Дорожная сеть
Автомобильные и грунтовые дороги. Автомобильные дороги могут быть с покрытием (автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе) и без покрытия (улучшенные грунтовые дороги). Наиболее существенное влияние на движение оказывают ширина проезжей части, тип покрытия, величины продольных уклонов и радиусов поворота, наличие и характер дорожных сооружений.
Тип покрытия определяет прочность дороги и срок ее службы. Основными типами покрытия являются асфальтобетонное, брусчатое, гравийное, щебенчатое и булыжниковое.
Грунтовые, полевые и лесные дороги пригодны для движения автотранспорта в основном в сухое время года. Проходимость их во многом зависит от характера грунта и степени его увлажненности. При интенсивном движении они быстро разрушаются.
Крутизну подъемов и спусков дорог называют уклоном. Величину уклона выражают в процентах и определяют по формуле
(75)
где h – высота подъема или спуска, м;
L – длина подъема или спуска, м.
Уклон, равный 1 %, обозначает подъем или спуск .на 1 м на каждые 100 м дороги. Наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах не превышают 6 – 7 % на равнинной и холмистой местности и 9 – 10 % в горах.
Величина радиуса поворота оказывает влияние на скорость транспорта.
Наименьший радиус поворота для автопоездов составляет 20 м. Как правило, поворот радиусом более 350 м автомобили преодолевают без снижения скорости. Наличие большого количества крутых поворотов в значительной степени ограничивает видимость на дороге и тем самым существенно снижает скорость движения.
Наличие и характер дорожных сооружений (мостов, туннели насыпей, труб и др.) также оказывает большое влияние движение по дорогам.
Автомобильные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяют в зависимости от их технического совершенства или проходимости на классы по признакам, указанным в таблице 42.
Таблица 42 – Характеристика дорог
Класс дороги | Характеристика |
Автострады | Капитальные дороги с прочным покрытием из асфальтобетона или цементобетона толщиной до 0,5 м. Как правило, имеют от двух до пяти рядов движения в каждом направлении. Состоят из двух проезжих частей шириной от 6,5—7,5 до 15—18 м, между которыми расположена разделительная полоса шириной от 2 до 20 м. Продольные уклоны не более 4 % на равнинной местности и не более 7 % в горной. Все пересечения с другими дорогами выполнены на разных уровнях. |
Продолжение таблицы 42 | |
Класс дороги | Характеристика |
Усовершенствованные шоссе | Дороги с твердым основанием и прочным покрытием из асфальта, цементобетона, брусчатки, клинкера, а также щебня или гравия, пропитанного вяжущими веществами. Ширина покрытой части не менее 6 м, что допускает движение в два ряда. Продольные уклоны не более 4 % на равнинной местности и не более 7 % в горной. Возможно интенсивное движение автотранспорта в течение всего года |
Шоссе | Дороги с основанием из камня, песка или твердого грунта и покрытием из асфальта, гравия, щебня или шлака, уплотненных укаткой или обработанных вяжущими веществами, мостовые булыжные и из колотого камня. Ширина покрытой части 5 – 6 м. Продольные уклоны до 7 % на равнинной местности и до 10 % в горной. Возможно движение автотранспорта в течение всего года |
Улучшенные грунтованные дороги | Дороги профилированные, регулярно исправляемые, не имеющие прочного основания и покрытия. Грунт проезжей части может быть улучшен разными добавками (гравием, щебнем, песком) или обработан вяжущими веществами. Продольные уклоны до 7 % на равнинной местности и до 10 % в горной. Возможно движение автотранспорта среднего тоннажа в течение большей части года |
Грунтовые просёлочные дороги | Дороги непрофилированные, без покрытия, накатанные автогужевым транспортом. Обычно соединяют между собой мелкие населенные пункты или служат выездом из них на основные дороги. Проходимость их зависит от характера грунта, степени его увлажненности и сезонно-климатических условий |
Полевые и лесные дороги | Грунтовые дороги местного значения, по которым движение автогужевого транспорта эпизодическое, главным образом в период полевых работ или лесоразработок |
Караванные пути и вьючные тропы | Основные пути в пустынных, полупустынных и горных районах, используемые для вьючного транспорта. Некоторые караванные пути могут быть пригодны для автогужевого транспорта. Пути в труднодоступной местности (горы, тайга, болота), пригодные только для пешего движения |
Продолжение таблицы 42 | |
Класс дороги | Характеристика |
Зимние дороги | Временные пути для проезда зимой через замерзшие болота, озера, реки, проливы и заливы в малообжитых и труднодоступных районах, где нет дорог более высокого класса и проезд возможен только в зимнее время |
Деревянные дороги | Дороги с деревянным покрытием. Дороги, проложенные через труднопроходимые, обычно заболоченные места в лесных районах. Устраиваются в виде настила из досок, бревен или деревянных пластин, уложенных на прогоны из бревен. |
Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе на картах показывают все. Улучшенные грунтовые дороги на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показывают все, а на карте масштаба 1:100 000 и мельче – с отбором. Грунтовые (проселочные) дороги на карте масштаба 1:25 000 показывают все, а на карте масштаба 1:50 000. и мельче – с отбором.
