ТОРГОВОЕ ПРАВО ЕС

Торговое право ЕС. Появилось в европейских сообществах одним из первых. Проводится единая торговая политика в Ес. Торговая политика ЕС основывается на источниках ГАТТ, нормах учредительных актов, и актов институтов , регулирующих внешнюю торговлю.

Понятие «общая торговая политика» появилось в договоре об учреждении ЕЭс 1957 года.

В нём говорилось о необходимости установления 12-летнего переходного периода для разработки общих правил торговой политики, создания общего таможенного тарифа, формулирование мер поддержки экспорта и защитных торговых мер. После принятия общего таможенного тарифа в 1968 году, торговое право развивалось в тесной взаимосвязи с таможенным. В последующем получило развитие Регулирование внешней торговли, на основе общих стандартов, а с созданием ВТО, и единого рынка, причём последние 20 лет торговое право ЕС, стало развиваться в соответствии с принципами международного торгового права. В частности, появились новые стандарты импортного регулирования, квотирования, антидемпинговой защиты, противодействия торговым барьерам в третьих странах, предоставление торговых льгот развивающимся странам. Появились в последние 2р бесятилетия специальные торговые соглашения стран ес со странами бывщего СССР. Сущность, основные цели и р. В источниках торгового прав Ес формулируются понятие, напрвления общей торговой политики и, оссобеннсоти заключения тарифных и торговых соглашений. Договор о Сообществе наделил Еврропейскую Комиссию правом вести переговоры для заключения торговых соглашений с третьими странами. Договор о Евроатоме закрепил стандарты торговой политики ядерными материалами. Евратом наделён правом заключать торговые контракты в своей компетенции с любыми странами, международными организациями, и частными лицами. Лиссабонский договор считает общую торговую политику одним из направлений внешней политики ЕС. В частности, в сферу торговли включены вопросы регулирования прямых иностранных инвестиций. Лиссабонский договор существенно укрепил роль парламента в принятии актов по вопросам торговой политики и заключения международных договоров ЕС. Государства-члены ЕС в настоящее время окончательно теряют право вводить в действие самостоятельные защитные меры, в связи с тем, что Л.Дмо причисляет общую торговую политику к одной из 5-ти сфер исключительной компетенции ЕС. В настоящее время наибольшее число вопросов торговой политики регулируется международными торговыми соглашениями ЕС. В частности этими актами предусматривается «режим наибольшего благоприятствования», режим льготного доступа на рынки, ограничительные меры международной торговли в отношении отдельных товаров, например угля. Стали, текстиля, продукции сельского хозяйства «чувствительные товары для внутреннего рынка ЕС- экспортируются в случае их избытка.

Режимы свободной торговли . режимы торговли услугами, специальные режимы , созданные в рамках ВТО, после 1994 года, и по итогам Уругвайского раунда международных торговых переговоров.

Акты институтов Евросоюза регулируют частные, внутренние вопросы торгового права. Большинство регулируется регламентами совета ЕС., например, Регламент №26-03 /69 «о контроле над экспортом». 260/2009 о контроле над импортом, №597 /2009 «о защите от субсидируемого импорта».

Директивы регулируют, как правило, вопросы , имеющие вспомогательное значение для торговой политики, например директива 98/29/ЕС по гармонизации основных условий страхования, экспортных кредитов для средне и долгосрочных сделок . Решение в сфере торговли являются актами, комментирующими международные соглашения, они принимаются советом ЕС в отношении определённых видов импорта и продукции, например решение Совета №2001/822)ЕС об условиях доступа на рынок ес товаров из заморских стран и территорий. Суды ЕС осуществляют толкование актов ЕС и их единообразное применение Европейский суд рассматривает дела связанные с реализацией общей торговой политики. Суд общей юрисдикции рассматривает дела. Связанные с применением антидемпинговых и компенсациооных мер ЕС.

ЕС занимает заметное положение в мировой торговле. В частности, при участии есропейских сообществ и государств-членов 15 апреля 1994 года были подсписаны Акт и соглашение о создании ВТО. После этого было заключено большое число соглашений («соглашения по итогам уругвайского раунда», которые регулировали правовые инвеститционные и технические особенности торговли ЕС. Они получили особое наименование – ТРИМС,

По статистике ЕС входит в так называемую «большую четвёрку» ВТо, которая состоит из США, Китая, ЯПОНИИ, И ес, ДОЛЯ Ес в мировой торговле товарами -18%. В мировой торговле услугами-28%. Ес – крупнейший мировой экспортёр, а по импорту – на 2 месте после США. Особую роль в торговом праве ЕС играют специальные соглашения о создании зон , организаций, и союзов с третьими странами в сфере торговли. В частности были заключены соглашения о таможенном союзе с Андоррой, Сан-Марино, и Турцией. Соглашения о свободной торговле (об ассоциации)- со Швейцарией. Хорватией, Македонией , Израилем , с ЮАР, с Мексикой и д.р.

Соглашения об одностороннем предоставлении торговых преференций (со странами Африки, , карибского бассейна и Тихоокеанского региона (страны АКТ»)- с 36 странами АК были заключены подобные соглашения. Беспошлинный ввоз товаров. В 1992 году было подписано соглашение о создании Европейского экономического пространства- ЕЭП, цель которого- общий рынок. В настоящее время в торговом праве ЕС разработаны различные схемы и графики торговли товарами и особенности защитных мер. Например:

1. Схема преференций на 2009-2011 годы содержит правила беспошлинного импорта всех товаров. Не относящихся к категории чувствительных.

