Конвенции и соглашения по международной торговле
Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), 1948 год
Содержит принципы, взаимные правила ведения и регулирования торговли стран-участниц. Первая часть регулирует условия режимов наибольшего благоприятствования и взаимных таможенных уступок, вторая — представляет свод правил торговой политики, которых должны придерживаться страны-участницы, третья — процедурные вопросы, четвертая — содержит декларации о необходимости увеличения экспортных поступлений развивающихся стран, развития их экономик и повышении уровня населения.
Принципы и нормы ГАТТ:
• отсутствие дискриминации в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой — национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно ко внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю,
• режим наибольшего благоприятствования, означающий предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется у них любое третье государство,
• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений,
• прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров,
• предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами,
• разрешение возникающих торговых споров путем переговоров,
• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок. В настоящее время в ГАТТ состоит более 130 стран. Генеральное Соглашение о торговле услугами (ГАТС) Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов.
С территории одной стороны на территорию другой стороны (например, услуги связи, транспортные услуги). Это так называемое трансграничное оказание услуг. Только сама услуга (например, информация, переданная по факсу, транспортировка грузов и пассажиров) перемещается через границу: здесь нет ни коммерческого присутствия, ни перемещения физического лица — поставщика услуг на территорию страны, где происходит потребление услуги;
На территории одной стороны потребителю услуги другой стороны (например, туризм — услуги приезжающим в страну иностранным туристам). Это потребление услуг гражданами страны — получателя услуги на территории страны — поставщика услуги;
Посредством коммерческого присутствия единиц, оказывающих услуги одной стороны на территории другой стороны (например, деятельность учрежденных в стране банков с участием иностранного капитала). Это поставка услуг через коммерческое присутствие юридического лица. Представительство или дочернею компанию поставляющей страны на территории потребляющей страны;
Физическими лицами одной стороны на территории другой стороны, например, реализация строительных проектов, включая шефмонтаж, консультационная деятельность, разного рода профессиональные услуги — медицинские, юридические и т.д.
Такой подход к определению того, что считать внешней торговлей услугами в настоящее время используется не только в ГАТС, но и в других международных соглашениях (Северо-американское соглашение о зоне свободной торговли, Соглашение между ЕС и странами Восточной и Центральной Европы об ассоциированном членстве, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС). В настоящее время в международной практике в переговорах о внешней торговле услугами режим доступа на рынок услуг поставщиков услуг из стран, участвующих в таких переговорах фиксируется также по вышеприведенной схеме.
Киотская конвенция об организации и унификации таможенных процедур — таможенная конвенция. Она готовилась 3,5 года и принята в июне 2000 года. Ее участниками является 61 страна, 40 стран подписали протокол об изменениях Конвенции.
В Киотской конвенции впервые в таможенной и торговой истории создан полный перечень таможенных процедур, и присоединившиеся страны обязаны применять их в полном объеме.
Ролъ таможенных организаций в облегчении международной торговли
Таможенные администрации играют жизненную роль в росте международной торговли и развитии глобального международного рынка. Действенность и эффективность таможенных процедур может существенно влиять на экономическую конкурентоспособность государств.
В чрезвычайно конкурентном мировом окружении международная торговля и инвестирование стремятся в направлении стран, где они будут поддерживаться облегчающими условиями для их работы и приносить эффективные результаты.
В то же время, потоки товаров, услуг и инвестиционных средств ослабевают (или прекращают поступать вообще) в тех странах, где существуют бюрократические барьеры с высокими соответствующими издержками.
Общепризнанный в мировом сообществе подход выражается в том, что таможенные системы и процедуры не должны служить барьером к росту международной торговли и всеобщему развитию.
Современное производство и системы доставки грузов, соединенное с потенциалом новых форм электронной коммерции, делают скорую и прогнозируемую таможенную очистку важной предпосылкой для национального процветания.
Киотская конвенция
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее — Киотская конвенция) вступила в силу в 1974 году.
С тех пор рост международных грузоперевозок, невероятное развитие информационных технологий и чрезвычайно высокое конкурентное окружение международной коммерческой деятельности, основанное на качественном обслуживании и удовлетворении потребностей клиента, оказали огромное влияние на возникновение конфликта с традиционными таможенными методами и процедурами.
Поэтому, с целью приведения в соответствие с текущими требованиями международной торговли Всемирная таможенная организация (\¥СО) провела работу по исправлению и обновлению Киот-ской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Совет Всемирной таможенной организации принял в июне 1999 года измененную редакцию Киотской конвенции с целью модернизации таможенных процедур для их эффективного использования в XXI веке.
Измененная Киотская конвенция является инструментом, действия которого направлены на оказание помощи в развитии таможенных процедур и их всемирной глобализации для обеспечения деловой стабильности и действенности, которые требуются для мировой торговли.
