Научные методы.
В процессе обучения математике школьники становятся в положение исследователей, первооткрывателей математических фактов. По этому методы научного познания, методы математических исследований служат и методами преподавания математики.
Наблюдение и опыт.
Наблюдение – метода изучения, фиксирования свойств и отношений отдельных объектов и явлений окружающего мира. При наблюдении объект изучается в естественных условиях. Необходимо отличать наблюдение от простого восприятия. Восприятие как психический процесс не исчерпывает наблюдение. Наблюдение не возможно без фиксирования.
Опыт – метод изучения объектов и явлений посредством которого мы вмешиваемся в из естественное состояние и развитие. Всякий опыт эксперимент связан с наблюдением. В математике наблюдение и опыт не являются ведущими методами, но они играют большую роль преподавании математики.
Примеры:
1) В геометрии: прежде чем доказать теорему о том, что сумма углов в треугольнике =180 градусам, учитель просит измерить все углы в треугольнике.
2) Перед доказательством теоремы Виетто предлагается школьникам несколько приведенных квадратных уравнений и сравнивается произведение и сумма корней с коэффициентами.
Вывод: Наблюдение и опыт приводят учащихся к выводам, которые потом надо доказать.
Сравнение.
Метод изучения познаваемых объектов с целью выявления сходства и различиям между ними. Сравнение разных объектов способствует лучшему уяснению свойств каждого из этих объектов.
Существует две формы сравнения:
1) Сопоставление;
2) Противопоставление.
Например:
1) Для запоминания формул объема пирамиды и конусу сопоставляют их.
2) При изучении векторов полезно противопоставить свойства сколярного произведения чисел .
3) Полезно сравнивать понятия тетраэдра (треугольная пирамида) правильного треугольника и правильной треугольной пирамиды.
4) Очень полезно сопоставлять теоремы, поэтому в школе часто используется методы от противного.
5) Совместное изучение двух взаимно обратных операций эффективнее чем их раздельное изучение (раскрытие скобок, вынесение общего множителя за скобки, дифференцирование и интегрирование и т.д).
Аналогия.
Аналогия – один из самых распространенных методов научного исследования.
Аналогия – это метод изучения познаваемых объектов с целью выявления подобия сходства в их свойствах, признаках, отношениях при этом сами объекты различны.
Аналогия является важнейшим источником гипотез. Аналогия доступна, проста в рассуждениях, но она убеждает, но не доказывает.
В преподавании математики аналогия используется при изучении:
1) Десятичных дробей. Десятичные дроби по аналогии с натуральными.
2) Алгебраические дроби. По аналогии с обыкновенными дробями.
3) Задачи на составление квадратичных уравнений оформляются аналогично решению текстовых задач на составление линейных уравнений.
К сожалению аналогия является и источником ошибок, учитель должен понимать источник этих ошибок.
Обобщение.
Метод изучения познавательных объектов с целью мысленного выделения каких-нибудь общих существенных свойств. Присущих только данному множеству объектов.
Процесс обобщения научных фактов является важнейшей составляющей любой науки.
При обучении математике обобщение часто применяется:
1) В процессе формирования понятий;
2) При переходе к обобщению справедливо утверждение – площадь четырехугольников с взаимно перпендикулярными диагоналями равна половине произведения длин этих диагоналей.
Обобщение этого – площадь четырехугольника равна половине произведения длин этих диагоналей на синус угла α.
Абстрагирование.
Конкретизация.
Метод изучения познавательных объектов при котором односторонне фиксируется та или иная сторона объекта изучения вне связи с другими его сторонами.
Процесс конкретизации противопоставлен процессу абстрагирования.
Конкретизация раскрывает содержание научных абстракций путем включения реальных фактов и их отношения.
Конкретизация отличается от иллюстрации, которая показывает на примерах какое либо правило. Например, конкретизация понятия квадратного уравнения должна включать все типы квадратных уравнений приведенных, не приведенных, полных и не полных. А иллюстрация это когда приводится примером.
Но конкретизация может выступать:
1) Как наглядная иллюстрация;
2) Как подтверждение какого либо абстрактного положения;
3) Как приложение некоторого свойства конкретных условиях.
Например, для натуральных чисел:
1) a+(b+c)=(a+b)+c
3+(4+2)=(3+4)+2
2) После изучения формул сокращенного умножения
(a+b)2=a2+2ab+b2
512=(50+1)2=502+2*50*1+1=2601
Анализ и синтез.
Анализ – прием мышления при котором от следствия переходят к причине породившей это следствие.
Синтез – прием мышления при котором от причины идут к следсвию.
Как правило анализ и синтез применяются вместе, представляя аналитико-синтетический метод.
Например, доказать
Анализ | Синтез |
Сущность аналитического доказательства, исходное то утверждение которое надо доказать и путем логически обоснованных шагов она сводится к истинному утверждению.
Синтетический метод доказательства в том, что подбираются истинное решение и получается искомое. Этот метод труден для школьников, самостоятельно, как правило, не могут применить. Поэтому целесообразно с помощью анализа вести поиск решения, а с помощью синтеза производить доказательства.
Одной из форм анализа является метод восходящего анализа, его суть заключается в следующем, для того чтобы было верно утверждение (а) достаточно доказать (б), для того чтобы доказать (б) нужно доказать (с) и т.д.
Метод восходящего анализа обладает рядом педагогических достоинств:
1) Сознательно и самостоятельно отыскание решения;
2) Способствует логическому развитию школьника;
3) Обеспечивает целенаправленность действий на каждом этапе;
4) Схема использования этого метода проста.
Еще одной формой аналитического метода является тщательный анализ всех условий задачи, для этого аккуратно выписывают все условия задачи, анализируют, сопоставляют и находят решение задачи.
Индукция и дидукция.
Индукция (наведение) – вывод общего предложения на основе рассмотрения частного случая. Этот метод рассуждения от частного к общему.
Дедукция (выведение) – вывод из общего суждения частного суждения, способ рассуждения от общего к частному.
Если в индукции вывод делается на основе перебора всех возможных частных случаев, то индукция называется полной. Полная индукция и дедукция дают достоверные выводы.
Неполная индукция приводит лишь к возникновению гипотезы, которую надо доказать.
Очень часто в школе используют неполную индукцию под видом полной, но это методический прием.
Метода математической индукции основана на аксиоме индукции в аксиоматике Пиано для натуральных чисел, это дедуктивный метод:
1) Считаем для n=1;
2) Индуктивное предположение для k+1, следовательно верное для всех натуральных чисел.