Система Инкотермс Общие положения

С начала 2000 года действует новая редакция Правил ИНКО-ТЕРМС 2000, утвержденная Международной торговой палатой. При этом на практике можно пользоваться любыми из них, только нужно сделать соответствующую ссылку в документах. Как и в предыдущей редакции Правил ИНКОТЕРМС 1990 в Правилах ИНКОТЕРМС 2000 содержится 13 тех же самых торговых условий, сгруппированых в четыре группы: группа Е — EXW; группа F — FCA, FAS, FOB; группа C — CFR, CIF, CPT, CIP; группа D — DAF, DES, DEQ, DDU, DDP (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1. Структура ИНКОТЕРМС 2000
Группа Е Отправление EXW Франко-завод (... наименование места)
Группа F Основная пере­возка не оплаче­на FCA FAS FOB Франко-перевозчик (... наименование места) Свободно вдоль борта судна (... наименование пор­та отгрузки) Свободно на борту (... наименование порта от­грузки)
Группа С Основная пере­возка оплачена CFR CIF CPT CIP Стоимость и фрахт (... наименование порта на­значения) Стоимость, страхование и фрахт (... наименование порта назначения) Перевозка оплачена до (... наименование места на­значения) Перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения)
ГруппаD Прибытие DAF DES DEQ DDU DDP Поставка до границы (... наименование места) Поставка с судна (... наименование порта назна­чения) Поставка с причала (... наименование порта на­значения) Поставка без оплаты пошлины (... наименование места назначения) Поставка с оплатой пошлины (... наименование места назначения)

 

 

В ИНКОТЕРМС 2000 структура каждого торгового условия из­лагается так же, как и в ИНКОТЕРМС 1990: в обязательствах про­давца и покупателя предусматривается 10 пунктов соответственно (А1 — А10) и (В1 — В10), которые корреспондируются между со­бой. При этом каждой обязанности одной стороны противостоит обязанность другой. Обязательства сторон, вытекающие из того или иного базиса поставки, сгруппированы по следующим одинаковым направлениям (табл. 1.2):

  Таблица 1.2. Обязанности участников внешнеэкономической сделки
А — Обязанности продавца В — Обязанности покупателя
1. Предоставление товара в соответ- ствии с договором 2. Лицензии, разрешения и формаль- ности 3. Договор перевозки и страхования 4. Поставка 5. Переход рисков 6. Распределение расходов 7. Уведомление покупателя 8. Доказательство поставки, транспортный документ или эквива- лентное электронное сообщение 9. Проверка, упаковка, маркировка 10. Прочие обязанности 1. Оплата товара 2. Лицензии, разрешения и формаль- ности 3. Договор перевозки и страхования 4. Принятие поставки 5. Переход рисков 6. Распределение расходов 7. Уведомление продавца 8. Доказательство поставки, транспортный документ или эквива- лентное электронное сообщение 9. Осмотр товара 10 Прочие обязанности

 

 

Кроме того, в ИНКОТЕРМС 2000 большинство обязательств продавца и покупателя по своей сути остались такими же, какими они были в ИНКОТЕРМС 1990. Таким образом Правила ИНКО-ТЕРМС в редакции 2000 года не несут в себе каких-либо кардина­льных и очень существенных изменений, по сравнению с тем, что было предусмотрено в действующей до этого редакции Правил ИНКОТЕРМС 1990 года.

Однако, в ИНКОТЕРМС 2000 включены определенные изме­нения положений торговых терминов. Как указывается в официа­льных комментариях Международной торговой палаты главная причина произошедшего пересмотра ИНКОТЕРМС — это их при­ведение в соответствие с современной коммерческой практикой. В ИНКОТЕРМС 2000 предпринята попытка более четко и ясно из­ложить формулировки положений торговых терминов для отобра­жения сложившейся торговой практики. Так, в большинстве торго­вых терминов более четко определяются обязательства продавца и покупателя по погрузке и разгрузке товара. Если в ИНКОТЕРМС 1990 в положениях относительно обязательств сторон по таможен­ной очистке товара использовался термин "официальные расходы по экспорту/импорту товаров", то в ИНКОТЕРМС 2000 в форму­лировке такого же обязательства слово "официальные" удалено, что лишает сторон поводов для возможных споров относительно того, какие расходы по таможенной очистке считать официальны­ми, а какие нет. Можно наводить и некоторые другие примеры по­добных изменений в ИНКОТЕРМС 2000, которые, не изменяют обязательства сторон по сути, а лишь уточняют их, делают более понятными, по сравнению с тем, что было до этого.

