Административный процесс

 

Что такое процесс? Это известная совокупность действий, со­бытий, приводящих к определенному результату, итогу. Иными словами, здесь есть динамика, неоднократность, результат. В за­висимости от форм движения материи различают процессы фи­зические, химические, биологические, социальные.

Юридические процессы являются разновидностью социальных. Их отличают следующие особенности:

1) это сознательная, целенаправленная деятельность;

2) она связана с реализацией властных полномочий субъекта­ми публичной власти;

3) она запрограммирована на достижение определенных юри­дических результатов, направлена на решение юридических дел;

4) промежуточные и окончательные итоги процесса закрепля­ются в официальных документах;

5) полная (или в основном) регламентация деятельности юри­дическими процессуальными нормами.

Административный процесс стоит в одном ряду с такими юриди­ческими процессами, как уголовный, гражданский, законодатель­ный, бюджетный. Если, с одной стороны, он является видом юри­дического процесса и обладает всеми свойственными последнему признаками, то с другой — это вид управленческой (исполнитель­ной) деятельности, которому присущи следующие особенности:

1) он представляет собою разновидность властной деятельнос­ти субъектов исполнительной власти. Таковыми являются и судьи (когда они рассматривают дела об административных проступ­ках), и прокуроры;

2) он направлен на решение определенных управленческих дел, достижение юридических результатов;

3) он урегулирован нормами административного права. Особен­ность административного права как отрасли состоит в том, что в ней сосуществуют материальные и процессуальные нормы. Бла­годаря последним управленческие процедуры, реализация испол­нительной власти приобретают большую определенность, науч­ность, унифицируются, становятся более демократичными. Иными словами, процессуальное регламентирование способствует повы­шению эффективности властной деятельности.

Государственной администрации приходится использовать властные полномочия при решении самых разнообразных дел. В зависимости от их содержания административный — самый боль­шой из юридических процессов — можно поделить на три части: 1) процесс административного правотворчества; 2) правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс; 3) администра-тивно-юрисдикционный процесс.

Конкретизируя содержание решаемых исполнительной властью дел, учитывая субъектов деятельности, каждую из трех назван­ных разновидностей административного процесса можно разбить на более мелкие части — производства.

Административное производство, будучи составной частью ад­министративного процесса, отличается от других административ­ных производств, главным образом, содержанием решаемых дел, о чем прямо говорится в его названии. Так, в правонаделительном административном процессе выделяются производства:

1 ) по комплектованию личного состава (призыв на военную служ­бу, прием в вузы и др.);

2) по приватизации государственного и муниципального иму­щества;

3) поощрительное;

4) распределительное;

5) разрешительное и др.

В административно-юрисдикционном процессе объединены про­изводства:

1) по жалобам и заявлениям граждан;

2) по делам об административных правонарушениях граждан';

3) по применению мер административного пресечения (прину­дительного лечения и др.); 4) дисциплинарное.

Деление административного процесса на производства детер­минирует формирование институтов административно-процессу­ального права. Можно назвать институты дисциплинарного, при­ватизационного производства, производства по делам об адми­нистративных правонарушениях граждан и др.

Единого акта, регламентирующего административный процесс, нет. Возможно, в будущем удастся подготовить и принять адми­нистративно-процессуальный кодекс, хотя разнообразие админис­тративных производств делает эту задачу очень трудной. В на­стоящее время административный процесс регулируется очень многими актами. Среди них мало чисто процессуальных источни­ков, чаще всего в источниках административного права одновре­менно содержатся и материальные, и процессуальные нормы (на­пример, в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе», Таможенном кодексе РФ).

Для процессов характерна волнообразность, цикличность, ста­дийность. А юридические нормы четко оформляют стадии про­цессуальной активности. Каждое юридическое дело проходит ряд стадий.

Стадии как совокупность действий различаются непосредствен­ными целями и задачами (1); особым кругом участников и специ­фикой их правового статуса (2); комплексом процессуальных дей­ствий (3); кругом юридических фактов (4); правовыми результатами и их процессуальным оформлением (5).

Общими для административного процесса, а значит, и для любо­го из входящих в него производств являются следующие стадии:

1) анализ ситуации (в разных производствах она может назы­ваться по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.), в ходе которого соби­рается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах, о существующих проблемах. Эта информация фиксируется на материальных носителях в виде протоколов, спра­вок, схем, отчетов и т. п. и кладется в основу управленческих решений;

2) принятие решения (приказа, постановления, инструкции), в котором фиксируется воля субъекта власти. Решение — созна­тельно-волевой акт выбора одной из существующих возможнос­тей. В нем содержится императивная, новая информация, создан­ная субъектом власти. Будучи административным актом оно, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает;

3) исполнение решения. Решение — это, как правило, идеаль­ная модель будущего, информация о том, что должно быть. Боль­шое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные действия, права, отношения, процессы, блага. В правотворческих процессах заключительной является стадия об­народования акта, доведения его до сведения.

В ряде случаев признается целесообразным усложнение про­цедуры решения исполнительной властью определенных катего­рий дел, установления дополнительных стадий. Так, ряд произ­водств (приватизационное, по жалобам и др.) дополнены стадиями возбуждения дела, в производстве по делам об административ­ных правонарушениях признана необходимой стадия пересмотра постановлений'.

В зависимости от сложности (а об этом, в частности, можно су­дить по числу установленных законодательством стадий) произ­водства можно поделить на ускоренные, обычные и усложненные.

В большинстве стадий нетрудно выделить этапы — совокуп­ность действий, преследующих какую-то внутристадийную про­межуточную цель. Например, во второй стадии производства по делам об административных правонарушениях — рассмотрении дела — есть такие этапы: подготовка к рассмотрению дела, ана­лиз имеющихся данных, принятие постановления, доведение пос­тановления до сведения правонарушителя, потерпевшего, орга­низаций.

Таким образом, процесс, его производства имеют четырехуровне­вую структуру: действия — этапы — стадии — производство (процесс).

' Стадия пересмотра (кассационного, апелляционного рассмотрения) — необхо­димая часть юрисдикционного процесса.