Вопрос 2. Законодательство об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств.
Важной частью правовых основ противодействия незаконному распространению наркотических средств является административное законодательство. Оно регламентирует правоотношения, возникающие по поводу оборота наркотиков, устанавливает административную ответственность за нарушения установленных правил оборота.
Законодательное определение административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ. Основываясь на анализе признаков административного правонарушения, административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств следует признавать противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения в области охраны здоровья и благополучия населения, общественной нравственности, выражающиеся в нарушении установленного государством правового режима оборота наркотических средств и связанные с незаконным распространением и потреблением этих средств.
Административные правонарушения, связанные с наркотическими средствами, отличаются от других правонарушений объектом и особым предметом посягательства. Непосредственным объектом этих правонарушений является здоровье населения, под которым следует понимать общественные отношения, обеспечивающие сохранение нормального физического состояния и гармоничное развитие личности. Предметом указанных деяний признаются наркотические средства (вещества).
Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств подразделяются на три группы:
1) правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств;
2) нарушения специальных правил оборота наркотических средств;
3) правонарушения, совершенные в связи с потреблением наркотических средств.
К первой группе относятся незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ несовершеннолетними (ст. 20.22 КоАП РФ).
Во вторую группу входят такие правонарушения, как непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли (ст. 10.4 КоАП РФ); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст. 10.5 КоАП РФ).
К третьей группе относятся управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ). Законодатель имеет здесь в виду не только алкогольное, но и наркотическое опьянение, а также опьянение, возникшее в результате употребления других одурманивающих веществ); управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ); невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения (ст. 12.29 КоАП РФ); допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21).
Анализ совершаемых нарушений правил оборота наркотических средств показывает, что они имеют различную степень общественной опасности.
В связи с этим необходимо различать три вида нарушений правил оборота наркотических средств:
1) нарушения правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, пересылки, приобретения либо уничтожения наркотических средств, повлекшие их хищение или причинение иного существенного вреда;
2) нарушения правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, пересылки, приобретения либо уничтожения наркотических средств, не повлекшие их хищения или причинения иного существенного вреда, но создавшие благоприятные условия для наступления опасных последствий;
3) малозначительные нарушения правил оборота наркотических средств, совершение которых не представляет общественной опасности и не может причинить существенного вреда.
Первая группа нарушений правил оборота наркотических средств характеризуется повышенной общественной опасностью, поскольку умышленные (неосторожные) действия ответственного лица влекут за собой хищение наркотических средств или причинение иного существенного вреда.
К числу нарушений второй группы следовало бы отнести такие деяния, как: несвоевременное установление смерти онкологического больного для безотлагательного списания и уничтожения неиспользованных наркотических средств и специальных рецептурных бланков; несоблюдение руководителем аптеки установленных сроков осуществления сверки фактического наличия наркотиков с книжным остатком; несоблюдение правил хранения, учета и отпуска специальных рецептурных бланков; ненадлежащее техническое оборудование комнаты, где хранятся наркотические средства; несвоевременное уничтожение медицинским персоналом использованных ампул из-под наркотических лекарственных препаратов и многие другие.
Третья группа нарушений установленных правил обращения наркотических средств характеризуется малозначительностью. Совершение этих нарушений не может непосредственно причинить существенный вред'.
Таким образом, нарушение установленных правил, не повлекшее хищения наркотических средств или иного существенного вреда, но создавшее благоприятные условия для наступления опасных последствий, должно, очевидно, являться самостоятельным составом правонарушения и должно влечь административную ответственность. За малозначительные нарушения рассматриваемых правил целесообразно, с нашей точки зрения, применение мер дисциплинарной ответственности.