Дивидендная политика предприятия

 

 

Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления прибылью не только акционерного общества, но и предприятий других организационно-правовых форм; только вместо терминов «дивиденд» будут употребляться «пай», «вклад», «прибыль на вклад», механизм же выплаты доходов собственникам тот же.

Выбор дивидендной политики имеет важнейшее значение для предприятия, так как оказывает влияние на следующие показатели:

- рыночную стоимость предприятия;

- благосостояние вкладчиков;

- перспективу развития предприятия;

- престижность предприятия на рынке недвижимости;

- инвестиционную привлекательность.

Чистая прибыль любого предприятия делится на 2 части – одна из них выплачивается в виде дивидендов, другая – реинвестируется в активы, то есть направляется на развитие. Реинвестируемая прибыль – это основной источник собственных средств, использование которых для предприятия является более предпочтительным, так как они обеспечивают высокую финансовую устойчивость предприятия. И с этой точки зрения большие дивиденды невыгодны.

Но с другой стороны малые дивиденды на акцию, во-первых, не способствуют привлечению дополнительных акционеров; во-вторых, «сигнализируют» о том, что у предприятия дела пошли «на спад»; в-третьих, снижают рыночную цену предприятия.

Стоимость акции обычно начисляют на основе модели Гордона.

, (3.21)

где - ожидаемый дивиденд очередного периода;

- приемлемая доходность (норма дисконта);

- ожидаемый темп прироста дивиденда.

Согласно данной формуле, чем выше дивиденд и темп его прироста, тем выше рыночная стоимость акции, а, следовательно, предприятия.

Цель дивидендной политики заключается в установлении оптимальных пропорций между прибылью, потребляемой (направляемой на выплату дивидендов) и капитализируемой (направляемой на развитие).

Поскольку имеются два совершенно противоположных взгляда на проблему использования прибыли на предприятии существует и несколько различных по сути теорий дивидендных выплат или дивидендной политики.

.