Система Инкотермс Общие положения
С начала 2000 года действует новая редакция Правил ИНКО-ТЕРМС 2000, утвержденная Международной торговой палатой. При этом на практике можно пользоваться любыми из них, только нужно сделать соответствующую ссылку в документах. Как и в предыдущей редакции Правил ИНКОТЕРМС 1990 в Правилах ИНКОТЕРМС 2000 содержится 13 тех же самых торговых условий, сгруппированых в четыре группы: группа Е — EXW; группа F — FCA, FAS, FOB; группа C — CFR, CIF, CPT, CIP; группа D — DAF, DES, DEQ, DDU, DDP (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Структура ИНКОТЕРМС 2000 | ||
Группа Е Отправление | EXW | Франко-завод (... наименование места) |
Группа F Основная перевозка не оплачена | FCA FAS FOB | Франко-перевозчик (... наименование места) Свободно вдоль борта судна (... наименование порта отгрузки) Свободно на борту (... наименование порта отгрузки) |
Группа С Основная перевозка оплачена | CFR CIF CPT CIP | Стоимость и фрахт (... наименование порта назначения) Стоимость, страхование и фрахт (... наименование порта назначения) Перевозка оплачена до (... наименование места назначения) Перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения) |
ГруппаD Прибытие | DAF DES DEQ DDU DDP | Поставка до границы (... наименование места) Поставка с судна (... наименование порта назначения) Поставка с причала (... наименование порта назначения) Поставка без оплаты пошлины (... наименование места назначения) Поставка с оплатой пошлины (... наименование места назначения) |
В ИНКОТЕРМС 2000 структура каждого торгового условия излагается так же, как и в ИНКОТЕРМС 1990: в обязательствах продавца и покупателя предусматривается 10 пунктов соответственно (А1 — А10) и (В1 — В10), которые корреспондируются между собой. При этом каждой обязанности одной стороны противостоит обязанность другой. Обязательства сторон, вытекающие из того или иного базиса поставки, сгруппированы по следующим одинаковым направлениям (табл. 1.2):
Таблица 1.2. Обязанности участников внешнеэкономической сделки | |
А — Обязанности продавца | В — Обязанности покупателя |
1. Предоставление товара в соответ- ствии с договором 2. Лицензии, разрешения и формаль- ности 3. Договор перевозки и страхования 4. Поставка 5. Переход рисков 6. Распределение расходов 7. Уведомление покупателя 8. Доказательство поставки, транспортный документ или эквива- лентное электронное сообщение 9. Проверка, упаковка, маркировка 10. Прочие обязанности | 1. Оплата товара 2. Лицензии, разрешения и формаль- ности 3. Договор перевозки и страхования 4. Принятие поставки 5. Переход рисков 6. Распределение расходов 7. Уведомление продавца 8. Доказательство поставки, транспортный документ или эквива- лентное электронное сообщение 9. Осмотр товара 10 Прочие обязанности |
Кроме того, в ИНКОТЕРМС 2000 большинство обязательств продавца и покупателя по своей сути остались такими же, какими они были в ИНКОТЕРМС 1990. Таким образом Правила ИНКО-ТЕРМС в редакции 2000 года не несут в себе каких-либо кардинальных и очень существенных изменений, по сравнению с тем, что было предусмотрено в действующей до этого редакции Правил ИНКОТЕРМС 1990 года.
Однако, в ИНКОТЕРМС 2000 включены определенные изменения положений торговых терминов. Как указывается в официальных комментариях Международной торговой палаты главная причина произошедшего пересмотра ИНКОТЕРМС — это их приведение в соответствие с современной коммерческой практикой. В ИНКОТЕРМС 2000 предпринята попытка более четко и ясно изложить формулировки положений торговых терминов для отображения сложившейся торговой практики. Так, в большинстве торговых терминов более четко определяются обязательства продавца и покупателя по погрузке и разгрузке товара. Если в ИНКОТЕРМС 1990 в положениях относительно обязательств сторон по таможенной очистке товара использовался термин "официальные расходы по экспорту/импорту товаров", то в ИНКОТЕРМС 2000 в формулировке такого же обязательства слово "официальные" удалено, что лишает сторон поводов для возможных споров относительно того, какие расходы по таможенной очистке считать официальными, а какие нет. Можно наводить и некоторые другие примеры подобных изменений в ИНКОТЕРМС 2000, которые, не изменяют обязательства сторон по сути, а лишь уточняют их, делают более понятными, по сравнению с тем, что было до этого.
