Русская философия
Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее уходят вглубь российской (шире — славянской) истории. Но предпосылки (сюда мы отнесем прежде всего историческое сознание и самосознание народа) еще не есть само явление. Они лишь подготавливают рождение и развитие его.
Философия же в ее подлинном смысле слова возникает в России в XIX в. Даже XVIII в. (век М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева) в значительной мере еще подготовительный, потому что русская мысль до Чаадаева и славянофилов во многом еще лишь следовала за мыслью европейской, еще искала свою тему, свою тональность, свой голос выражения. В классическом, золотом для России XIX в., русская философия не только училась у Запада, но и учила его. Страна Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и Вл. Соловьева становилась поистине духовным лидером человечества.
Русская философская классика XIX в., как и русская классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Русская философия выступила как философия Предупреждения. Ее лейтмотив — нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Истина постигается, по учению русских философов, не чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, «полнотой жизни» (Н. А. Бердяев).
Полнота жизни — это и есть краеугольный камень вершинного завоевания русской философской мысли — идеи, или учения, всеединства. Русская философия — душа русского народа, со своими идеалами и ценностями, очень далекими от прагматизма и утилитаризма западной культуры. Философскую установку Запада четко выразил Спиноза: не плакать, не смеяться, а понимать! В полную противоположность такому крайнему рационализму русская философия (русская духовность) утверждала — устами старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского — невозможность постижения Истины без любви: высшие откровения духа даются лишь любящему сердцу. И это не чувственная любовь (как у Фейербаха). Это духовная любовь — именно она отличает человека от всех живых тварей земли. Именно она придает нашему сознанию цельность и полноту.
Классическая русская философия, как и классическая русская литература, антибурлсуазна. «Близорукость» и «утопизм» тех, кто искал альтернативу капитализму, были в то же время дальновидным провидением более глубокой исторической сущности: антигуманного, безнравственного, антиэстетического, а потому по необходимости и «неистинного» преходящего характера западноевропейского, т. е. буржуазного, типа развития. Отстав от российской действительности, русская философия намного ее опередила. В программе Всеединства и цельного знания был прочерчен путь, которой мог и должен был пересечься с основной магистралью европейской мысли, но не слиться с ней, а сохранить свой голос в этом дуэте. Это был голос Любви и Добра, не заглушающий, но и не заглушаемый западным голосом — Воли и Разума.
Русская философия — целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.
Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии двух последних столетий:
1. Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40—50-е гг. XIX в.). Основатели этого течения А. С. Хомяков (1804—1860) и И. В. Киреевский (1806—1856) открыто противопоставляли свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне-рационалистическому. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический (диалектический) идеализм Канта и Гегеля.
2. Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники (40—60-е гг. XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать замечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева (1794—1856).
3. Народничество (60—80-е гг. XIX в.). Это направление в России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался как реакционное, попятное движение. К народничеству близко стоял русский анархизм (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин).
4. Философия всеединства (70-е гг. XIX в.—30-е гг. XX в.). Корни этого философского учения уходят вглубь веков — к античности и Возрождению. В русской духовности идея всеединства была возрождена и развита Вл. Соловьевым (1853—1900). Всеединство (универсальная связь мира) доступно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этом основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками С. Л. Франком, П. А. Флоренским, Л. П. Карсавиным.
5. Русская религиозная философия конца XIX — начала XX в. На этом рубеже (в так называемый серебряный век русской культуры) творческий подъем охватил религию, философию, искусство. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиозного обновленчества был оригинальный русский мыслитель В. В. Розанов (1856—1919). Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову (1866—1938), непримиримому критику европейского рационализма. К данному направлению относится многогранное творчество А. И. Ильина (1883—1954) — философа, правоведа, литературного критика.
6. Русский марксизм (с 1883 г. — со времени начала марксистского революционного движения в России). Основатели его — Г. В. Плеханов (1856—1918) и В. И. Ленин (1870—1924).
Как теоретик марксизма, Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологи. В отличие от Плеханова Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности. Для него высшим актом социального творчества являлась социально-политическая революция.
В начале XX века особую группу внутри русского марксизма образовали идеологи так называемого «легального марксизма»: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве. Они сочувствовали процессу капитализации России, но решительно отмежевали себя от сторонников насильственной революции и классовой диктатуры.
7. Философия в советской и постсоветской России. В это время (с 1917 года по 1991-й) официально идеологией в СССР был провозглашен марксизм-ленинизм. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность — А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, К. Мамардашвили и др.
Мировое значение русской философской мысли XX в. еще подлежит изучению и исследованию.