Требования к эксплуатационным свойствам
При работе подшипника, элемент качения, зажатый под действием нагрузки между наружным и внутренним кольцами, катится по беговым дорожкам.
Под действием вертикальной силы, действующей на вал, через элементы качения взаимодействующих элементов, которая в реальных случаях составляет несколько десятков мкм. Эти напряжения могут вызвать образование трещины.
Рис. 98. Схема распределения сил при работе подшипника |
Так как действующая нагрузка в каждой точке элементов повторяется за каждый оборот один раз, то образование и развитие трещины носит усталостный характер, то есть возникает и распространяется в результате многоцикловой усталости. Процесс разрушения усугубляется тем, что металл элементов неоднороден, а неоднородности являются концентраторами напряжений.
Концы образовавшейся трещины в результате многоциклового нагружения выходят на поверхность детали, что приводит к выкрашиванию частицы и образованию лунки (питтинга) в детали. В дальнейшем процесс питтингования развиваются катастрофически, так как разрушение вызывает проскальзывание и возникновение новых концентраторов напряжений.
Из сказанного следует, что элементы подшипников относятся к тяжело нагруженным деталям машиностроения и
Рис. 99. Схема деформации в зоне контакта элемента качения и кольца: 1 – элемент качения; 2 – кольцо; 3 – эпюра растягивающих напряжений; V – направлениевращения; 4 – «волна» металла, 5 – максимальные растягивающие напряжения |
для их производства применяют
специальные стали. К этим сталям
предъявляются особые требования:
1. высокая статическая грузоподъемность – предельная нагрузка, при которой остаточные деформации в зоне контакта не должны превышать 0,01 % диаметра элемента качения. Необходимая статическая грузоподъемность, а она должна быть весьма значительна, поскольку давление в области контакта при работе подшипника доходит до 2000…4000 МПа, достигается применением в качестве материала для подшипников заэвтектоидных легированных хромом сталей, обработанных на высокую твердость.
2. Высокое сопротивление контактной усталости. Эта характеристика чрезвычайно сильно зависит от наличия металлургических дефектов различного рода, особенно сульфидных и оксидных включений, а также водорода, поскольку подшипниковые стали флокеночувствительны.
3. Износостойкость, в том числе абразивная. она достигается введением в сталь ~ 1,0% С и 1,5% Сr. Влияние хрома на износостойкость определяется тем, что хром увеличивает количество карбидной фазы и меняет качественно ее состав, позволяя получать твердые специальные карбиды малых размеров.
4. Высокое сопротивление малым пластическим деформациям. Это требование наиболее актуально для подшипников точных приборов.
5. Размерная стабильность. В зависимости от размеров и класса точности подшипников изменения размеров элементов качения при эксплуатации не должны превышать 10-4…10-5 мм/мм. Размерная стабильность зависит от содержания остаточного аустенита в стали. При увеличении количества остаточного аустенита размерная стабильность ухудшается, так как остаточный аустенит является нестабильной структурной составляющей и при высоких нагрузках может превращаться в мартенсит, что сопровождается объемными изменениями элементов качения.