Существенные изменения в ИНКОТЕРМС 2000 были внесены в двух областях:
• таможенная очистка и оплата пошлин по условиям терминов FAS и DEQ. Если в ИНКОТЕРМС 1990 по условиям FAS обязательства по экспортной таможенной очистке товара и оплате экспортных таможенных пошлин в стране продавца возлагались на покупателя товара, то в ИНКОТЕРМС 2000 такие обязательства возлагаются на продавца товара. И, наоборот, в ИНКОТЕРМС 1990 по условиям DEQ обязательства по импортной таможенной очистке товара и оплате импортных таможенных пошлин в стране покупателя возлагались на продавца, а ИНКОТЕРМС 2000 такие же обязательства теперь возложены на покупателя товара;
• разгрузка и погрузка товара по условиях термина FCA. В ИН-КОТЕРМС 2000 не оговариваются условиях поставки товара для различных видов транспорта, как это было в ИНКОТЕРМС 1990. В замен этого установлено, что при поставке товара в помещении продавца, поставка считается выполненной после загрузки товара продавцом в транспортное средство перевозчика, а при поставке товара за пределами помещения продавца поставка считается завершенной с момента передачи товара в распоряжение перевозчика покупателя для его отгрузки с транспортного средства продавца (т.е. обязательство погрузки товара здесь лежит на покупателе).
Необходимость применения Правил ИНКОТЕРМС в Украине обуславливается, с одной стороны, широкой распространённостью их применения в международной торговле, их практичностью и удобством, а с другой стороны, установленными требованиями украинского законодательства относительно обязательности применения этих Правил украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности. Согласно Указу Президента Украины "О применении международных правил интерпретации коммерческих терминов" от 04.10.1994г. №567/94 в Украине установлено, что при заключении субъектами предпринимательской деятельности Украины всех форм собственности договоров, в том числе внешнеэкономических договоров (контрактов), предметом которых являются товары, применяются Международные правила интерпретации коммерческих терминов (ИНКОТЕРМС).
Классификация условий ИНКОТЕРМС 2000 Условия, которые входят в Инкотермс делятся на четыре группы — начиная с условия, по которому практически вся ответственность возлагается на покупателя, и заканчивая теми, по которым продавец несет все затраты и риски.
В первую группу входит Е-условие (EXW) — «Франко-завод». Это условие предусматривает минимальный риск для продавца. В соответствии с ним, продавец отгружает товар только на своем заводе (складе) и несет ответственность за его транспортировку, т.е. все траты и риски, связанные с доставкой на место назначения, несет покупатель.
Вторую группу представляют F-условия: FCA («Франко-перевозчик»), FAS (ФАС или «Франко вдоль борта судна») и FOB (ФОБ или «Франко-борт»). Обязанности продавца в данных условиях состоят в поставке товара перевозчику, указанному покупателем. «F» условие требует от продавца обязательства произвести поставку товаров для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя.
В третью группу С входят условия CFR («Стоимость и фрахт»), CIF (СИФ, или «Стоимость, страхование и фрахт»), СРТ («Перевозка оплачено до...») и CIP («Перевозка и страхование оплачены до...»). Условия требуют, чтобы продавец заключил договор на перевозку товара (груза), но без риска для него утраты или повреждения товара (груза).
Четвертую группу составляют условия DAF («Поставлено на границу»), DES («Поставлено франко-судно»), DEQ («Поставлено франко-причал»), DDU («Поставлено, пошлина не оплачена»). По этим условиям продавец несет все расходы и риски, связанные с поставкой товара в страну покупателя.
Для лучшего понимания Правил в табл. 1.3-1.5 приведена их характеристика в разной интерпретации.
Таблица 1.3. ИНКОТЕРМС 2000 по обязанностям продавца | |||||||||||||
Обязанности продавца | Условия ИНКОТЕРМС | Группа | |||||||||||
название | украинский эквивалент | ||||||||||||
Отправка товара | EXW Ex Works | Франко-завод | Е | ||||||||||
Основные расходы по перевозке не оплачены | FCA Free Carrier | Франко-погрузчик | F | ||||||||||
FAS Free Alongside Ship | ФАС Франко вдоль борта судна | ||||||||||||
FOB Free On Board | ФОБ Франко-борт | ||||||||||||
Основные расходы по | CFR Cost and Freight | Стоимость и фрахт | С | ||||||||||
Обязанности | Условия ИНКОТЕРМС | Группа | |||||||||||
продавца | название | украинский эквивалент | |||||||||||
перевозке | CIF | СИФ | |||||||||||
оплачены | Cost, Insurance and | Стоимость, страхование и | |||||||||||
Freight | фрахт | ||||||||||||
CPT | Перевозка оплачена до | ||||||||||||
Carriage Paid To | |||||||||||||