Существенные изменения в ИНКОТЕРМС 2000 были внесены в двух областях:

• таможенная очистка и оплата пошлин по условиям терминов FAS и DEQ. Если в ИНКОТЕРМС 1990 по условиям FAS обяза­тельства по экспортной таможенной очистке товара и оплате экс­портных таможенных пошлин в стране продавца возлагались на покупателя товара, то в ИНКОТЕРМС 2000 такие обязательства возлагаются на продавца товара. И, наоборот, в ИНКОТЕРМС 1990 по условиям DEQ обязательства по импортной таможенной очистке товара и оплате импортных таможенных пошлин в стране покупателя возлагались на продавца, а ИНКОТЕРМС 2000 такие же обязательства теперь возложены на покупателя товара;

• разгрузка и погрузка товара по условиях термина FCA. В ИН-КОТЕРМС 2000 не оговариваются условиях поставки товара для различных видов транспорта, как это было в ИНКОТЕРМС 1990. В замен этого установлено, что при поставке товара в помещении продавца, поставка считается выполненной после загрузки товара продавцом в транспортное средство перевозчика, а при поставке товара за пределами помещения продавца поставка считается за­вершенной с момента передачи товара в распоряжение перевозчика покупателя для его отгрузки с транспортного средства продавца (т.е. обязательство погрузки товара здесь лежит на покупателе).

Необходимость применения Правил ИНКОТЕРМС в Украине обуславливается, с одной стороны, широкой распространённостью их применения в международной торговле, их практичностью и удобством, а с другой стороны, установленными требованиями украинского законодательства относительно обязательности приме­нения этих Правил украинскими субъектами внешнеэкономичес­кой деятельности. Согласно Указу Президента Украины "О приме­нении международных правил интерпретации коммерческих тер­минов" от 04.10.1994г. №567/94 в Украине установлено, что при заключении субъектами предпринимательской деятельности Укра­ины всех форм собственности договоров, в том числе внешнеэко­номических договоров (контрактов), предметом которых являются товары, применяются Международные правила интерпретации ко­ммерческих терминов (ИНКОТЕРМС).

Классификация условий ИНКОТЕРМС 2000 Условия, которые входят в Инкотермс делятся на четыре груп­пы — начиная с условия, по которому практически вся ответствен­ность возлагается на покупателя, и заканчивая теми, по которым продавец несет все затраты и риски.

В первую группу входит Е-условие (EXW) — «Франко-завод». Это условие предусматривает минимальный риск для продавца. В соответствии с ним, продавец отгружает товар только на своем за­воде (складе) и несет ответственность за его транспортировку, т.е. все траты и риски, связанные с доставкой на место назначения, не­сет покупатель.

Вторую группу представляют F-условия: FCA («Франко-перевозчик»), FAS (ФАС или «Франко вдоль борта судна») и FOB (ФОБ или «Франко-борт»). Обязанности продавца в данных усло­виях состоят в поставке товара перевозчику, указанному покупате­лем. «F» условие требует от продавца обязательства произвести по­ставку товаров для перевозки в соответствии с инструкциями поку­пателя.

В третью группу С входят условия CFR («Стоимость и фрахт»), CIF (СИФ, или «Стоимость, страхование и фрахт»), СРТ («Пере­возка оплачено до...») и CIP («Перевозка и страхование оплачены до...»). Условия требуют, чтобы продавец заключил договор на пе­ревозку товара (груза), но без риска для него утраты или поврежде­ния товара (груза).

Четвертую группу составляют условия DAF («Поставлено на границу»), DES («Поставлено франко-судно»), DEQ («Поставлено франко-причал»), DDU («Поставлено, пошлина не оплачена»). По этим условиям продавец несет все расходы и риски, связанные с поставкой товара в страну покупателя.

Для лучшего понимания Правил в табл. 1.3-1.5 приведена их характеристика в разной интерпретации.

