Конвенции и соглашения по международной торговле

 

Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), 1948 год

Содержит принципы, взаимные правила ведения и регулирова­ния торговли стран-участниц. Первая часть регулирует условия ре­жимов наибольшего благоприятствования и взаимных таможенных уступок, вторая — представляет свод правил торговой политики, которых должны придерживаться страны-участницы, третья — про­цедурные вопросы, четвертая — содержит декларации о необходи­мости увеличения экспортных поступлений развивающихся стран, развития их экономик и повышении уровня населения.

Принципы и нормы ГАТТ:

• отсутствие дискриминации в торговле, обеспечиваемая взаим­ным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего бла­гоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзит­ных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой — национального режима, уравнивающего в правах това­ры импортного и отечественного производства применительно ко внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю,

• режим наибольшего благоприятствования, означающий пре­доставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется у них любое третье государство,

• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нета­рифных ограничений,

• прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведе­ния многосторонних переговоров,

• предоставление преференциального режима в торговле с раз­вивающимися странами,

• разрешение возникающих торговых споров путем переговоров,

• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок. В настоящее время в ГАТТ состоит более 130 стран. Генеральное Соглашение о торговле услугами (ГАТС) Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услу­ги посредством следующих четырех способов.

С территории одной стороны на территорию другой стороны (например, услуги связи, транспортные услуги). Это так называе­мое трансграничное оказание услуг. Только сама услуга (например, информация, переданная по факсу, транспортировка грузов и пас­сажиров) перемещается через границу: здесь нет ни коммерческого присутствия, ни перемещения физического лица — поставщика ус­луг на территорию страны, где происходит потребление услуги;

На территории одной стороны потребителю услуги другой сто­роны (например, туризм — услуги приезжающим в страну ино­странным туристам). Это потребление услуг гражданами страны — получателя услуги на территории страны — поставщика услуги;

Посредством коммерческого присутствия единиц, оказывающих услуги одной стороны на территории другой стороны (например, деятельность учрежденных в стране банков с участием иностранно­го капитала). Это поставка услуг через коммерческое присутствие юридического лица. Представительство или дочернею компанию поставляющей страны на территории потребляющей страны;

Физическими лицами одной стороны на территории другой сто­роны, например, реализация строительных проектов, включая шефмонтаж, консультационная деятельность, разного рода профес­сиональные услуги — медицинские, юридические и т.д.

Такой подход к определению того, что считать внешней торгов­лей услугами в настоящее время используется не только в ГАТС, но и в других международных соглашениях (Северо-американское соглашение о зоне свободной торговли, Соглашение между ЕС и странами Восточной и Центральной Европы об ассоциированном членстве, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Рос­сией и ЕС). В настоящее время в международной практике в пере­говорах о внешней торговле услугами режим доступа на рынок ус­луг поставщиков услуг из стран, участвующих в таких переговорах фиксируется также по вышеприведенной схеме.

Киотская конвенция об организации и унификации таможенных процедур — таможенная конвенция. Она готовилась 3,5 года и при­нята в июне 2000 года. Ее участниками является 61 страна, 40 стран подписали протокол об изменениях Конвенции.

В Киотской конвенции впервые в таможенной и торговой исто­рии создан полный перечень таможенных процедур, и присоеди­нившиеся страны обязаны применять их в полном объеме.

Ролъ таможенных организаций в облегчении международной тор­говли

Таможенные администрации играют жизненную роль в росте международной торговли и развитии глобального международного рынка. Действенность и эффективность таможенных процедур мо­жет существенно влиять на экономическую конкурентоспособность государств.

В чрезвычайно конкурентном мировом окружении международ­ная торговля и инвестирование стремятся в направлении стран, где они будут поддерживаться облегчающими условиями для их работы и приносить эффективные результаты.

В то же время, потоки товаров, услуг и инвестиционных средств ослабевают (или прекращают поступать вообще) в тех странах, где существуют бюрократические барьеры с высокими соответствую­щими издержками.