Основополагающие принципы
В процессе пересмотра конвенции были соединены важные современные концепции и подходы в отношении таможенного процесса. Они включают приложение новой технологии, внедрение новой «философии» таможенного контроля, готовность и желание к партнерству коммерческого сектора с Таможенными органами на взаимно выгодных условиях.
Главным среди новых основополагающих принципов Киотской конвенции является обязательство Таможенных администраций обеспечить прозрачность и стабильность во всех аспектах международной торговли.
Кроме того, таможенные органы обязуются ввести в использование технологии риск-менеджмента, чтобы взаимодействовать с другими органами власти и торговыми обществами, и внедрить соответствующие международные стандарты.
Измененная Киотская конвенция также содержит новые и обязательные правила для применения, которые все Договаривающиеся Стороны должны принять без оговорок. Комитет Управления будет учрежден, чтобы гарантировать, что положения конвенции остаются уместными и современными.
Ключевые положения
Измененная Киотская конвенция будет способствовать облегчению торговли через юридические положения Общего Приложения, Специфических приложений и глав конвенции.
Общее Приложение к измененной конвенции рекомендует следующие принципы, которые Таможенная администрация должна внедрить:
♦ Стандартизироваиие и упрощение процедур;
♦ Непрерывное развитие и усовершенствование технологий таможенного контроля;
♦ Максимальное использование информационных технологий;
♦ Сближение норм таможенного регулирования и интересов мировой торговли.
Ключевые элементы измененной Киотской конвенции, которые должны применяться Таможенными администрациями:
♦ максимальное использование автоматизированных систем, технологии риск-менеджмента (включая риски уплаты налогов и выборочный контроль);
♦ использование предварительной информации о прибытии грузов для внедрения программ выборочного контроля;
♦ использование электронной передачи средств;
♦ создание легкодоступной для кого-либо информации о таможенных требованиях, законах и правилах;
♦ обеспечение системы апелляций в таможенных делах.
В соответствии со статьей 2 Протокола об изменении Киотской конвенции Приложения к ранее действующей редакции Киотской конвенции заменяются на Генеральное приложение и на Специальные приложения.
Руководящие принципы к приложениям измененной Конвенции
Исправленная Киотская конвенция обеспечивает внедрение руководящих принципов, чтобы гарантировать, что принципы упрощения и модернизации, содержащиеся в конвенции, применяются эффективно Таможенными администрациями. Руководящие принципы конвенции, направленные на упрощение, реализуются через использование эффективных технологий и автоматизации и также включают лучшие примеры практики и развиваются для каждой процедуры Общего и Специфического Приложений.
Структура Конвенции
Статьей 4 основного текста Киотской конвенции установлено, что Конвенция включает Основной текст, Генеральное приложение и Специальные приложения. Генеральное приложение и каждое из Специальных приложений к настоящей Конвенции состоит, как правило, из Глав, на которые подразделяется соответствующее Приложение, и которые включают в себя:
а) определения понятий;
6) Стандартные правила, некоторые из которых в Генеральном приложении являются Стандартными правилами с переходным сроком.
В каждом Специальном приложении содержатся также Рекомендуемые правила. Каждое из Приложений снабжается Рекомендациями, которые не являются обязательными для Договаривающихся Сторон.
В новой редакции Киотской конвенции и ее приложений отражены следующие вопросы: Генеральное Приложение:
• определение понятий;
• таможенное оформление и другие таможенные формальности;
• таможенные пошлины и налоги (начисление, взимание и уплата; отсрочка уплаты таможенных пошлин и налогов; возврат таможенных пошлин и налогов);
• гарантии;
• таможенный контроль;
• применение информационных технологий;
• отношения между таможенной службой и третьими лицами;
• информация, решения и предписания таможенной службы (информация общего характера, по конкретным вопросам, решения и предписания);
• обжалование т) таможенным вопросам (право на обжалование, форма и основание для подачи жалобы, рассмотрение жалобы).
Специальные Приложения (СП)
• таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары (СП — А);
• временное хранение товаров (СП — А);
• выпуск для свободного обращения (СП — В); •реимпорт (СП — В);
•освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов (СП — В);
• прямой экспорт (СП — С)
• таможенные склады (СП — Б);
• свободные зоны (СП — Б);
• таможенный транзит (СП — Е);
• перегрузка (СП — Е);
• каботажная транспортировка товаров (СП — Е);
• переработка на таможенной территории (СП — Б);
• переработка вне таможенной территории (СП — Б);
• возврат таможенных пошлин и налогов (СП — Б);
• переработка товаров для свободного обращения (СП — Б);
• временный ввоз (СП — О);
• таможенные правонарушения (СП — Н);
• пассажиры (СП — I);
• почтовые отправления (СП — I);
• транспортные средства коммерческого назначения (СП — I);
• запасы (СП — I);
• грузы помощи (СП — I);
• правила определения происхождения товаров (удостоверяющие документы) (СП — К);
• проверка документов, подтверждающих происхождение товаров (верификация).