На линиях условных знаков шоссейных и улучшенных грунтовых дорог специальными условными знаками обозначают участки с малым радиусом поворота (менее 25 м) и участки с большими уклонами (8 % и более).
Изображения автострад и шоссейных дорог сопровождаются подписью их характеристик: ширины проезжей части (для автострад – ширины одной полосы и количества полос), ширины земляного полотна (для шоссейных дорог) и материала покрытия (А – асфальт, Б – булыжник, Г – гравий, Ц – цементобетон, Щ – щебень и т. д.). Обозначают также границы смены материала покрытия.
Изображение улучшенных грунтовых дорог сопровождается подписью ширины проезжей части и материала – добавки к земляному грунту. Ширину грунтовых (проселочных) дорог подписывают в местах, где возможен проезд лишь по самой дороге, например в лесу, на болоте и т. д.
В малообжитых и труднодоступных районах изображение дороги может сопровождаться подписью, характеризующей проходимость дороги или местности вне дороги для различных видов транспорта, например: «Возможно движение автотранспорта с июля по сентябрь со скоростью до 40 км/ч».
Изображения строящихся дорог сопровождаются подписью «стр.».
На картах показывают транспортные, развязки на автомобильных дорогах, стоянки автотранспорта, а также номера автомобильных дорог, легкие придорожные сооружения и съезды с дорог.
Железные дороги при изображении на картах подразделяют: по ширине колеи на ширококолейные (1435 мм и более – 1524 мм) и узкоколейные (менее 1435 мм); по числу путей на однопутные, двухпутные, трехпутные; по виду тяги на электрифицированные и пр. (с дизельной или паровой тягой); по состоянию на действующие, строящиеся и разобранные.
На картах показывают монорельсовые железные дороги, участки линий метрополитена, проходящие по поверхности земли, а также трамвайные линии, подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги.
Строящиеся и узкоколейные железные дороги изображают без деления по числу путей и виду тяги.
Особым условным знаком изображают полотно разобранных железных дорог.
Участки железных дорог с уклонами более 20 % выделяют штриховым условным знаком в виде угла.
Погрузочно-разгрузочные площадки длиной более 1,5 мм в масштабе карты показывают по их действительной протяженности.
На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показывают, как правило, все станции метрополитена.
Железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные пункты, не выражающиеся в масштабе карты, независимо от их класса показывают одним условным знаком.
При изображении железнодорожных станций, выражающихся в масштабе карты, показывают депо, вокзалы, станционные пути, поворотные круги, пешеходные мостики через станционные пути и другие объекты. Обозначения депо, вокзалов обычно сопровождаются подписями (депо, вкз.).
Собственные названия станций, разъездов, платформ и остановочных пунктов, расположенных вне населенных пунктов, на картах подписывают, как правило, все. При их расположении в одноименных населенных пунктах или вблизи них названия не подписывают, а подписи названий населенных пунктов (за исключением городов) подчеркивают тонкими линиями. Названия станций, расположенных не в одноименных населенных пунктах, подписывают.
Условные знаки разъездов, платформ и остановочных пунктов на картах сопровождаются подписью (раз., пл., ост. п.).
Дорожные сооружения. Мосты и путепроводы, выражающиеся в масштабе карты, длиной более 30, 60 и 120 м соответственно на картах масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 изображают по их действительным размерам с делением по материалу постройки (мосты деревянные, металлические, каменные, железобетонные) и конструкции (мосты обыкновенные, двухъярусные, подъемные, разводные, наплавные). Остальные мосты независимо от материала постройки и особенностей конструкции показывают внемасштабными условными знаками с делениемна мосты длиной 3 м и более и мосты длиной менее 3 м(мосты через незначительные препятствия, трубы для стока воды).
Обозначения железнодорожных мостов длиной 100 м и более сопровождаются подписью материала постройки, высоты низа фермы над уровнем воды (в межень) или над поверхностью земли и длины в метрах. Около обозначений мостов длиной менее 100 м дают подпись только материала постройки.
Обозначения мостов на шоссейных и грунтовых дорогах сопровождаются подписью при длине моста более 3 м. При этом указывают материал постройки, длину и ширину моста в метрах, грузоподъемность в тоннах.
Туннели на железных и автомобильных дорогах показывают на картах все. Их обозначения сопровождаются подписью «тун.» с указанием высоты, ширины и длины туннеля.
Насыпи и выемки на дорогах показывают на картах масштабов 1 : 25 000 и 1:50 000 при их высоте (глубине) 1 м и более, а на картах масштабов 1:100 000 и 1:200 000 – при их высоте (глубине) соответственно 2 м, 3 м и более. Обозначения насыпей и выемок обычно сопровождаются подписью их относительной высоты (глубины) в метрах.
Километровые знаки (столбы, и камни) на автомобильных и грунтовых дорогах показывают на картах, создаваемых на районы, бедные ориентирами. При этом обозначения некоторых из них, расположенных в характерных местах, сопровождаются подписью числа километров, указанного на километровом знаке.