Общепризнанный в мировом сообществе подход выражается в том, что таможенные системы и процедуры не должны служить барьером к росту международной торговли и всеобщему развитию.

Современное производство и системы доставки грузов, соеди­ненное с потенциалом новых форм электронной коммерции, дела­ют скорую и прогнозируемую таможенную очистку важной предпо­сылкой для национального процветания.

Киотская конвенция

Международная конвенция об упрощении и гармонизации та­моженных процедур (далее — Киотская конвенция) вступила в си­лу в 1974 году.

С тех пор рост международных грузоперевозок, невероятное развитие информационных технологий и чрезвычайно высокое конкурентное окружение международной коммерческой деятельно­сти, основанное на качественном обслуживании и удовлетворении потребностей клиента, оказали огромное влияние на возникнове­ние конфликта с традиционными таможенными методами и про­цедурами.

Поэтому, с целью приведения в соответствие с текущими требо­ваниями международной торговли Всемирная таможенная органи­зация (\¥СО) провела работу по исправлению и обновлению Киот-ской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных про­цедур.

Совет Всемирной таможенной организации принял в июне 1999 года измененную редакцию Киотской конвенции с целью модерни­зации таможенных процедур для их эффективного использования в XXI веке.

Измененная Киотская конвенция является инструментом, дей­ствия которого направлены на оказание помощи в развитии тамо­женных процедур и их всемирной глобализации для обеспечения деловой стабильности и действенности, которые требуются для ми­ровой торговли.

Основополагающие принципы

В процессе пересмотра конвенции были соединены важные со­временные концепции и подходы в отношении таможенного про­цесса. Они включают приложение новой технологии, внедрение новой «философии» таможенного контроля, готовность и желание к партнерству коммерческого сектора с Таможенными органами на взаимно выгодных условиях.

Главным среди новых основополагающих принципов Киотской конвенции является обязательство Таможенных администраций обеспечить прозрачность и стабильность во всех аспектах междуна­родной торговли.

Кроме того, таможенные органы обязуются ввести в использо­вание технологии риск-менеджмента, чтобы взаимодействовать с другими органами власти и торговыми обществами, и внедрить со­ответствующие международные стандарты.

Измененная Киотская конвенция также содержит новые и обя­зательные правила для применения, которые все Договаривающие­ся Стороны должны принять без оговорок. Комитет Управления будет учрежден, чтобы гарантировать, что положения конвенции остаются уместными и современными.

Ключевые положения

Измененная Киотская конвенция будет способствовать облегче­нию торговли через юридические положения Общего Приложе­ния, Специфических приложений и глав конвенции.

Общее Приложение к измененной конвенции рекомендует сле­дующие принципы, которые Таможенная администрация должна внедрить:

♦ Стандартизироваиие и упрощение процедур;

♦ Непрерывное развитие и усовершенствование технологий та­моженного контроля;

♦ Максимальное использование информационных технологий;

♦ Сближение норм таможенного регулирования и интересов мировой торговли.

Ключевые элементы измененной Киотской конвенции, которые должны применяться Таможенными администрациями:

♦ максимальное использование автоматизированных систем, технологии риск-менеджмента (включая риски уплаты налогов и выборочный контроль);

♦ использование предварительной информации о прибытии гру­зов для внедрения программ выборочного контроля;

♦ использование электронной передачи средств;

♦ создание легкодоступной для кого-либо информации о тамо­женных требованиях, законах и правилах;

♦ обеспечение системы апелляций в таможенных делах.

В соответствии со статьей 2 Протокола об изменении Киотской конвенции Приложения к ранее действующей редакции Киотской конвенции заменяются на Генеральное приложение и на Специ­альные приложения.

Руководящие принципы к приложениям измененной Конвенции

Исправленная Киотская конвенция обеспечивает внедрение ру­ководящих принципов, чтобы гарантировать, что принципы упро­щения и модернизации, содержащиеся в конвенции, применяются эффективно Таможенными администрациями. Руководящие прин­ципы конвенции, направленные на упрощение, реализуются через использование эффективных технологий и автоматизации и также включают лучшие примеры практики и развиваются для каждой процедуры Общего и Специфического Приложений.

