Перевозочные документы автомобильного транспорта
Такими документами являются путевой лист и товарно-транспортная накладная.
Путевой лист — документ внутреннего характера, регулирующий отношения между перевозчиком и клиентом при оплате работы автомобиля по повременному тарифу. Грузоотправитель (получатель) регистрирует в путевом листе данные о пробеге, времени нахождения автомобиля в распоряжении клиента (за вычетом времени обеденного перерыва шофера).
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Товарный раздел заполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе и о лице, сдающем груз. В транспортном разделе приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях, которые оформляются соответственно грузоотправителем и грузополучателем, а также информация для расчета провозной платы. Накладная составляется, как правило, в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй сдается грузополучателю, третий прикладывается к счету за перевозку, четвертый остается у автотранспортного предприятия. Получение груза удостоверяется подписью и печатью грузополучателя на трех экземплярах накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.
Международные перевозки грузов автомобильным транспортом регулируются «Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ — ЦМР) от 19 мая 1956 года и Протоколом к ней 1978 года, условия которого определяются накладной международной дорожной перевозки груза КДПГ/ЦМР, которая служит также удостоверением принятия груза автоперевозчиком. В ней в дополнение к традиционным сведениям уже рассмотренных накладных вносится информация о времени прибытия автотранспортного средства под погрузку и его убытие (с подписью и штампом), данные, имеющие непосредственное отношение к водителям: номер и дату путевого листа, их фамилии, подписи и штамп перевозчика; регистрационный номер тягача, полуприцепа, их марки; тариф за перевозку (расстояние, покилометровая ставка, различные доплаты и прочее). Получатель указывает дату получения груза, время прибытия автотранспортного средства под погрузку и убытие с разгрузкой. Свою информацию на накладной заверяет штампом и подписью.
Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй — сопровождает груз и вручается получателю, третий — передается перевозчику. Для таможенного оформления, и производства платежей провозной платы, для учета и отчетности составляются дополнительные экземпляры.
Согласно условиям КДПГ/ЦМР, отправитель вправе распоряжаться грузом до момента, когда груз и второй экземпляр накладной переданы получателю.
Водитель автопоезда по совместительству выполняет роль экспедитора груза и агента перевозчика. Он принимает груз, сверяет записи в накладной с фактическим состоянием груза. Поэтому считается, что груз, его упаковка, количество мест, масса и внешний вид были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия грузоперевозчиком. Если перевозчик не имеет возможности проверить правильность характеризующих груз записей в боксах 7-11 накладной, он должен вписать в бокс 18 оговорку о том, что «груз принят без проверки количества мест (массы) и состояния».
IV. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Железнодорожная экспедиция
Перевозки грузов на линейных условиях судами морских и речных регулярных линий
Особенности транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок на воздушном транспорте
Транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок грузов в смешанных сообщениях
Особенности транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов на автомобильном и речном транспорте
4.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
«Грузополучателем» считается физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза. Таким «управомоченным» может быт экспедитор в соответствии с заключенным им с фактическим грузоотправителем и получателем договором транспортной экспедиции.
Транспортно-экспедиционное обслуживание дифференцируется Уставом ЖД по ряду важных факторов.
а) По видам отправки
- Повагонной отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной, для перевозки которого по объему или роду груза требуется отдельный вагон. Соответственно, контейнерной отправкой считается такая, для которой требуется один контейнер.
—Отправка в двадцати/сорокафутовом контейнере считается контейнерной — крупнотоннажной.
—Мелкой отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной, общая масса которого не превышает 10 т и под перевозку которого по объему или роду 1руза не требуется отдельного вагона.
—Правила перевозок предусматривают также отправки, малотоннажные— от 10 до 20 т, занимающие не более половины четырехосного вагона: групповые — из нескольких вагонов; маршрутные — с числом вагонов, соответствующим весовой норме маршрутною поезда (не менее 50 вагонов).
- Железные дороги и экспедиторы практикуют объединения разрозненных партий грузов разных владельцев в сборные повагонные, сборные групповые и сборные маршрутные
отправки.
б) По скорости перевозки грузов: «грузовой» и «большой»
Скорости перевозок грузов: «грузовую», «большую», или неуставную «пассажирскую» выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель.
в) По возложению исполнения ряда отдельных операций или только на железную дорогу (в основном, выполняемых на местах общего пользования) по ценам (сборам), которые предусмотрены в Тарифном руководстве, или только на грузоотправителей и получателей (на местах необщего пользования, а также в местах общего пользования по операциям с такими грузами, как опасные, скоропортящиеся, негабаритные и др.).
г) На работы и услуги, которые выполняются железными дорогами по просьбам клиентуры, или клиентурой — по просьбе железных дорог с оплатой по соглашению сторон.
д) На основе установленного принципа применения внутренних правил к международным сообщениям обусловлены:
- перевозка по единому перевозочному документу;
- прием груза к перевозке по внутренним правилам страны отправления;
- перегрузочное отправление при разной колее и бесперегрузочное — при одинаковой колее;
- требование взаимного соглашения дорог для отправки грузов, перевозимых на особых условиях;
- осуществление перевозок только между станциями, открытыми для данного зримого железнодорожного сообщения;
- применение общих условий упаковки и маркировки;
- осуществление перегрузки груза, как правило, принимающей дорогой;
- применение единых условий погрузки и крепления грузов (в бесперегрузочном сообщении);
- применение единых правил перевозок скоропортящихся, опасных, негабаритных грузов и грузов в контейнерах.
е) На основе имущественной принадлежности вагонов и контейнеров.
