Стадии процесса трудовой адаптации

В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии:

1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.

2. Стадия приспособления - на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.

4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.

По характеру идентификации различают 3 категории работников:

- безразличные,

- частично идентифицированные,

- полностью идентифицированные.

Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядро составляют не подхалимы, а наиболее квалифицированные и добросовестные работники. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного до трех лет. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней, вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.

Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные.

Объективные – это факторы (в трудовой организации – связанные с производственным процессом), которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.

К субъективным (личностным) факторам относятся:

- социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);

- социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудится, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя и способность формировать у других чувство ответственности и т.д.);

- социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования и т.д.).

Составляющие компоненты производственной среды как объекта адаптации многообразны: это условия труда и его организация, оплата труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, психологический климат. Также выделяются факторы непроизводственной сферы предприятия (адаптация к бытовым условиям, внепроизводственному общению с коллективом, организация досуга предприятия.

Производственная адаптация рассматривается с психофизиологической, профессиональной и социально-психологической стороны.

Психофизиологическая адаптация – адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника, результатом чего является меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.д.).

Профессиональная адаптация – полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в уровне овладения профессий.

Социально – психологическая адаптация человека – это адаптация к социальному окружению в коллективе, традициям, написанным нормам в коллективе, стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений сложившихся в коллективе.

Роль той или иной стороны производственной адаптации проявляется по-разному. Молодой рабочий, принятый на предприятие сталкивается со всеми сторонами адаптации, а пришедший в другой цех социально – психологическая адаптация не столь сложна.

Конкретный подход к каждому работнику, определение значимости той или иной стороны адаптации для конкретных условий, разработка мероприятий для облегчения ее прохождения составляет основу процесса управления адаптацией. Важную роль в адаптации работника играет психологический климат в коллективе. Деловые взаимоотношения развивают чувство товарищества и взаимопомощи, повышают трудовую активность.