Структура Конвенции

Статьей 4 основного текста Киотской конвенции установлено, что Конвенция включает Основной текст, Генеральное приложение и Специальные приложения. Генеральное приложение и каждое из Специальных приложений к настоящей Конвенции состоит, как правило, из Глав, на которые подразделяется соответствующее Приложение, и которые включают в себя:

а) определения понятий;

6) Стандартные правила, некоторые из которых в Генеральном приложении являются Стандартными правилами с переходным сроком.

В каждом Специальном приложении содержатся также Реко­мендуемые правила. Каждое из Приложений снабжается Рекомен­дациями, которые не являются обязательными для Договариваю­щихся Сторон.

В новой редакции Киотской конвенции и ее приложений отра­жены следующие вопросы: Генеральное Приложение:

• определение понятий;

• таможенное оформление и другие таможенные формальнос­ти;

• таможенные пошлины и налоги (начисление, взимание и уплата; отсрочка уплаты таможенных пошлин и налогов; возврат таможенных пошлин и налогов);

• гарантии;

• таможенный контроль;

• применение информационных технологий;

• отношения между таможенной службой и третьими лицами;

• информация, решения и предписания таможенной службы (информация общего характера, по конкретным вопросам, решения и предписания);

• обжалование т) таможенным вопросам (право на обжалова­ние, форма и основание для подачи жалобы, рассмотрение жало­бы).

Специальные Приложения (СП)

• таможенные формальности, предшествующие подаче деклара­ции на товары (СП — А);

• временное хранение товаров (СП — А);

• выпуск для свободного обращения (СП — В); •реимпорт (СП — В);

•освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов (СП — В);

• прямой экспорт (СП — С)

• таможенные склады (СП — Б);

• свободные зоны (СП — Б);

• таможенный транзит (СП — Е);

• перегрузка (СП — Е);

• каботажная транспортировка товаров (СП — Е);

• переработка на таможенной территории (СП — Б);

• переработка вне таможенной территории (СП — Б);

• возврат таможенных пошлин и налогов (СП — Б);

• переработка товаров для свободного обращения (СП — Б);

• временный ввоз (СП — О);

• таможенные правонарушения (СП — Н);

• пассажиры (СП — I);

• почтовые отправления (СП — I);

• транспортные средства коммерческого назначения (СП — I);

• запасы (СП — I);

• грузы помощи (СП — I);

• правила определения происхождения товаров (удостоверяю­щие документы) (СП — К);

• проверка документов, подтверждающих происхождение това­ров (верификация).

Как видно из перечисленного списка, стандарты по таможен­ным режимам, процедурам и т. д., которые содержатся в Генераль­ном и Специальных приложениях, охватывают практически весь спектр вопросов таможенного дела, существующие на данном этапе научно-технического развития и состояния международной торгов­ли.

Следует отметить, что во многих случаях в отношении таможен­ных процедур имеется возможность определения конкретных усло­вий проведения тех или иных операций (взимание налогов, гаран­тии, условия признания лица в качестве декларанта и т.д.) предос­тавляется возможность государствам-участницам Конвенции само­стоятельно определять национальным законодательством в зависи­мости от состояния экономических отношений в государстве, ее уровня развития и т. д. В то же время, практически во всех случаях, где мировая практика показала возможность «бюрократизации» этих процедур, дается соответствующая детализация стандартов для того, чтобы установить единые подходы и стандарты во всем мире, которые обусловили бы прозрачность таможенного законодательст­ва.

Вопросы присоединения к измененной Киотской конвенции и проблемы национального законодательства стран Восточной Евро­пы и СНГ обсуждались на международном семинаре, который про­ходил с 9 по 13 октября 2000 года в г. Братислава (Республика Сло­вакия).

