Перевозочные документы автомобильного транспорта

Такими документами являются путевой лист и товарно-транспортная накладная.

Путевой лист — документ внутреннего характера, регули­рующий отношения между перевозчиком и клиентом при оплате работы автомобиля по повременному тарифу. Грузо­отправитель (получатель) регистрирует в путевом листе дан­ные о пробеге, времени нахождения автомобиля в распоря­жении клиента (за вычетом времени обеденного перерыва шофера).

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разде­лов: товарного и транспортного. Товарный раздел заполняет­ся грузоотправителем и содержит сведения о грузе и о лице, сдающем груз. В транспортном разделе приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях, которые оформляют­ся соответственно грузоотправителем и грузополучателем, а также информация для расчета провозной платы. Накладная составляется, как правило, в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй сдается грузополучате­лю, третий прикладывается к счету за перевозку, четвертый остается у автотранспортного предприятия. Получение груза удостоверяется подписью и печатью грузополучателя на трех экземплярах накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.

Международные перевоз­ки грузов автомобильным транспортом регулируются «Кон­венцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ — ЦМР) от 19 мая 1956 года и Протоколом к ней 1978 года, условия которого определяются накладной международ­ной дорожной перевозки груза КДПГ/ЦМР, которая служит также удостове­рением принятия груза автоперевозчиком. В ней в дополнение к традиционным сведениям уже рассмотренных накладных вносится информация о време­ни прибытия автотранспортного средства под погрузку и его убытие (с подписью и штампом), данные, имеющие непос­редственное отношение к водителям: номер и дату путевого листа, их фамилии, подписи и штамп перевозчика; регистрационный номер тягача, полуприцепа, их марки; тариф за пере­возку (расстояние, покилометровая ставка, различные доп­латы и прочее). Получатель указывает дату получения груза, время прибытия автотранспортного средства под погрузку и убытие с разгрузкой. Свою информацию на накладной заве­ряет штампом и подписью.

Первый экземпляр накладной передается отправителю, вто­рой — сопровождает груз и вручается получателю, третий — передается перевозчику. Для таможенного оформления, и производства платежей провозной платы, для учета и отчет­ности составляются дополнительные экземпляры.

Согласно условиям КДПГ/ЦМР, отправитель вправе рас­поряжаться грузом до момента, когда груз и второй экземп­ляр накладной переданы получателю.

Водитель автопоезда по совместительству выполняет роль экспедитора груза и агента перевозчика. Он принимает груз, сверяет записи в накладной с фактическим состоянием груза. Поэтому считается, что груз, его упаковка, количество мест, масса и внешний вид были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия грузоперевозчиком. Если перевозчик не имеет возможности проверить правильность характеризую­щих груз записей в боксах 7-11 накладной, он должен вписать в бокс 18 оговорку о том, что «груз принят без проверки коли­чества мест (массы) и состояния».

 

IV. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Железнодорожная экспедиция

Перевозки грузов на линейных условиях судами морских и речных регулярных линий

Особенности транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок на воздушном транспорте

Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок грузов в смешанных сообщениях

Особенности транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов на автомобильном и речном транспорте

 

4.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

«Грузополучателем» считается физическое или юридичес­кое лицо, управомоченное на получение груза. Таким «управомоченным» может быт экспедитор в соответствии с заклю­ченным им с фактическим грузоотправителем и получателем договором транспортной экспедиции.

Транспортно-экспедиционное обслуживание дифферен­цируется Уставом ЖД по ряду важных факторов.

а) По видам отправки

- Повагонной отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной, для перевозки которого по объему или роду груза требуется отдельный вагон. Соответственно, кон­тейнерной отправкой считается такая, для которой требуется один контейнер.

—Отправка в двадцати/сорокафутовом контейнере счи­тается контейнерной — крупнотоннажной.

—Мелкой отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной, общая масса которого не превышает 10 т и под перевозку которого по объе­му или роду 1руза не требуется отдельного вагона.

—Правила перевозок предусматривают также отправки, малотоннажные— от 10 до 20 т, занимающие не более поло­вины четырехосного вагона: групповые — из нескольких ва­гонов; маршрутные — с числом вагонов, соответствующим ве­совой норме маршрутною поезда (не менее 50 вагонов).

- Железные дороги и экспедиторы практикуют объеди­нения разрозненных партий грузов разных владельцев в сбор­ные повагонные, сборные групповые и сборные маршрутные
отправки.

