Лексика.

В основе научного произведения лежит общеупотребительная лексика. Это та лексика, которая составляет основу любого стиля: все слова употребляются в их прямых значениях. Кроме того, особенностью научного стиля является обилие терминологической лексики. Много слов с абстрактным значением, много служебных слов (предлогов, союзов), а также много слов, которые обеспечивают логические связи между предложениями. В лексике научного стиля следует разграничивать:

1) Терминологическую лексику;

2) Общенаучную и общетехническую лексику;

3) Слова-организаторы научной мысли.

Первая группа занимает большое место в научном стиле, так как термины несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические единицы. Общенаучные и общетехнические термины выражают основные понятия науки и техники. Они многозначны в общем языке и однозначны в научной литературе. Третья группа – слова-организаторы – очень важны, т.к. часто встречаются, без них невозможно передать информацию. Формально они представлены союзами, наречиями, предложно-именными словосочетаниями, вводными словами и словосочетаниями, безличными и неопределенными личными предложениями. Это могут быть слова: в результате, таким образом, поэтому, кроме того, следовательно и мн. др. Такие слова помогают передать логичность и последовательность научного изложения.

2.Грамматика.

С развитием науки в языке научной литературы выявилась общая закономерность: расширение возможности имени и сужение возможности глагола. Преобладают относительно длинные предложения, в два раза длиннее, чем в художественной литературе, что обусловлено особенностью научного изложения. Так как всякое научное произведение по сути своей является развернутым, то для современной научной литературы характерно:

· употребление большого количества абстрактной лексики;

· большое количество отглагольных существительных, образованных с помощью суффикса «ение» (сложение, ударение, рассмотрение);

· употребление единственного числа в значении множественного ( например, «волк – хищное животное из рода собак»);

· употребление родительного падежа с окончаниями «а» или «я» при обозначении части целого (килограмм песка (не песку));

· преимущественное употребление родительного падежа в научном стиле до 36-40% против 12-15% в разговорной речи;

· частое употребление существительных с прилагательными (сложные вещества, экономическая теория, рекламная деятельность).

3. Синтаксис.

Для синтаксиса научного стиля характерно:

1) Распространение сложных предложений.

2) Широкое употребление пассивных конструкций, конструкции с глаголами на – ся в форме настоящего времени (характеризуется, отмечается, используется).

3) Много конструкций с предлогами типа: «в результате», «в силу», «в процессе», «на основе», «в интересах» и т. п.

4) Распространение безличных, неопределённо-личных предложений (при описании факторов, явлений, процессов), номинативных предложений (в рубрикациях, в названиях книг, разделов, параграфов, в подписях к рисункам, таблицам и так далее).

5) Большая роль вводных слов и конструкций, «для связи мыслей», последовательности изложения («во-первых», «таким образом», «следовательно») для выражения предположения («очевидно», «вероятно»), для оценки степени достоверности излагаемого («действительно», «конечно», «разумеется» и так далее).