В частности, большинство стран отмечали проблемы с внедре­нием положений указанной Конвенции, связанных с электронной формой декларирования, использованием электронных методов удостоверения подлинности и идентичности (электронная под­пись). Вместе с тем, следует отметить, что большинство стран (осо­бенно страны Восточной Европы и некоторые государства члены —СНГ) практически готовы к внедрению большинства норм Киот-ской конвенции.

Что касается Украины, то действующее на данный момент на­циональное законодательство включает не все нормы Киотской конвенции. Например, не все таможенные режимы, которые ис­пользуются в мире и могли бы использоваться в Украине, отраже­ны в национальном законодательстве (пример — реэкспорт, реим­порт и т. д.); отсутствуют на уровне Таможенного кодекса нормы, регламентирующие таможенные процедуры на различных видах транспорта, вопросы происхождения товаров и т. д.

Поэтому Таможенной службой была проведена работа по со­вершенствованию законодательства и подготовлен новый соответ­ствующий Таможенный кодекс Украины, который принят 11.07.2002 года. В этом кодексе учтены требования Киотской кон­венции, в том числе и положений новой измененной Конвенции. Его принятие явилось предпосылкой для рассмотрения вопроса о присоединении к Международной конвенции об упрощении и гар­монизации таможенных процедур.

Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений

Подписана представителем СССР 29 декабря 1958 г. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений в соответствии с пунктом I статьи XII этой Конвенции вступила в силу 7 июня 1959 г. Конвенция ратифицирована Президиу­мом Верховного Совета СССР 10 августа 1960 г. При этом Президи­ум Верховного Совета СССР делает следующее заявление: Союз Советских Социалистических Республик будет применять положе­ния настоящей Конвенции в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участника­ми Конвенции, лишь на условиях взаимности. Согласно пункту 2 статьи XII, указанная Конвенция для Союза Советских Социали­стических Республик вступила в силу 22 ноября 1960 г.

Статья I

1. Настоящая Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашива­ется признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица. Она применяется также к арбитражным реше­ниям, которые не считаются внутренними решениями в том госу­дарстве, где испрашивается их признание и приведение в исполне­ние.

2. Термин «арбитражные решения» включает не только арбитра­жные решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, но также и арбитражные решения, вынесенные постоянными арбитражными органами, к которым стороны обра­тились. Статья II

1. Каждое Договаривающееся Государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, которые возникли или могут возник­нуть между ними в связи с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением, объект которого может быть предме­том арбитражного разбирательства.

2. Термин «письменное соглашение» включает арбитражную оговорку в договоре или арбитражное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами или телеграмма­ми.

3. Суд Договаривающегося Государства, если к нему поступает иск по вопросу, по которому стороны заключили соглашение, пре­дусматриваемое настоящей статье, должен, по просьбе одной из сторон, направить стороны в арбитраж, если не найдет, что упомя­нутое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Заявления и оговорки (за исключением заявлений территориально­го характера и некоторых оговорок и заявлений политического харак­тера)

1) Государство применяет Конвенцию в отношении признания и приведения в исполнение решений, вынесенных на территории другого договаривающегося государства. 26 февраля 1982 г.

3) В отношении решений, вынесенных на территории недогова­ривающихся государств, государство применяет Конвенцию только в той мере, в которой данные государства признают режим взаим­ности.

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов от 24.03.80

Конвенция регулирует перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной пе­ревозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки до обусловленного места доставки в другой стране, определяет документооборот смешанной перевоз­ки, ответственность грузоотправителя и оператора, конкретизирует понятия условий договора, рассматривает таможенные вопросы.

Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов международной торговли от 1991 г.

В целях разрешения неопределенности в отношении правово­го режима, применяемого к грузам в процессе международной перевозки, когда такие грузы не находятся ни в ведении перевоз­чиков, ни в ведении владельцев, Конвенция предусматривает ос­нования и пределы ответственности операторов международных перевозок, а также право на удержание груза в связи с понесенны­ми издержками.