Вопросы для обсуждения
1. Какие два основных подхода используются для периодизации развития человеческого общества?
2. В чем заключаются сущность формационного подхода и его ограниченность?
3. В чем проявляется преимущество цивилизационного подхода?
4. Поясните идеи Д. Белла о формировании постиндустриального общества.
5. Каковы особенности развития сферы услуг в России?
6. Какие этапы можно выделить в сфере развития бытовых услуг в России?
Организация сервисной деятельности
Лекция 3
Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы сервиса
В экономической литературе выделен ряд структур социально- культурной сферы.
По характеру деятельности выделяются:
– отрасли духовно-созидательной деятельности (наука, искусство);
– отрасли исполнительской деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура);
– отрасли деятельности по созданию социальных условий существования общества (политическое и государственное управление, охрана порядка, оборона).
По характеру удовлетворяемых потребностей различают:
– социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое
обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);
– сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, ис-
кусство, здравоохранение, физкультура);
– сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых,
технический сервис и т. д.).
По выполняемым функциям выделяются:
– отрасли, влияющие на становление и развитие личности (образование, наука);
– отрасли, обеспечивающие сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни (здравоохранение, социальное обеспечение);
– отрасли, обеспечивающие проведение досуга и отдыха (туризм, санаторно-курортные услуги);
– отрасли, производящие материальные услуги (коммунально - бытовые, торговые и т. д.).
В понимании состава и структуры социально-культурной сферы нет
единства. Ее теоретические определения в ряде случаев не совпадают со статистическими выкладками по отраслевой структуре хозяйства.
Ниже дается один из вариантов отраслевой структуры социально-
культурной сферы с указанием основных видов предприятий каждой отрасли.
При этом используется наиболее широкий подход к границам социально-культурной сферы и структуре ее отраслей.
Образование и воспитание: учреждения общего образования (школы и
интернаты); учреждения профессионально-технического образования; высшие и средние специальные учебные заведения; учреждения по переподготовке и повышению квалификации кадров; школы, обучающие обработке информации; библиотеки; учреждения дошкольного воспитания.
Здравоохранение: клиники, больницы, дома сестринского ухода, консультации, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты,
родильные дома, санатории, хосписы.
Индустрия туризма: турфирмы; национальные туристские администрации; предприятия размещения; рекреационные базы; транспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов; предприятия, производящие товары для туризма.
Индустрия развлечений: учреждения культуры и искусства (театры, музеи, оркестры, музыкальные группы, антрепренерские и концертные организации), дискотеки, игротеки, выставки и ярмарки, ботанические сады и зоопарки, клубы отдыха, организации клубного типа.
Индустрия питания: рестораны, кафе, столовые, бары.
Физическая культура и спорт: спортивные базы, гимнастические и спортивные клубы, спортивные ассоциации.
Бытовые услуги: предприятия по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению металлоизделий,
ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и изготовлению мебели, химической чистке и крашению, ремонту и
строительству жилья и других построек, предприятия транспортно- экспедиторских услуг, прачечные, фотографии, бани и душевые, парикмахерские, предприятия проката, ритуальных услуг.
Жилищно-коммунальные услуги: предприятия жилищного хозяйства (ЖКК, ЖКО и т. п.); предприятия коммунального хозяйства; предприятия
пассажирского транспорта (автобазы, транспортные кооперативы и т. п).
Юридические услуги: юридические консультации, суды, адвокатские
конторы.
Научно-исследовательские услуги: научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, ВУЗы.
Консультационные услуги: консалтинговые фирмы, технопарки.
Финансовые услуги: банки, пункты обмена валюты, организации по
страхованию, аудиторские фирмы.
Радио- и телевещание: телестудии, комитеты по радиовещанию, студии звукозаписи.
Издательское дело, журналистика: типографии, издательства, газеты.
Социальная служба: службы профессиональной реабилитации, воспитательные дома, собесы, приюты.
Связь: учреждения связи и их подразделения, обслуживающие население.
Военно-полицейский аппарат: комиссариаты, органы и службы охраны порядка, исправительно-трудовые учреждения.
Лекция 4
Формирование рынка услуг и его особенности. Предприятия, оказывающие услуги населению.
По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
• в высокой динамичности рыночных процессов (Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);
• в территориальной сегментации (Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
• в высокой скорости оборота капитала (Одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного цикла);
• в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (Свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);
• в специфике организации производства услуг (Обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);
• в специфике процесса оказания услуг (Личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);
• в высокой степени дифференциации услуг (Связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);
• в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя и не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).
По действующему законодательству существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:
· государственное предприятие;
· частное предприятие;
· товарищество;
· общество.
По организационно-правовой форме среди юридических лиц можно выделить:
· коммерческие организации;
· некоммерческие организации.
Основная цель функционирования коммерческих организаций – извлечение прибыли.
Коммерческую деятельность могут вести негосударственные организации (НО), но это право предоставлено и некоторым государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП).
Коммерческие организации представлены (рис. 1.2):
· хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами;
· производственными и потребительскими кооперативами;
· государственными и муниципальными унитарными предприятиями;
· индивидуальными предприятиями