б) По скорости перевозки грузов: «грузовой» и «большой»

Скорости перевозок грузов: «грузовую», «большую», или неуставную «пассажирскую» выбирает и указывает в транс­портной железнодорожной накладной грузоотправитель.

в) По возложению исполнения ряда отдельных операций или только на железную дорогу (в основном, выполняемых на местах общего пользования) по ценам (сборам), которые предусмотрены в Тарифном руководстве, или только на грузоот­правителей и получателей (на местах необщего пользования, а также в местах общего пользования по операциям с такими грузами, как опасные, скоропортящиеся, негабаритные и др.).

г) На работы и услуги, которые выполняются железными до­рогами по просьбам клиентуры, или клиентурой — по просьбе железных дорог с оплатой по соглашению сторон.

д) На основе установленного принципа применения внут­ренних правил к международным сообщениям обусловлены:

- перевозка по единому перевозочному документу;

- прием груза к перевозке по внутренним правилам стра­ны отправления;

- перегрузочное отправление при разной колее и бесперегрузочное — при одинаковой колее;

- требование взаимного соглашения дорог для отправки грузов, перевозимых на особых условиях;

- осуществление перевозок только между станциями, от­крытыми для данного зримого железнодорожного сообщения;

- применение общих условий упаковки и маркировки;

- осуществление перегрузки груза, как правило, прини­мающей дорогой;

- применение единых условий погрузки и крепления гру­зов (в бесперегрузочном сообщении);

- применение единых правил перевозок скоропортящих­ся, опасных, негабаритных грузов и грузов в контейнерах.

е) На основе имущественной принадлежности вагонов и контейнеров.

На железнодорожном транспорте разрешаются перевозки грузов в вагонах и контейнерах с их имуществен­ной принадлежностью:

а) организациям железнодорожного транспорта;

б) юридическим или физическим лицам на пра­вах собственности;

в) юридическим или физическим лицам на правах аренды;

г) «в хозяйственном ведении», соглас­но договорам «менеджмента», межотраслевого взаимообмена контейнерами и вагонами, «общего парка» и др.

Подвижной состав, предназначенный для перевозок гру­зов по железнодорожным путям общего пользования, дол­жен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, а также требованиям Правил технической эксплуатации же­лезных дорог.

 

4.2. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЛИНЕЙНЫХ УСЛОВИЯХ СУДАМИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ РЕГУЛЯРНЫХ ЛИНИЙ

В международном морском судоходстве наряду с трамповой используется вторая форма эксплуа­тации флота — судоходство регулярное, линейное.

При трамповом судоходстве работа судов не связана с по­стоянными районами плавания, портами и выгрузки и не ог­раничивается определенными видами грузов, а стоимость перевозки устанавливается по соглашению сторон договора перевозки — чартера — в зависимости от конъюнктуры фрах­тового рынка.

Линейное судоходство путем организации движения зак­репленных за линией судов по расписанию обслуживает ус­тойчивые грузо- и пассажиропотоки и тем самым обеспечи­вает международную торговлю возможностью регулярных пе­ревозок товаров на главных географических транспортных направлениях. Цена перевозки в линейном судоходстве бо­лее устойчивая, чем в трамповом, и представляет собой систе­му ставок платы за провоз и сборов за другие транспортные услуги, получаемые клиентами.

Трамповое судоходство является транспортом индивиду­ального пользования, перевозки на котором оформляются договорами фрахтования или договорами арен­ды судна с предоставлением услуг или без предоставления услуг по его технической эксплуатации.

Линейное судоходство относится к транспорту общего пользования, который осуществляет перевоз­ку грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражда­нина или юридического лица.

Линейное судоходство приобрело две раз­личные формы обслуживания: регулярную и срочную. Регу­лярная обеспечивает перевозки генеральных, штучных грузов конвенциальным способом, срочная — в контейнерах и с перевалкой грузов на транспортные средства других отраслей транспорта через специализированные контейнерные терми­налы. На некоторых направлениях перевозок имеет место ком­бинирование обоих технологий, порой различия между ними представляются весьма условными. В основном они касаются не только состава флота и портового хозяйства, но и договорной базы, ценообразования, а также различных степеней монопо­лизации перевозок и концентрации транспортного капитала. Регулярные судоходные линии обслуживают грузопотоки между портами промышленно-развитых стран и портами раз­вивающихся стран, со слабой механизацией или с обработ­кой судов на рейдах. На продолжительность обработки судов в таких портах влияют многочисленные факторы, в том числе метеопричины, скопление судов, нехватка квалифицирован­ной рабочей силы. На этих линиях используется конвенцио­нальный тоннаж, грузы перевозятся в основном отдельными местами.

