Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Государственные органы представляют собой целостную систему, элементы которой взаимосвязаны и подчиняются единым принципам организации и деятельности государственного аппарата.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства, которыми законодатель руководствуется при более конкретном правовом регулировании государственной службы.
Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые органы или группы органов К таковым можно отнести, например, предусмотренный принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон). Частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Общие принципы подразделяются на:
1. Закрепленные в Конституции (в частности, принципы народовластия, гуманизма, федерализма, разделения властей, законности).
2. Принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде РФ», «О прокуратуре РФ» и др.).
Принцип народовластия (демократизма) проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ – многонациональный народ. Демократия различается на представительную (через выборные представительные органы) и непосредственную (участие в выборах президента, представительных органов власти, в референдумах, участие в демонстрациях, митингах, пикетированиях и т.д.).
Принцип гуманизма основывается на понимании того, что политика социального государства направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция РФ указывает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Этот принцип означает также, что именно интересы человека стоят на первом месте, а также должны быть учтены интересы большинства населения. Ограничить свободу человека, применить насилие государство может в исключительных случаях, в правовых рамках, когда это вызвано, например, противоправным поведением.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий.
Принцип федерализма определяется тем, что Россия состоит из равноправных в отношениях с федерацией и друг другом субъектов (к субъектам федерации относятся республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа).
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Применительно к организации и деятельности государственных органов данный принцип содержит такие требования, как:
– верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина;
– осуществление властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов;
– особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ;
– пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.
Рассмотренная группа принципов конкретизируется во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в ФЗ «Об основах государственной службы РФ», который закрепляет следующие принципы гражданской службы:
– верховенство Конституции РФ и ФЗ над иными нормативно-правовыми актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
– равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
– обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства РФ;
– профессионализм, компетентность и этика госслужащих;
– гласность в осуществлении государственной службы. Необходима достаточная информированность общества о деятельности органов государства. Каждый из граждан имеет право на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственных органов.
– ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
– внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государственных и некоторые др.
Таким образом, государство решает стоящие перед ним задачи, функционирует через механизм государства, который представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – государственных органов, учреждений, организаций и предприятий, служащих, а также организационных и финансовых средств. Важнейшим элементом государственного механизма является государственный орган, обладающий рядом специфичных признаков. Указанные принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов придают ему необходимую целостность, обеспечивают успешное функционирование.