Буржуазные реформы 60-х - 70-х г.г. 19в.: земская и городская, судебная, военная.

 

Земская реформа 1864г.: в губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления - губернские и уездные Земские собрания. Гласные земств (депутаты) избирались на основе закона, который учитывал имущественное и сословное различие населения (в результате поместные дворяне получали преимущества, но остальные сословия так же имели своих представителей).

(Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые затем избирали губернскую управу. В губернских и уездных земских собраниях председателями были предводители дворянства).

В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, образование, устройство благотворительных учреждений. Земства могли обращаться к правительству с ходатайством, но были лишены какой-либо законодательной инициативы. (Земские учреждения были введены в 34 губерниях России, а некоторые губернии по разным причинам не имели их - так Архангельская, Астраханская, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Средняя Азия, Кавказ).

Итог: это попытка с помощью учреждения земств создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Судебная реформа 1864г. В ее основе лежали следующие принципы: бессословность суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации, создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов). В результате реформы судебная система сложилась в следующем виде:

Мировой суд (учреждаемый в уездах) - мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, их решения могли быть обжалованы на съезде мировых судей данного округа. В ведении Мирового суда находились уголовные преступления (незначительные, где было минимальное наказание штраф до 300 руб., арест до 3-х месяцев, тюремное заключение до года) и небольшие гражданские дела. (Более значительные дела принимались к рассмотрению в коронном суде, где было 2-е инстанции: окружной суд и судебная палата). Решения по уголовным делам в окружных судах выносились присяжными заседателями (их избирали по специальным спискам из лиц разных сословий). (Суд присяжных не рассматривал дела о государственных преступлениях). Если присяжные признавали обвиняемого виновным, то меру наказания устанавливали коронные судьи, назначаемые императором по представлению министра юстиции. Высшей кассационной инстанцией выступал Сенат. Предварительное следствие осуществлялось судебными следователями, входившими в состав окружных судов (Они также как и судьи назначались правительством и были несменяемыми). Судебный процесс становился гласным и состязательным (это означало, что прокурору, т.е. государственному обвинителю, противостоял независимый от властей адвокат). Создавался институт нотариусов.

Итог: судебная реформа являлась наиболее демократичной из всех реформ. А.Ф.Кони отмечал, что «реформа проложила рельсы для развития в России правосудия, правосознания и правовой защищенности».

Во II-ой половине 60-х гг. правительство принимает ряд мер, направленных на ограничение судебной реформы (связано, очевидно, это с покушением на жизнь Александра II студента Д. Каракозова 4 апреля 1866г.).

Реформа городского самоуправления 1870 г. Создавались всесословные органы общественного самоуправления — городские Думы. Гласные городской Думы (депутаты) избирали городскую управу и городского голову. (Выборы гласных осуществлялись на основе имущественного ценза, в результате в Думе преобладали представители буржуазии и дворянства). В компетенцию городского самоуправления входили главным образом хозяйственные вопросы: развитие торговли и промышленности, установление налогов, благоустройство города, развитие здравоохранения и народного образования. Городские Думы находились в ведении Сената. (Губернаторы контролировали постановления Думы только в плане соответствия законодательству. Городской голова возглавлял исполнительный орган городского самоуправления - управу, а также был председателем в городской Думе. Таким образом в одном лице соединялись исполнительные и законодательные функции, что снижало уровень свободного обсуждения и принятия решений городской Думой). Но это был все таки шаг вперед.

Военные преобразования 60-70-х гг. Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России. Необходимость военной реформы:

1. Поражение в Крымской войне обнаружило техническую и тактическую отсталость армии.

2. Европейские страны быстро увеличивали свой военный потенциал, это представляло угрозу безопасности России.

3. Порядок комплектования и управления войсками нуждались в изменениях.

В ходе реформы упраздняются военные поселения, создаются военные округа, реорганизуется Военное министерство и Главный штаб, учреждаются юнкерские и военные училища. Быстрыми темпами развивается военная промышленность. Центральным звеном военной реформы стало введение с января 1874 г. всеобщей воинской повинности, она распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет - на флоте. (Для имевших образование и в зависимости от его уровня срок службы сокращался с 4 лет до 6 месяцев. Существовала и гибкая система льгот, отсрочек и освобождения от военной службы).

Итог: модернизация армии, ее демократизация, повышение боеспособности.

Были внесены изменения и в систему образования (расширялась автономия Университетов, гимназии разделялись на классические и реальные – первые готовили для поступления в Университет, а вторые - в высшие технические учебные заведения), в 1865 г. была проведена цензурная реформа (отменялась предварительная цензура, а вводилась карательная, т.е. после публикаций; конфискация продукции проводилась исключительно по приговору суда), финансовая реформа 1862 - 1866гг. (всеми финансовыми средствами страны получил право распоряжаться министр финансов, его деятельность подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. учрежден Государственный банк, он кредитовал торгово-промышленные предприятия.

Главный итог преобразований финансовой системы - установление гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой системе.

Итоги реформ 60 - 70гг. XIX в.: они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации, но страна по прежнему оставалась самодержавной монархией, общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства.

На рубеже 70 - 80-х гг. во внутриполитической жизни страны отчетливо проявляются признаки кризиса. Был создан чрезвычайный орган управления и во главе стал М. Лорис-Меликов, он получил диктаторские полномочия, повел решительную борьбу с революционным подпольем, предложил программу на продолжение реформ. Царь поддержал, но Александр II был убит народовольцами 1 марта 1881 г.