Методы индивидуальной социальной работы

Последовательные действия социальных работников относительно клиентов в теории социальной работы называются методами и группируются следующим образом:

• индивидуальная работа с конкретным случаем;

• работа с группой;

• работа в микросоциальной среде.

Социальная индивидуальная работа со случаем (social casework) в процессе своей эволюции претерпела значительные изменения. Сегодня под этим общим названием существует ряд различных моделей. Метод решения проблем был разработан X. Перлман. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, этот метод предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы.

Психосоциальный метод предложен Ф. Холлис применяется в случаях понимания клиентом своих индивидуальных и социальных проблем, например проблем, связанных со здоровьем.

Подход, центрированный на задаче, или вмешательство, центрированное на задаче, – это набор процедур для облегчения восприятия клиентом целевых проблем.

Техники оперантного изменения поведения включают такие виды интервенций, как позитивное и негативное изменение поведения, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.

Техники респондентного изменения поведения включают обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений.

Экологический подход предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды на основе позитивного взаимообмена.

Кризисно-ориентированный краткосрочный метод индивидуальной работы применим в случаях таких кризисных состояний, как тревожность, чувство стыда, вины, враждебности и т. п. Рациональный метод индивидуальной работы. Данный метод используется в случаях, когда клиент ищет помощи в понимании своей проблемной ситуации.

Терапия реальностью. Цель метода состоит в том, чтобы помочь людям понять и принять ответственность за свое собственное поведение. Такой подход в практике социальной работы имеет условное название «социальное лечение».

В различных технологических моделях деятельности используют методы консультирования, такие как: психоаналитический, интегративный (личностный), структурный и проч.

В число основных принципов, реализуемых в технологии социального консультирования входят принципы: анонимность, конфиденциальность, безоценочное отношение к клиенту и др.

Технологию семейного консультирования в социальной работе следует рассматривать как процесс оказания социально-психологической помощи при супружеских конфликтах и дисгармониях.

Технология социальной коррекции имеет стратегическую цель– изменение особенностей социального субъекта, не соответствующих социальным стандартам.

Социально-терапевтические технологии, восстанавливающие ресурсы клиента: имеют следующие виды: трудотерапия, сказкотерапия, ипотерапия и проч.; Профилактические мероприятия в социальных технологиях могут быть иметь вид нейтрализующих, компенсирующих предупреждающих и устраняющих.

Технологии профилактики делятся на технологии первичной, вторичной и третичной профилактики.

Технология первичной социальной профилактики понимается как технология социальной работы по предупреждению причин социальных отклонений;

Используются и другие методы индивидуальной работы, применимые к случаям агрессивного поведения, сексуальных расстройств, к проблемам наркозависимых групп и т. п. К таким видам индивидуальной работы можно отнести игровую терапию, сексуальную терапию, психодраму, техники «отвращения» и т. п. Технология социальной реабилитации направлена на выявление и мобилизацию внутренних и внешних ресурсов.