Обслуживающий и транспортный флот

 

Для обеспечения работы добывающих тех­нических средств предназначен обслуживающий (вспомогатель­ный) флот, для перевозок добываемых материалов - грузовой транспортный флот. Без обслуживающих и транспортных судов не 'может быть организована добыча строительных материалов и их доставка потребителям.

Потребность транспортных средств для каждого снаряда за­висит от его технической производительности, условий работы на месторождении, характеристик транспортных судов, расстоя­ния доставки материалов, продолжительности выгрузки и т. д. Во избежание простоев добывающих снарядов суда следует подавать под загрузку по расчетному графику с соблюдением ритмичности их подхода, от которой зависит эффективность использования добывающих снарядов и транспортного флота.

Обслуживающий флот. В состав обслуживающего флота входят брандвахты, мотозавозни, грунтоотвозные и разъездные суда, суда-приставки, топливные суда, суда-водовозы, водоотка­чивающие суда, грузовые баржи (понтоны).

Брандвахта предназначена для размещения экипажа добы­вающего снаряда или обслуживающего флота в том случае если последние не оборудованы жилыми помещениями. На брандвахтах имеются все необходимые судовые устройства, оборудование и инвентарь. Электроэнергию для работы судо­вых устройств, освещения и бытовых нужд получают от уста­новленной на брандвахте электростанции, с другого судна или от береговой сети.

При отсутствии жилых помещений на снаряде, кроме бранд­вахты, необходимо иметь разъездное судно для доставки эки­пажа с брандвахты на снаряд и обратно. Строительство же и эксплуатация трех судов (снаряда, брандвахты и разъездного судна) значительно дороже, чем одного судна (снаряда) с жи­лыми помещениями, поэтому целесообразнее оборудовать сна­ряды жилыми помещениями.

Мотозавозня предназначена для завоза, перекладки и убор­ки рабочих якорей» перемещения канатов и перевода пульпо­провода снаряда.

Грунтоотвозные суда (шаланды) используют: для транспор­тирования извлеченной снарядом породы к месту отвала, распо­ложенному на незначительном расстоянии от карьера; на вскрышных и дноуглубительных работах, при перевозке песчано-гра­вийных материалов к складам-накопителям и промежуточным складам.

Отличительная особенность большинства шаланд - наличие устройств самовыгрузки в воду путем раскрытия днищевой час­ти грузовых трюмов.

Пульпопроводы на добывающем снаряде предназначены для отвода нетоварных фракций материалов за пределы карьера. Они бывают плавучими, подвесными и береговыми.

Плавучий пульпопровод состоит из труб, уложенных на спа­ренные понтоны и соединенных металлическими шаровыми или гибкими резиновыми соединениями. По пульпопроводу уложены силовой, световой и телефонный кабели, настил, переходные трапы (между звеньями), установлены леерные ограждения. На концевой площадке размещена двухбарабанная электриче­ская лебедка, предназначенная для выбирания канатов понтон­ных якорей.

Подвесной пульпопровод применяют в том случае, когда не­товарные фракции отводят в отвал на небольшое расстояние или добыча осуществляется в озерных условиях. Он представ­ляет собой трубу на вантах, прикрепленных к ферме (стреле), установленной на снаряде или на специальных грузовых понто­нах.

Береговой пульпопровод состоит из отдельных труб, соеди­ненных болтами на фланцах. В местах поворота пульпопровода устанавливают изогнутые патрубки, гибкие или шаровые соеди­нения. В береговом пульпопроводе, кроме стальных, применяют облегченные фанерные трубы, а также резиновые рукава.

Суда-приставки применяют в том случае, когда на добыче гравия используют дноуглубительные снаряды, не имеющие сортировочного, обогатительного и другого специального обору­дования. Тогда на специальном судне (барже) устанавливает указанное оборудование, присоединяют это судно к снаряду в виде приставки, образуя таким образом гравиедобывающий комплекс.

На судне-приставке устанавливают гидроклассификаторы, грохоты, конвейеры, трубопроводы, лотки, а также швартовное, якорное, сцепное, водооткачивающее и другие устройства. Од­нако строительство и эксплуатация двух судов (снаряда и при­ставки) вместо одного (гравиедобывающего снаряда) экономи­чески нецелесообразны.

