Вопрос 2. Законодательство об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств.

 

Важной частью правовых основ противодействия незаконному рас­пространению наркотических средств является административное законо­дательство. Оно регламентирует правоотношения, возникающие по поводу оборота наркотиков, устанавливает административную ответственность за нарушения установленных правил оборота.

Законодательное определение административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ. Основываясь на анализе признаков адми­нистративного правонарушения, административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств следует признавать противоправ­ные, виновные (умышленные или неосторожные) и наказуемые деяния, по­сягающие на общественные отношения в области охраны здоровья и бла­гополучия населения, общественной нравственности, выражающиеся в нарушении установленного государством правового режима оборота наркотических средств и связанные с незаконным распространением и потреблением этих средств.

Административные правонарушения, связанные с наркотическими средствами, отличаются от других правонарушений объектом и особым предметом посягательства. Непосредственным объектом этих правонару­шений является здоровье населения, под которым следует понимать обще­ственные отношения, обеспечивающие сохранение нормального физиче­ского состояния и гармоничное развитие личности. Предметом указанных деяний признаются наркотические средства (вещества).

Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств подразделяются на три группы:

1) правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств;

2) нарушения специальных правил оборота наркотических средств;

3) правонарушения, совершенные в связи с потреблением наркотиче­ских средств.

К первой группе относятся незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назна­чения врача (ст. 6.9 КоАП РФ); пропаганда наркотических средств, пси­хотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ); потребле­ние наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, ста­дионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ); потребление нарко­тических средств или психотропных веществ несовершеннолетними (ст. 20.22 КоАП РФ).

Во вторую группу входят такие правонарушения, как непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федера­ции, и конопли (ст. 10.4 КоАП РФ); непринятие мер по уничтожению дико­растущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Рос­сийской Федерации, и дикорастущей конопли (ст. 10.5 КоАП РФ).

К третьей группе относятся управление транспортным средством во­дителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ). Законодатель имеет здесь в виду не только алкоголь­ное, но и наркотическое опьянение, а также опьянение, возникшее в ре­зультате употребления других одурманивающих веществ); управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опья­нения (ст. 11.9 КоАП РФ); невыполнение требования о прохождении ме­дицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); на­рушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участ­вующим в процессе дорожного движения, совершенное в состоянии опья­нения (ст. 12.29 КоАП РФ); допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21).

Анализ совершаемых нарушений правил оборота наркотических средств показывает, что они имеют различную степень общественной опасности.

В связи с этим необходимо различать три вида нарушений правил оборота наркотических средств:

1) нарушения правил производства, изготовления, переработки, хра­нения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, пересылки, приобретения либо уничтожения наркотических средств, повлекшие их хищение или причинение иного существенного вреда;

2) нарушения правил производства, изготовления, переработки, хра­нения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, пересылки, приобретения либо уничтожения наркотических средств, не повлекшие их хищения или причинения иного существенного вреда, но создавшие бла­гоприятные условия для наступления опасных последствий;

3) малозначительные нарушения правил оборота наркотических средств, совершение которых не представляет общественной опасности и не может причинить существенного вреда.

Первая группа нарушений правил оборота наркотических средств характеризуется повышенной общественной опасностью, поскольку умышленные (неосторожные) действия ответственного лица влекут за со­бой хищение наркотических средств или причинение иного существенного вреда.

К числу нарушений второй группы следовало бы отнести такие дея­ния, как: несвоевременное установление смерти онкологического больного для безотлагательного списания и уничтожения неиспользованных нарко­тических средств и специальных рецептурных бланков; несоблюдение ру­ководителем аптеки установленных сроков осуществления сверки факти­ческого наличия наркотиков с книжным остатком; несоблюдение правил хранения, учета и отпуска специальных рецептурных бланков; ненадле­жащее техническое оборудование комнаты, где хранятся наркотические средства; несвоевременное уничтожение медицинским персоналом ис­пользованных ампул из-под наркотических лекарственных препаратов и многие другие.

Третья группа нарушений установленных правил обращения нарко­тических средств характеризуется малозначительностью. Совершение этих нарушений не может непосредственно причинить существенный вред'.

Таким образом, нарушение установленных правил, не повлекшее хищения наркотических средств или иного существенного вреда, но соз­давшее благоприятные условия для наступления опасных последствий, должно, очевидно, являться самостоятельным составом правонарушения и должно влечь административную ответственность. За малозначительные нарушения рассматриваемых правил целесообразно, с нашей точки зрения, применение мер дисциплинарной ответственности.