышны голоса друзей Рудольфа, зовущих, его. Молодые люди присоединяются к ним.

2-е д. В Латинском квартале. Вечер. Канун Рождества. Друзья веселятся среди праздничной толпы. Занимают места в кафе. Вдруг появляется Мюзетта (сопрано), бывшая подружка Марселя, вместе с богатым стариком Альциндором. Увидев Марселя, она спроваживает старика и присоединяется к компании. Когда Альциндор возвращается в кафе, ему приходится оплатить счет только что ушедшей молодёжи.

3-е д. У заставы. В маленькой харчевне на окраине Парижа поселились Марсель и Мюзетта. Сюда к ним приходит посоветоваться Мими, поссорившаяся с ревнивым Рудольфом. Мими тяжело больна. Здесь она встречает Рудольфа и узнаёт, что он хочет её покинуть, т.к. слишком беден чтобы не расставаться с ней. А в это время происходит сцена ревности между Марселем и Мюзеттой.

4-е д. В мансарде. Четверо друзей снова вместе, как и прежде они бедны, но веселы. Шонар и Коллен приносят еды, затевают пиршество с танцами. В разгар веселья Мюзетта приводит Мими: она совсем больна. Нужны лекарства, а денег нет. Друзья собирают вещи, которые можно продать. Но всё поздно. Мими умирает на руках безутешного Рудольфа.

Композитор воплотил в опере трогательные, забавные и скорбные события из жизни парижской богемы (нищей художественной интеллигенции, ведущей беспорядочный образ жизни). В основе музыки - искренняя, свободно льющаяся, тёплая, взволнованная мелодика. Драматургия стройна и логична: в 1 д. завязка драмы, 2 д. - жанрово-юмористическая интермедия, 3 д. ~ драматическая кульминация и 4 д. - трагическая развязка. Музыка основана на- сквозном развитии при почти полном отсутствии законченных музыкальных номеров. Нет развитых арий, законченных ансамблей, хоров. Вокальная ткань состоит из декламации, лаконичных кантиленных фраз на фоне насыщенного выразительного звучания оркестра. В заключительной части 1 д. звучат два монолога-автопортрета Рудольфа и Мими, а затем их приподнято-страстный дуэт. Их единство достигается повторением «темы любви» из монолога Рудольфа в дуэте,, а затем в конце действия, в кульминации любовной сцены. Каждый монолог строится как мозаика из кратких певучих тем-лейтмотивов, чередующихся со скупой речитацией. Единственный законченный вокальный номер в опере - это Вальс Мюзетты из 2 д., написанный в духе лёгкой, почти танцевальной опереточной песенки. Красочно даны хоровые и ансамблевые бытовые сценки. Во 2 д. - это хоры продавцов, гризеток и студентов, марш проходящих солдат. В 3 д. - хоровые реплики молочниц, стражников, подгулявших кутил. Оркестр звучит вполне импрессионистски («мотив трёх труб» в начале 2 д.; «тема рассвета» в начале 3 д.), за счёт красочной инструментовки и позднеромантической гармонии.