Транспортный флот. Для перевозки строительных материа­лов используют грузовые теплоходы и составы. Тип применяе­мого судна зависит от условий судоходства в районах добычи и перевозки груза, производительности добывающего снаряда, рода груза, способа его погрузки и выгрузки и т. д. Целесооб­разность применения тех или иных типов транспортных судов определяют технико-экономическим расчетом. Потребное для снаряда число судов зависит от его производительности, грузо­подъемности судов, дальности перевозки и продолжительности выгрузки.

Производительность добывающего снаряда влияет на выбор судна по его грузоподъемности: чем выше производительность снаряда, тем больше должна быть грузоподъемность судна. Особенно важно учитывать это при загрузке бункерных судов прямым наливом пульпы. В случае значительной производи­тельности снаряда и небольшой грузоподъемности транспортно­го судна технологические потери при погрузке достигают зна­чительных размеров. Как правило, транспортное судно должно иметь грузовместимость (м3) бункера, примерно равную произ­водительности (м3/ч) снаряда.

По конструкции суда для перевозок строительных материа­лов подразделяют на трюмные, бункерные и площадочные. Трюмные - сухогрузные суда с открытыми или закрывающими­ся трюмами, предназначенные для навалочных грузов; бункер­ные- суда с корпусами особой конструкции, позволяющей производить погрузку в грузовые трюмы (бункера) необезвоженных материалов (пульпы наливом); площадочные - суда, у ко­торых палуба, огражденная специальными обносами, служит площадкой для погрузки необезвоженных материалов. По роду перевозимого груза, как правило, трюмные суда используют для погрузки и перевозки обезвоженных материалов (гравия, песчано-гравийной смеси), бункерные - для погрузки и пере­возки необезвоженного песка (обезвоживание его происходит в. основном в процессе погрузки за счет слива технологической воды за борт), суда-площадки имеют универсальное примене­ние.

Суда для перевозки гравия и песчано-гравийной смеси отли­чаются большим разнообразием. Для этой цели могут быть ис­пользованы большинство сухогрузных самоходных и несамоход­ных, трюмных, бункерных и площадочных судов, предназначен­ных для перевозки навалочных грузов. Грузоподъемность этих судов составляет 50- 5000 т, а грузоподъемность составов- до 15- 20 тыс. т. Особенностями таких судов являются воз­можность погрузки в достаточной степени обезвоженных мате­риалов и дополнительная потребность в откачивании сопутст­вующей воды (для трюмных и бункерных судов).

Наиболее широко для перевозки гравия применяют грузовые теплоходы проектов 507 и 1575 (грузоподъемностью 5000- 5300 т), 2188 и 11 (2000 т), а также несамоходные суда проек­тов 1787У (грузоподъемность 4375 т), Р-79 (3800 т), 461Б, 461Г ; и Р-29 (по 3000 т), 1787 (3750 т), Р-85 (2500 т), Р-165 (2000 т). 567 (1800 т), Р-169 (1500 т) и др.

Несамоходные суда используют в грузовых составах различ­ной грузоподъемности с толкачами мощностью 165 - 3000 кВт. Наиболее распространены толкачи проектов 4282 (мощность 1500 кВт), Р-153 (1100 кВт), 758А (600 кВт), 1741А и 887 (по 450 кВт), 908 (330 кВт), 911 и 809 (по 220 кВт) и др.

Суда для перевозки песка имеют характерную особенность: их конструкция должна позволять производить погрузку пульпы прямым наливом добывающим снарядом, т. е. они должны быть специализированы для гидромеханизированных работ. Выгруз­ка песка из такого судна производится гидроперегружателем. Песок, добываемый плавучим краном, можно перевозить в не­специализированных сухогрузных судах.

Основной тип судов для перевозки песка—несамоходные бункерные суда и суда-площадки: бункерные гидромеханизиро­ванные баржи проектов 81060 (грузоподъемностью 4500 т), 481 (3000 т), Р-85 (2500 т), Р-165 (2000 т), Р-169 (1500 т), 1497, Р-89 и 2350 (1000 т), Р-90П (400 т) и др.; баржи-площадки: проектов Р-56 (грузоподъемность 2800 т), 942 и 342 (по 1000 т), 943 (600 т), Р-92 (400 т), 944 (300 т) и др.

Суда, предназначенные для перевозки песка, добываемого» землесосными снарядами, оборудуют заглубленными сливными устройствами для отвода технологической воды и нетоварных фракций на дно водоема. Применение на добывающих снарядах обезвоживающих устройств позволяет расширить диапазон при­меняемых судов для перевозки песка: может быть применен трюмный неспециализированный флот.