Характеристика скатов

Крутизна ската – это угол альфа образованный наклонной поверхностью ската и горизонтальной плоскостью. Она обычно измеряется в градусах и является основным показателем его доступности для техники. Превышение наивысшей точки ската над низшей называется высотой ската h (рисунок 85). Кратчайшее направление спуска по скату называется направлением ската, а длина ската по линии кратчайшего подъема – длиной ската. Проекция длины – ската на горизонтальную плоскость называется, заложением ската – d.

 

Рисунок 85 – Элементы ската: высота ската; d – заложение ската

 

Линия резкого изменения крутизны ската от крутого к пологому и наоборот называется перегибом ската.

Доступность ската во многом зависит не только от его крутизны, но и от протяженности, а также от свойств и состояния почвогрунтов. Классификация скатов по крутизне и ориентировочные данные, характеризующие их доступность, приведены в таблице 34.

От крутизны скатов зависит допустимая скорость движения.

Важное значение имеет форма скатов. По форме скаты могут быть ровные, вогнутые, выпуклые и волнистые (рисунок 86).

Ровный скат на всем протяжении от вершины до подошвы имеет одинаковую крутизну, хорошо просматривается.

Вогнутый скат круче к вершине и положе к подошве, хорошо просматривается с вершины возвышенности до подошвы.

Таблица 34 – Доступность скатов[5]

 

Скат Крутизна Доступность
Очень пологий до 5 При сухом грунте легко преодолевается гусеничными и колёсными машинами
Пологий 5 – 10 Преодолевается гусеничными машинами, колёсными машинами преодолевается с трудом. Является предельным уклоном автомобильных дорог высшего класса.
Средней крутизны 10 – 20 Преодолевается с трудом гусеничными машинами. Колёсными машинами преодолевается с большим трудом только на малых скоростях.
Крутой 20 – 30 Гусеничными машинами преодолевается с большим трудом только на малых скоростях. Для колёсных машин практически недоступен.
Большой крутизны Более 30 Практически, учитывая состояние грунтов является недоступным для всех видов колёсных и гусеничных машин.

 

Выпуклый скат положе к вершине и круче у подошвы. Нижняя часть его не предусматривается со стороны вершины, а верхняя со стороны подошвы.

Волнистый скат представляет собой сочетание скатов различной формы, его профиль имеет вид извилистой линии. Наличие на таком скате перегибов создает неблагоприятные условия для обзора местности.

Разновидностью волнистого ската является ступенчатый скат. Такие скаты характерны главным образом для горной местности, они отличаются большой крутизной отдельных участков и резкими перегибами, образующими уступы.

Перегиб ската с которого просматривается весь склон от вершины до подошвы.

Наиболее высокая часть вытянутой возвышенности совпадающая с линией водораздела называется топографическим гребнем. С него открывается хороший обзор местности.