Помимо затрат на погрузку и выгрузку грузов (стивидор­ных расходов) перевозчик обыч­но оплачивает приобретение за счет полученного фрахта крепежного, подстилочного и прокладочного материала, про­изводит сепарацию (разделение) коносаментных партий и крепление груза в трюме, обеспечивает счет груза, рассорти­ровку груза по коносаментам при выгрузке, а если это требу­ется, то и оплачивает экспертов при освидетельствовании со­стояния мореходности судна, пригодности трюмов, разме­ров и причин повреждений груза.

Провозная плата считается полностью заработанной су­довладельцем с момента погрузки груза в судно независимо от места инкассации фрахта. Все связанные с грузом сборы, налоги, пошлины и иные расходы административного порядка относятся на счет грузовладельца. Он также оплачивает фу­мигацию, сбор и рассортировку груза, если смешение коно­саментных партий произошло по его вине, возмещает расхо­ды за взвешивание груза, за ремонт и замену упаковки, за до­полнительную перегрузку и т.д., а также все штрафы и расхо­ды, которые понес перевозчик из-за несоблюдения отправи­телем/получателем таможенных или импортных правил.

Отправители и получатели груза, как правило, не несут ответственность за простой линейных судов в портах на при­чалах данной линии. Соответственно коносамент содержит условие: «Погрузка и выгрузка производится на причалах ли­нии, а комплектование груза— на складах линии. Грузовла­делец обязан подавать грузы к погрузке так быстро, как судно способно их принимать, в любой день недели и в любое время суток; таким же образом принимать грузы в порту назна­чения".

4.3. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

—нарушение грузовладельцем, грузоотправителем тамо­женных санитарных и иных установленных законодатель­ством требований в части, касаю­щейся воздушной перевозки при международных воздуш­ных перевозках, а также правилами, определенными соот­ветствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

—отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять тре­бования, предъявляемые к ним федеральными авиационны­ми правилами;

—наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

В случае прекращения по инициативе перевозчика дей­ствия договора воздушной перевозки груза грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воз­душную перевозку.

Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной пе­ревозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется правилами воздушных перево­зок, если иное не предусмотрено договором воздушной пере­возки груза.

Грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотрен­ном авиационными правилами или установ­ленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучате­ля до выдачи груза управомоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополуча­телем или невозможности выдачи его грузополучателю.

В случае изменения условий воздушной перевозки, пре­дусмотренных договором воздушной перевозки груза, пере­возчик обязан поставить об этом в известность грузоотправи­теля или грузополучателя и испросить их распоряжения от­носительно этого груза.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибы­тии груза в сроки, предусмотренные авиаци­онными правилами или установленными перевозчиком пра­вилами воздушных перевозок, если это не предусмотрено до­говором воздушной перевозки груза.

Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузопо­лучатель имеет право отказаться от получения поврежденно­го или испорченного груза, если будет установлено, что каче­ство груза изменилось настолько, что исключается возмож­ность полного и (или) частичного его использования в соот­ветствии с первоначальным назначением.

Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, установленный правилами перевозчика, либо отказал­ся от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузо­отправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск.

Груз, не полученный в течение срока, предусмотренного авиационными правилами, установленными пере­возчиком, считается невостребованным и реализуется в поряд­ке, определенном авиационными правилами.

Хранение груза, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляются в порядке, установленном таможенным законодательством.

 

4.4. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В СМЕШАННЫХ СООБЩЕНИЯХ

Интермодальными или перевозками грузов в смешанных сообщениях считаются организационно-технологические, ло­гистические системы доставки с использованием различных видов транспорта — морского, речного, воздушного и авто­мобильного.

В принципе, в перевозках почти каждого груза участвует не один вид транспорта. Но к перевозкам грузов в смешанных сообщениях принято относить транспортировку по всей транс­портной цепи «от двери до двери» «грузового места» (груз в контейнере, в виде пакета и т.п.) по специальной фрахтовой ставке, покрывающей доставку от места отправления до места назначения, по единому транспортному документу — мультимодальному коносаменту или накладной, составленной на весь путь следования. Термины: «смешанная», «интермодальная» — США, «мультимодальная» — Великобритания или «комбини­рованная» перевозка — практически синонимы (хотя некото­рые авторы под ними понимают разные значения).

Транспортировка в прямом смешанном сообщении (в от­личие от интермодальной) — выполняется перевозчиками в соответствии с условиями, содержащимися в специальных разделах отраслевых Уставов и Кодексов.