CIP | Перевозка и страхование | ||||||||||||
Carriage and Insurance | оплачены до | ||||||||||||
Paid To | |||||||||||||
Поставка | DAF Delivered At Frontier | Поставлено на границу | D | ||||||||||
товара | DES Delivered Ex Ship | Поставлено франко-судно | |||||||||||
DEQ | Поставлено франко- | ||||||||||||
Delivered Ex Quay | причал | ||||||||||||
DDU | Поставлено, пошлина | ||||||||||||
Delivered Duty Unpaid | не оплачена | ||||||||||||
DDP Delivered Duty Paid | Поставлено, пошлина | ||||||||||||
оплачена | |||||||||||||
Таблица 1.4. ИНКОТЕРМС 2000 по видам транспорта | |||||||||||||
Вид | Условия ИНКОТЕРМС | ||||||||||||
транспорта | Название | Украинский эквивалент | |||||||||||
Авиацион- | FCA | Франко-перевозчик | |||||||||||
ный | Free Carrier (... named place) | (... место указано) | |||||||||||
Железно- | FCA | Франко-перевозчик | |||||||||||
дорожный | Free Carrier (... named place) | (... место указано) | |||||||||||
Морской | FAS | ФАС | |||||||||||
и речной | Free Alongside ship (... named post of shipment) | Франко вдоль борта судна (... порт отгрузки указан) | |||||||||||
FOB | ФОБ | ||||||||||||
Free On Board | Франко-борт | ||||||||||||
(... named post of shipment) | (... порт отгрузки указан) | ||||||||||||
CFR | Стоимость и фрахт | ||||||||||||
Cost and Freight | (... порт назначения | указан) | |||||||||||
(...named post of destination) | |||||||||||||
GIF | СИФ | ||||||||||||
Cost, Insurance and Freight | Стоимость, страхование и | ||||||||||||
(...named post of destination) | фрахт (... порт назначения указан) | ||||||||||||
DES | Поставлено франко-судно | ||||||||||||
Delivered Ex Ship | (... порт назначения | указан) | |||||||||||
(...named post of destination) | |||||||||||||
DEQ | Поставлено франко-причал | ||||||||||||
Delivered Ex Quay | (... порт назначения | указан) | |||||||||||
(...named post of destination) | |||||||||||||
Любой вид | EXW | Франко-завод | |||||||||||
Вид транспорта | Ex Works (... named place) | (... место указано) | |||||||||||
Условия ИНКОТЕРМС | |||||||||||||
Название | Украинский эквивалент | ||||||||||||
FCA Free Carrier (... named place) | Франко-перевозчик (... место указано) | ||||||||||||
CPT Carriage Paid To (...named place of destination) | Перевозка оплачена до (место назначения указано) | ||||||||||||
CIP Carriage and Insurance Paid To (...named place of destination) | Перевозка и страхование оплачены до (место назначения указано) | ||||||||||||
DAF Delivered At Frontier (... named place) | Поставлено на границу (... место указано) | ||||||||||||
DDU Delivered Duty Unpaid (...named place of destination) | Поставлено, пошлина не оплачена (место назначения указано) | ||||||||||||
DDP Delivered Duty paid (...named place of destination) | Поставлено, пошлина оплачена (место назначения указано) | ||||||||||||
Таблица 1.5. Виды транспорта и соответствующие условия ИНКОТЕРМС 2000 | |||||||||||||
Любой вид транспорта | |||||||||||||
Группа Е | EXW | Франко-завод (... наименование места) | |||||||||||
Группа F | FCA | Франко-перевозчик (... наименование места) | |||||||||||
Группа С | СРТ CIP | Перевозка оплачена до (... наименование места назначения) Перевозка и страхование оплачены до (... наименование места назначения) | |||||||||||
Группа D | DAF DDU DDP | Поставка до границы (... наименование места) Поставка без оплаты пошлины (... наименование места назначения) Поставка с оплатой пошлины (... наименование места назначения) | |||||||||||
Только морской и речной транспорт | |||||||||||||
Группа F | FAS FOB | Свободно вдоль борта судна (... наименование порта отгрузки) Свободно на борту (... наименование порта отгрузки) | |||||||||||
Группа С | CFR CIF | Стоимость и фрахт (... наименование порта назначения) Стоимость, страхование и фрахт (... наименование порта назначения) | |||||||||||
Группа D | DES DEQ | Поставка с судна (... наименование порта назначения) Поставка с причала (... наименование порта назначения) | |||||||||||
Список литературы
1. Плужников К.И. Транспортное экспедирование.-М., РосКонсульт.- 2006.- 528с.
2. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.-М.:Центр экономики и маркетинга, 2000.-512с.
3. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление.-Самара:СамГАПС, 2002.-636с.
4. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности.-М.:Экзамен, 2001.-768с.
5. Справочник по международным автомобильным перевозкам.-М.:Транспорт,1992.-240с.
6. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых работ.- М.:ВИНИТИ РАН, 2001.-472с.
7. Агентирование.-Одесса:Студия "Негоциант",2005.-176с.
8. Международная перевозка грузов.-М.: “Приор”,1996.-112с.