Анализ творческий деятельности журналиста
Исследуется при помощи методов контент-анализа + (если есть возможность) интервью (самого журналиста, его коллег, редактора).
1. История творческой деятельности журналиста (какое образование, стаж работы, места работы, этапы профессиональной деятельности, занимаемые должности, награды и звания).
2. Анализ деятельности:
- активность (умение находить и разрабатывать новые темы, интересные для аудитории);
- владение методами сбора информации (наблюдение, интервью, эксперимент, работа с документами);
- с какими источниками работает (документы, люди, предметно-вещественная среда) + сколько источников использует в среднем в одном материале;
- умение работать в различных жанрах (информационных, аналитических, художественно-публицистических);
- владение методами анализа информации (общенаучные методы + процедуры: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, обобщение и др. + систематизация, классификация, группировка, типологизация);
- владение методами предъявления фактов (описание, повествование, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация).
3. Анализ результатов деятельности (созданных материалов):
Для начала отметим, что главными критериями творчества (по М.Киму) являются оригинальность результата, его новизна и актуальность.
- объекты журналистского творчества (какие проблемы и темы разрабатывал, его тематическая специализация);
- актуальность и социальная значимость разрабатываемой тематики, исследуемых проблем;
- новизна и конструктивность идеи материала;
- особенности публицистического стиля автора (по Е.Дорощук: аналитичность/художественность, эвристичность/репродуктивность, дифференцированность/интеграция);
- владение образными и выразительными средствами при построении текста;
- текстовые характеристики творческого стиля (особенности композиции, предпочтительный вид сюжета, особенности архитектоники[1], предпочтительная структурная модель текста);
- тип текста с точки зрения творчества: эвристический (открытие есть), качественный продукт, массовый продукт.
В 1997 году лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им был задан вопрос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист, работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:
— специализация в соответствующей отрасли, теме, проблеме, вопросе;
— умение работать с людьми, информацией, словом;
— умение формулировать мысли;
— знание социальных проблем города, умение всесторонне рассматривать их;
— умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории;
— знание языка и принципов построения материала; умение извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;
— умение выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы;
— коммуникативность, умение разбираться в психологии общения.
[1] Архитектоника (по М.Киму) — не только структоро-определяющая, но также и важнейшая эстетическая категория. Она подразумевает и определяет уровень искусства построения, соотношения элементов в системе с позиции эстетического значения, обращает внимание на общий эстетический план единого целого,.. Архитектоника журналистского текста — соразмерность его частей, эстетический уровень построения произведения как законченного целого, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии, это общий эстетический план материала.