Как видно из перечисленного списка, стандарты по таможенным режимам, процедурам и т. д., которые содержатся в Генеральном и Специальных приложениях, охватывают практически весь спектр вопросов таможенного дела, существующие на данном этапе научно-технического развития и состояния международной торговли.
Следует отметить, что во многих случаях в отношении таможенных процедур имеется возможность определения конкретных условий проведения тех или иных операций (взимание налогов, гарантии, условия признания лица в качестве декларанта и т.д.) предоставляется возможность государствам-участницам Конвенции самостоятельно определять национальным законодательством в зависимости от состояния экономических отношений в государстве, ее уровня развития и т. д. В то же время, практически во всех случаях, где мировая практика показала возможность «бюрократизации» этих процедур, дается соответствующая детализация стандартов для того, чтобы установить единые подходы и стандарты во всем мире, которые обусловили бы прозрачность таможенного законодательства.
Вопросы присоединения к измененной Киотской конвенции и проблемы национального законодательства стран Восточной Европы и СНГ обсуждались на международном семинаре, который проходил с 9 по 13 октября 2000 года в г. Братислава (Республика Словакия).
В частности, большинство стран отмечали проблемы с внедрением положений указанной Конвенции, связанных с электронной формой декларирования, использованием электронных методов удостоверения подлинности и идентичности (электронная подпись). Вместе с тем, следует отметить, что большинство стран (особенно страны Восточной Европы и некоторые государства члены —СНГ) практически готовы к внедрению большинства норм Киот-ской конвенции.
Что касается Украины, то действующее на данный момент национальное законодательство включает не все нормы Киотской конвенции. Например, не все таможенные режимы, которые используются в мире и могли бы использоваться в Украине, отражены в национальном законодательстве (пример — реэкспорт, реимпорт и т. д.); отсутствуют на уровне Таможенного кодекса нормы, регламентирующие таможенные процедуры на различных видах транспорта, вопросы происхождения товаров и т. д.
Поэтому Таможенной службой была проведена работа по совершенствованию законодательства и подготовлен новый соответствующий Таможенный кодекс Украины, который принят 11.07.2002 года. В этом кодексе учтены требования Киотской конвенции, в том числе и положений новой измененной Конвенции. Его принятие явилось предпосылкой для рассмотрения вопроса о присоединении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений
Подписана представителем СССР 29 декабря 1958 г. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений в соответствии с пунктом I статьи XII этой Конвенции вступила в силу 7 июня 1959 г. Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 10 августа 1960 г. При этом Президиум Верховного Совета СССР делает следующее заявление: Союз Советских Социалистических Республик будет применять положения настоящей Конвенции в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, лишь на условиях взаимности. Согласно пункту 2 статьи XII, указанная Конвенция для Союза Советских Социалистических Республик вступила в силу 22 ноября 1960 г.
Статья I
1. Настоящая Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица. Она применяется также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение.
2. Термин «арбитражные решения» включает не только арбитражные решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, но также и арбитражные решения, вынесенные постоянными арбитражными органами, к которым стороны обратились. Статья II
1. Каждое Договаривающееся Государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением, объект которого может быть предметом арбитражного разбирательства.
2. Термин «письменное соглашение» включает арбитражную оговорку в договоре или арбитражное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами или телеграммами.
3. Суд Договаривающегося Государства, если к нему поступает иск по вопросу, по которому стороны заключили соглашение, предусматриваемое настоящей статье, должен, по просьбе одной из сторон, направить стороны в арбитраж, если не найдет, что упомянутое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.
Заявления и оговорки (за исключением заявлений территориального характера и некоторых оговорок и заявлений политического характера)
1) Государство применяет Конвенцию в отношении признания и приведения в исполнение решений, вынесенных на территории другого договаривающегося государства. 26 февраля 1982 г.
3) В отношении решений, вынесенных на территории недоговаривающихся государств, государство применяет Конвенцию только в той мере, в которой данные государства признают режим взаимности.
Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов от 24.03.80
Конвенция регулирует перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки до обусловленного места доставки в другой стране, определяет документооборот смешанной перевозки, ответственность грузоотправителя и оператора, конкретизирует понятия условий договора, рассматривает таможенные вопросы.
Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов международной торговли от 1991 г.
В целях разрешения неопределенности в отношении правового режима, применяемого к грузам в процессе международной перевозки, когда такие грузы не находятся ни в ведении перевозчиков, ни в ведении владельцев, Конвенция предусматривает основания и пределы ответственности операторов международных перевозок, а также право на удержание груза в связи с понесенными издержками.