2. Смешанные пошлины. В рамках общего таможенного тарифа и общей торговой политики и общей системы преференций (ОСП) число бенифициаров ОСП в настоящее время-176 стран, включая Россию. Система отношений с этими странами именуется «ОСП +.

3. Со странами СНГ ЕС заключил несколько соглашений о партнёрстве и сотрудничестве в сфере торговли. Применительно к России установлен принцип наибольшего благоприятствования (например свобода транзита). Установлены также тарифные преференции и льготные системы контроля за импортом и экспортом. Вместе с тем. Для реализации торговой политики Ес большое значение имеют количественные ограничение, напримерЮ квотрирование и лицензирование., а также антидемпинговые пошлины, страхование и иные инструменты.

Финансовое право ЕС

1. Понятие и источники

2. Банковское право

3. Налоговое право

4. Бюджетное право.

Понятие и источники финансового прав ЕС

В науке европейского права правовое регулирование в сфере финансовых услуг понимается , как регулирование трх областей:

1. Банковской системы ЕС

2. Страхования

3. Ценных бумаг

В учредительных актах ЕС нет раздела о финансовых услугах , но некоторые акты ЕС, принятые в качестве комментариев к ним, содержат систему отношений, регулируемых правом ЕС, которые относят к финансовому сектору. Например, План действий в сфере финансовых услуг 1999 года относят к финансовой дейтельности Ес банковский сектор. Исследователи Европейского права, например, Топорнин, говорят что финансовое право ЕС включает также систему налогов, пошлин и сборов, т.е «собственные финансовые ресурсы ЕС», ресурсы закреплённые в качестве специальных актов ЕС, актов контроля и аудита (например, бюджетный процесс). Энтин понимает под европейским финансовым правом совокупность финансово-правовых норм ЕС. Непосредственно направленных на правовое регулирование сферы финансовых услуг. Основными источниками финансового права ЕС являются международно-правовые соглашения, судебные решения, а также регламенты и директивы. Основными субъектами финансового права ЕС являются физические и юридические лица, которым адресованы финансово- правовые нормы, например инвестиционные и страховые компании , банки, частные инвесторы, налоговые службы,

А в особых случаях сами институты ЕС. В целом финансовое право тесно связано с политикой Ес в области торговли единым рынком и сторудничеством в финансов-правовой сфере.

 

 

ФИНАНСОВОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО ЕС

Основными субъектами финансового права ЕС являются юридические и физические лица. Интеграционное регулирование в сфере финансовых услуг в ЕС прошло несколько этапов:

1. В 1966 году был подготовлен специальный доклад «о положении финансовой отрасли в праве ЕС.

2. Основная цель, обозначенная в нём обеспечение равного доступа финансово-кредитных орг-й и иных субъектов к общему рынку Европейских Сообществ.

С 1980 года было принято большое число директив, регулирующих сферу финансовых услуг, в том числе директивы «О регулярной информации» , об эмитентах, и координации финансовых сделок с участием инсайдеров. В 90-ые годы был разработан План действий в сфере финансовых услуг на пятилетний период с 1999 года , который был одобрен Европейским Советом в Лиссабоне. Он предусматривал создание и внедрение более совершенной правовой базы регулирования европейских финансовых рынков.

Всего предусматривалось 42 мероприятия в этой сфере, цель которых- солздать Единый финансовый рынок Евросоюза. В начале XXI века в ЕС сформулировали 3 стратегичнесике цели в этой области

1. Установление единого рынка финансовых услуг и оптовой торговли

2. Реализация более доступных и надёжных розничных финансовых рынков

3. Усиление надзорных правил

В 2005 году был представлен новый программный документ- Белая книга ЕС по политике финансовых услуг в период 2005-2010гг. в это же время была представлена и Зелёная книга, которая сопровождала белую книгу и носила консультативный характер. В этих док-тах были выделены 5 основных задач:

1. Развивать достигнутые успехи и следить за чётким выполнением уже действующих нормативов.

2. Принимать нормативные акты в соответствии с новыми требованиями. В реализации э той задачи было существенно изменено регулирование при помощи директив.

3. Усилить и гармонизировать контроль в финансовой сфере.

4. Стимулировать конкуренцию в сфере оказания финансовых услуг.

5. Развивать кооперацию и конвергенцию финансовых рынков ЕС. С другими мировыми рынками в целях дальнейшего укрепления экономической и финансовой мощи ЕС. На правктике сложным является вопрос регулирования сферы финансовых услуг Ес. В настоящее время институты ЕС начали так называемый «процесс Ламфалусси»- т.е создания нескольких уровней регулирования финансовых услуг. Предлагаются 4 уровня регулирования:

1. Европарламент И своет принимают директивы и регламенты на основании проектов Еврокомиссии

2. Рамочные акты уточняются и дополняются директивами , в том числе о создании специальных органов при согласовании с европейским центральным банком

3. Например, Европейский Комитет по ценным бумагам.

Сотрудничество национальных органов в финансово-правовой сфере. Для этого был создан Комитет Европейских регуляторов ценных бумаг.

4. Проверка соответствия юридической практике в гос-вах членах ЕС нормам финансового прав ЕС с помощью Европейской Комиссии. Для этого были созданы Европейский банковский Комитет и европейский Комитет по страхованию и трудовым пенсиям .

С 2010 по 2013 год для работы этих комитетов Ес выделил 36,3 миллионов Евро по1 млн Евро в месяц.

Евросоюз осуществляет программу гарантий прозрачности и интегрированности европейских финансовых рынков. В рамках этой программы происходит борьба с рыночными злоупотреблениями, предъявляются особые требования к проспекту эмиссии, информационное сопровождение эмитентов, процедуры нотификации.