В управлении муниципальным хозяйством
Базой организации местного самоуправления является системазаконодательных актов. С другой стороны, деятельность муниципальных образований не должна регулироваться ничем иным, кроме закона. Анализ и обзор действующего законодательства Российской Федерации подробно представлены в ряде специальных работ А.Н. Широкова и А.А. Замотаева. Опираясь на их комментарии и разъяснения законодательства, рассмотрим основные аспекты нормативного регулирования деятельности местного самоуправления.
Система законодательных актов, регулирующих организацию и деятельность местного самоуправления, включает в себя:
• Конституцию Российской Федерации (гл. 8).
• Гражданский кодекс Российской Федерации (гл. 5 ч. I).
• Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
• Федеральные законы по вопросам местного самоуправления (финансы, налоги и сборы, образование, здравоохранение, культура, охрана общественного порядка и др.).
— федеральные отраслевые законы по предметам ведения Российской Федерации, содержащие нормы муниципального права.
— Федеральные отраслевые законы по предметам совместного ведения, содержащие нормы муниципального права.
— Конституции и уставы субъектов Российской Федерации.
— Законы субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.
— Отраслевые законы субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.
— Отраслевые законы по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Все эти законы можно разделить на две группы:
1. Акты по вопросам местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления пунктом «н» ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На его основании был разработан и принят федеральный закон №154-<13 от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 4 указанного закона дан перечень полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления, подлежащих регулированию федеральным законодательством:
— регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную;
— наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями;
— установление государственных минимальных социальных стандартов;
— регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
— обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
— определение особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях;
— регулирование основ муниципальной службы.
2. Законы, содержащие нормы муниципального права и связанные с предметами ведения местного самоуправления (образование, здравоохранение, охрана обществ. порядка и т.д.).
Конституция называет важнейшие вопросы местного значения: владение, пользование, распоряжение и самостоятельное управление муниципальной собственностью; самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Ст. 6 федерального закона №154-ФЗ определены предметы ведения местного самоуправления и предусмотрена возможность наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями. В федеральном законе №154-ФЗ (п.З, ст. 15) дан перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительных ОМСУ. Как отмечается в работе А.Н. Широкова «Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления», ввиду большого разнообразия местных условий законодатель отказался от идеи создания исчерпывающего перечня вопросов местного значения и ввел норму, согласно которой МО вправе принимать к своему рассмотрению иные, кроме перечисленных в законе, вопросы, если они отнесены к их ведению законами субъектов РФ. А также и те, которые не исключены законами из их ведения и не отнесены к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Эта норма позволяет органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления достаточно гибко, применительно к местным условиям, определять полномочия местного самоуправления и в каждом субъекте РФ, и даже в каждом МО. Собственная компетенция МО определяется принятием устава. Из этого следует, что практически не существует таких сфер жизнедеятельности, которые полностью регулируются и обеспечиваются одним из уровней власти, т.е. по целому ряду вопросов предстоит законодательное разделение полномочий между различными уровнями власти с обязательным учетом тех основных принципов, которые установлены законом.
Разработка, принятие, вступление в силу (ч.2, ст.8) и регистрация (ч.З-4, ст.8) уставов муниципальных образований происходят в соответствии с федеральным законом №154-ФЗ. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия уставов должен регламентироваться правовыми актами представительных ОМСУ. Устав МО может быть принят населением непосредственно (на местном референдуме или сходе граждан) или представительным ОМСУ. Решение о форме принятия устава принимается представительным ОМСУ. Устав вступает в силу после его официального принятия и опубликования (форма опубликования определяется ОМСУ). Государственная регистрация устава МО осуществляется в порядке, установленном федеральным законом №154-ФЗ, и является обязательной. При этом фактически регистрируется юридическое лицо (ОМСУ) на основании представляемого им документа — устава муниципального образования, от имени которого (МО) выступает орган местного самоуправления.
Перечень основных полномочий субъектов РФ по вопросам местного самоуправления дан в федеральном законе №154-ФЗ (ст.5):
— организация и деятельность местного самоуправления в субъекте РФ в соответствии с законодательством,
— порядок передачи объектов собственности субъекта РФ в муниципальную собственность,
— межбюджетные отношения субъекта РФ и МО,
— установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности,
— определение минимальных государственных (субъекта РФ) социальных стандартов,
— обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов,
— наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями,
— порядок образования, объединения, преобразования и упразднения МО, установление и изменение их границ и наименований,
— муниципальная служба (в соответствии с федеральным законом),
— административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления,
— регистрация уставов МО,
— проведение муниципальных выборов,
— проведение местных референдумов,
— осуществление права ОМСУ на законодательную инициативу в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ,
— плата за использование природных ресурсов на территории МО.
Выше уже указывалось на некоторые различия в подходах к определению ОМСУ в Европейской Хартии (через права и способность) и российском законодательстве (через деятельность). При сравнении прав местного самоуправления, вошедших в Европейскую Хартию и закрепленных в действующем российском законодательстве, оказывается, что формально они практически совпадают. В Хартии указаны следующие права:
1. Заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия.
2. Распоряжаться муниципальным имуществом, устанавливать арендную и иную плату в отношении муниципальной собственности, составлять, согласовывать, утверждать перечень неотчуждаемых объектов, создавать на основе муниципальной собственности муниципальные предприятия и т.д.
3. Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. 4. Регулировать местные налоги и сборы и распоряжаться муниципальными финансами.
5. Устанавливать цены на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями.
6. Принудительно отчуждать (выкупать) частное имущество.
7. Принимать общеобязательные для территории муниципального образования решения (постановления, распоряжения и другие нормативно-правовые акты).
8. Налагать санкции (взыскания в соответствии с законодательством).
9. Надзирать за соблюдением правовых актов.
10. Принуждать (право содержать силовые структуры: муниципальную милицию, санитарную, экологическую, органы общественной безопасности и т.д.).
Возможна и другая классификация прав ОМСУ:
1. Право власти.
2. Финансово-экономические права.
3. Права муниципальных образований на участие в установлении границ их территории.
4. Права муниципальных образований на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.
5. Право собственной компетенции.
6. Право муниципальных образований на представление и защиту своих интересов в суде.