 

Таблица 1.3. ИНКОТЕРМС 2000 по обязанностям продавца  
Обязанности продавца Условия ИНКОТЕРМС Группа  
    название украинский эквивалент      
Отправка товара EXW Ex Works Франко-завод Е  
Основные расходы по перевозке не оплачены FCA Free Carrier Франко-погрузчик F  
    FAS Free Alongside Ship ФАС Франко вдоль борта судна      
    FOB Free On Board ФОБ Франко-борт      
Основные расходы по CFR Cost and Freight Стоимость и фрахт С  
Обязанности Условия ИНКОТЕРМС Группа  
продавца название украинский эквивалент    
перевозке CIF   СИФ    
оплачены Cost, Insurance and Стоимость, страхование и    
  Freight   фрахт    
  CPT Перевозка оплачена до    
  Carriage Paid To        
  CIP Перевозка и страхование    
  Carriage and Insurance   оплачены до    
  Paid To        
Поставка DAF Delivered At Frontier Поставлено на границу D  
товара DES Delivered Ex Ship Поставлено франко-судно    
  DEQ Поставлено франко-    
  Delivered Ex Quay   причал    
  DDU Поставлено, пошлина    
  Delivered Duty Unpaid   не оплачена    
  DDP Delivered Duty Paid Поставлено, пошлина    
      оплачена    
  Таблица 1.4. ИНКОТЕРМС 2000 по видам транспорта  
  Вид Условия ИНКОТЕРМС
  транспорта Название Украинский эквивалент
  Авиацион- FCA   Франко-перевозчик
  ный Free Carrier (... named place) (... место указано)
  Железно- FCA   Франко-перевозчик
  дорожный Free Carrier (... named place) (... место указано)
  Морской FAS   ФАС  
  и речной Free Alongside ship (... named post of shipment) Франко вдоль борта судна (... порт отгрузки указан)
    FOB   ФОБ  
    Free On Board   Франко-борт  
    (... named post of shipment) (... порт отгрузки указан)
    CFR   Стоимость и фрахт
    Cost and Freight   (... порт назначения указан)
    (...named post of destination)    
    GIF   СИФ  
    Cost, Insurance and Freight Стоимость, страхование и
    (...named post of destination) фрахт (... порт назначения указан)
    DES   Поставлено франко-судно
    Delivered Ex Ship   (... порт назначения указан)
    (...named post of destination)    
    DEQ   Поставлено франко-причал
    Delivered Ex Quay   (... порт назначения указан)
    (...named post of destination)    
  Любой вид EXW   Франко-завод
  Вид транспорта Ex Works (... named place) (... место указано)
    Условия ИНКОТЕРМС  
        Название Украинский эквивалент  
        FCA Free Carrier (... named place) Франко-перевозчик (... место указано)  
        CPT Carriage Paid To (...named place of destination) Перевозка оплачена до (место назначения указано)  
        CIP Carriage and Insurance Paid To (...named place of destination) Перевозка и страхование опла­чены до (место назначения указано)  
        DAF Delivered At Frontier (... named place) Поставлено на границу (... место указано)  
        DDU Delivered Duty Unpaid (...named place of destination) Поставлено, пошлина не опла­чена (место назначения указа­но)  
        DDP Delivered Duty paid (...named place of destination) Поставлено, пошлина оплачена (место назначения указано)  
  Таблица 1.5. Виды транспорта и соответствующие условия ИНКОТЕРМС 2000  
Любой вид транспорта  
Группа Е EXW Франко-завод (... наименование места)  
Группа F FCA Франко-перевозчик (... наименование места)  
Группа С СРТ CIP Перевозка оплачена до (... наименование места назна­чения) Перевозка и страхование оплачены до (... наименование места назначения)  
Группа D DAF DDU DDP Поставка до границы (... наименование места) Поставка без оплаты пошлины (... наименование места назначения) Поставка с оплатой пошлины (... наименование места назначения)  
Только морской и речной транспорт  
Группа F FAS FOB Свободно вдоль борта судна (... наименование порта от­грузки) Свободно на борту (... наименование порта отгрузки)  
Группа С CFR CIF Стоимость и фрахт (... наименование порта назначения) Стоимость, страхование и фрахт (... наименование порта назначения)  
Группа D DES DEQ Поставка с судна (... наименование порта назначения) Поставка с причала (... наименование порта назначения)  
                           

 

 

Список литературы

 

1. Плужников К.И. Транспортное экспедирование.-М., РосКонсульт.- 2006.- 528с.

2. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.-М.:Центр экономики и маркетинга, 2000.-512с.

3. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление.-Самара:СамГАПС, 2002.-636с.

4. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности.-М.:Экзамен, 2001.-768с.

5. Справочник по международным автомобильным перевозкам.-М.:Транспорт,1992.-240с.

6. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых работ.- М.:ВИНИТИ РАН, 2001.-472с.

7. Агентирование.-Одесса:Студия "Негоциант",2005.-176с.

8. Международная перевозка грузов.-М.: “Приор”,1996.-112с.