На железнодорожном транспорте разрешаются перевозки грузов в вагонах и контейнерах с их имущественной принадлежностью:
а) организациям железнодорожного транспорта;
б) юридическим или физическим лицам на правах собственности;
в) юридическим или физическим лицам на правах аренды;
г) «в хозяйственном ведении», согласно договорам «менеджмента», межотраслевого взаимообмена контейнерами и вагонами, «общего парка» и др.
Подвижной состав, предназначенный для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, должен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог.
4.2. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЛИНЕЙНЫХ УСЛОВИЯХ СУДАМИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ РЕГУЛЯРНЫХ ЛИНИЙ
В международном морском судоходстве наряду с трамповой используется вторая форма эксплуатации флота — судоходство регулярное, линейное.
При трамповом судоходстве работа судов не связана с постоянными районами плавания, портами и выгрузки и не ограничивается определенными видами грузов, а стоимость перевозки устанавливается по соглашению сторон договора перевозки — чартера — в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка.
Линейное судоходство путем организации движения закрепленных за линией судов по расписанию обслуживает устойчивые грузо- и пассажиропотоки и тем самым обеспечивает международную торговлю возможностью регулярных перевозок товаров на главных географических транспортных направлениях. Цена перевозки в линейном судоходстве более устойчивая, чем в трамповом, и представляет собой систему ставок платы за провоз и сборов за другие транспортные услуги, получаемые клиентами.
Трамповое судоходство является транспортом индивидуального пользования, перевозки на котором оформляются договорами фрахтования или договорами аренды судна с предоставлением услуг или без предоставления услуг по его технической эксплуатации.
Линейное судоходство относится к транспорту общего пользования, который осуществляет перевозку грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Линейное судоходство приобрело две различные формы обслуживания: регулярную и срочную. Регулярная обеспечивает перевозки генеральных, штучных грузов конвенциальным способом, срочная — в контейнерах и с перевалкой грузов на транспортные средства других отраслей транспорта через специализированные контейнерные терминалы. На некоторых направлениях перевозок имеет место комбинирование обоих технологий, порой различия между ними представляются весьма условными. В основном они касаются не только состава флота и портового хозяйства, но и договорной базы, ценообразования, а также различных степеней монополизации перевозок и концентрации транспортного капитала. Регулярные судоходные линии обслуживают грузопотоки между портами промышленно-развитых стран и портами развивающихся стран, со слабой механизацией или с обработкой судов на рейдах. На продолжительность обработки судов в таких портах влияют многочисленные факторы, в том числе метеопричины, скопление судов, нехватка квалифицированной рабочей силы. На этих линиях используется конвенциональный тоннаж, грузы перевозятся в основном отдельными местами.
Помимо затрат на погрузку и выгрузку грузов (стивидорных расходов) перевозчик обычно оплачивает приобретение за счет полученного фрахта крепежного, подстилочного и прокладочного материала, производит сепарацию (разделение) коносаментных партий и крепление груза в трюме, обеспечивает счет груза, рассортировку груза по коносаментам при выгрузке, а если это требуется, то и оплачивает экспертов при освидетельствовании состояния мореходности судна, пригодности трюмов, размеров и причин повреждений груза.
Провозная плата считается полностью заработанной судовладельцем с момента погрузки груза в судно независимо от места инкассации фрахта. Все связанные с грузом сборы, налоги, пошлины и иные расходы административного порядка относятся на счет грузовладельца. Он также оплачивает фумигацию, сбор и рассортировку груза, если смешение коносаментных партий произошло по его вине, возмещает расходы за взвешивание груза, за ремонт и замену упаковки, за дополнительную перегрузку и т.д., а также все штрафы и расходы, которые понес перевозчик из-за несоблюдения отправителем/получателем таможенных или импортных правил.
Отправители и получатели груза, как правило, не несут ответственность за простой линейных судов в портах на причалах данной линии. Соответственно коносамент содержит условие: «Погрузка и выгрузка производится на причалах линии, а комплектование груза— на складах линии. Грузовладелец обязан подавать грузы к погрузке так быстро, как судно способно их принимать, в любой день недели и в любое время суток; таким же образом принимать грузы в порту назначения".
4.3. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:
—нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных санитарных и иных установленных законодательством требований в части, касающейся воздушной перевозки при международных воздушных перевозках, а также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
—отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
—наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки груза грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.
Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.
Грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю.
В случае изменения условий воздушной перевозки, предусмотренных договором воздушной перевозки груза, перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя или грузополучателя и испросить их распоряжения относительно этого груза.
Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если это не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.
Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.
Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, установленный правилами перевозчика, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск.
Груз, не полученный в течение срока, предусмотренного авиационными правилами, установленными перевозчиком, считается невостребованным и реализуется в порядке, определенном авиационными правилами.
Хранение груза, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляются в порядке, установленном таможенным законодательством.
4.4. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В СМЕШАННЫХ СООБЩЕНИЯХ
Интермодальными или перевозками грузов в смешанных сообщениях считаются организационно-технологические, логистические системы доставки с использованием различных видов транспорта — морского, речного, воздушного и автомобильного.
В принципе, в перевозках почти каждого груза участвует не один вид транспорта. Но к перевозкам грузов в смешанных сообщениях принято относить транспортировку по всей транспортной цепи «от двери до двери» «грузового места» (груз в контейнере, в виде пакета и т.п.) по специальной фрахтовой ставке, покрывающей доставку от места отправления до места назначения, по единому транспортному документу — мультимодальному коносаменту или накладной, составленной на весь путь следования. Термины: «смешанная», «интермодальная» — США, «мультимодальная» — Великобритания или «комбинированная» перевозка — практически синонимы (хотя некоторые авторы под ними понимают разные значения).
Транспортировка в прямом смешанном сообщении (в отличие от интермодальной) — выполняется перевозчиками в соответствии с условиями, содержащимися в специальных разделах отраслевых Уставов и Кодексов.