Вопросы для обсуждения

1. Какие два основных подхода используются для периодизации развития человеческого общества?

2. В чем заключаются сущность формационного подхода и его ограниченность?

3. В чем проявляется преимущество цивилизационного подхода?

4. Поясните идеи Д. Белла о формировании постиндустриального общества.

5. Каковы особенности развития сферы услуг в России?

6. Какие этапы можно выделить в сфере развития бытовых услуг в России?

 

 

Организация сервисной деятельности

Лекция 3

Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы сервиса

В экономической литературе выделен ряд структур социально- культурной сферы.

По характеру деятельности выделяются:

– отрасли духовно-созидательной деятельности (наука, искусство);

– отрасли исполнительской деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура);

– отрасли деятельности по созданию социальных условий существования общества (политическое и государственное управление, охрана порядка, оборона).

По характеру удовлетворяемых потребностей различают:

– социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое

обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);

– сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, ис-

кусство, здравоохранение, физкультура);

– сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых,

технический сервис и т. д.).

По выполняемым функциям выделяются:

– отрасли, влияющие на становление и развитие личности (образование, наука);

– отрасли, обеспечивающие сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни (здравоохранение, социальное обеспечение);

– отрасли, обеспечивающие проведение досуга и отдыха (туризм, санаторно-курортные услуги);

– отрасли, производящие материальные услуги (коммунально - бытовые, торговые и т. д.).

В понимании состава и структуры социально-культурной сферы нет

единства. Ее теоретические определения в ряде случаев не совпадают со статистическими выкладками по отраслевой структуре хозяйства.

Ниже дается один из вариантов отраслевой структуры социально-

культурной сферы с указанием основных видов предприятий каждой отрасли.

При этом используется наиболее широкий подход к границам социально-культурной сферы и структуре ее отраслей.

Образование и воспитание: учреждения общего образования (школы и

интернаты); учреждения профессионально-технического образования; высшие и средние специальные учебные заведения; учреждения по переподготовке и повышению квалификации кадров; школы, обучающие обработке информации; библиотеки; учреждения дошкольного воспитания.

Здравоохранение: клиники, больницы, дома сестринского ухода, консультации, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты,

родильные дома, санатории, хосписы.

Индустрия туризма: турфирмы; национальные туристские администрации; предприятия размещения; рекреационные базы; транспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов; предприятия, производящие товары для туризма.

Индустрия развлечений: учреждения культуры и искусства (театры, музеи, оркестры, музыкальные группы, антрепренерские и концертные организации), дискотеки, игротеки, выставки и ярмарки, ботанические сады и зоопарки, клубы отдыха, организации клубного типа.

Индустрия питания: рестораны, кафе, столовые, бары.

Физическая культура и спорт: спортивные базы, гимнастические и спортивные клубы, спортивные ассоциации.

Бытовые услуги: предприятия по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению металлоизделий,

ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и изготовлению мебели, химической чистке и крашению, ремонту и

строительству жилья и других построек, предприятия транспортно- экспедиторских услуг, прачечные, фотографии, бани и душевые, парикмахерские, предприятия проката, ритуальных услуг.

Жилищно-коммунальные услуги: предприятия жилищного хозяйства (ЖКК, ЖКО и т. п.); предприятия коммунального хозяйства; предприятия

пассажирского транспорта (автобазы, транспортные кооперативы и т. п).

Юридические услуги: юридические консультации, суды, адвокатские

конторы.

Научно-исследовательские услуги: научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, ВУЗы.

Консультационные услуги: консалтинговые фирмы, технопарки.

Финансовые услуги: банки, пункты обмена валюты, организации по

страхованию, аудиторские фирмы.

Радио- и телевещание: телестудии, комитеты по радиовещанию, студии звукозаписи.

Издательское дело, журналистика: типографии, издательства, газеты.

Социальная служба: службы профессиональной реабилитации, воспитательные дома, собесы, приюты.

Связь: учреждения связи и их подразделения, обслуживающие население.

Военно-полицейский аппарат: комиссариаты, органы и службы охраны порядка, исправительно-трудовые учреждения.

 

 

Лекция 4

Формирование рынка услуг и его особенности. Предприятия, оказывающие услуги населению.

По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:

• в высокой динамичности рыночных процессов (Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);

• в территориальной сегментации (Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);

• в высокой скорости оборота капитала (Одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного цикла);

• в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (Свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);

• в специфике организации производства услуг (Обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

• в специфике процесса оказания услуг (Личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

• в высокой степени дифференциации услуг (Связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);

• в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя и не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).

По действующему законодательству существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

· государственное предприятие;

· частное предприятие;

· товарищество;

· общество.

По организационно-правовой форме среди юридических лиц можно выделить:

· коммерческие организации;

· некоммерческие организации.

Основная цель функционирования коммерческих организаций – извлечение прибыли.

Коммерческую деятельность могут вести негосударственные организации (НО), но это право предоставлено и некоторым государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП).

Коммерческие организации представлены (рис. 1.2):

· хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами;

· производственными и потребительскими кооперативами;

· государственными и муниципальными унитарными предприятиями;

· индивидуальными предприятиями