Социальные корни или причины правонарушений
Криминология изучает условия и причины совершения преступлений.
Причины рассматриваются на уровне общего, особенного и единичного.
Нужно исходить из социальной природы правонарушения.
Как массовое явление оно появляется только в определенных социальных условиях – при появлении права и государства. В этом его социальная природа.
Преступление как единичное явление и преступность как массовое социальное явление, то для правонарушения нет понятия, дающего характеристику массового поведения.
Понятие праворушаемости (с приветом от Комарова). Она фиксирует массовость правонарушений, их совершения в обществе. Причины следует рассматривать как самостоятельное явление на разных уровнях:
1. Уровень общесоциальный – правонарушаемость рассматривается в единстве всех факторов, которые существуют в обществе.
2. Криминологический уровень – анализируются категории отдельных видов правонарушений (преступления несовершеннолетних, их правонарушения).
3. Уголовно-правовой уровень – исследуются причины правонарушений применительно к конкретному правонарушению или преступлению
Разные подходы к анализу причин:
1. Философский – формулируется общая концепция причин и условий, которые порождают социальные отклонения (рассматривается материалистическое, историческое понимание правоотношений). Несовместимость социальных интересов антагонистического или неантагонистического характера. Причина – противоречия самого общества. Вопрос в том, можно ли победить правонарушения. Сущность этих противоречий различна. Между обществом и индивидом не исключается возможность расхождения интересов. Цель – достижение условий для нивелирования причин.
Право – не есть справедливость, это общее требование справедливости.
Важность проблемы воспитания индивида. Причинами может быть недостаточно высокий уровень культуры и правового сознания.
Большое влияние на совершение правонарушений связано с сознанием индивидуальным и общественным сознанием.
Закон отставания общественного сознания от общественного бытия. Поэтому в те или иные моменты активизируются причины совершение тех или иных
2. Социологический. Причины рассматриваются с точки зрения изучения особенностей различных социальных, профессиональных, возрастных групп людей. Изучаются деформации жизни человека (Добровольные народные дружины, оперативные комсомольские отряды). На этом уровне важна профилактическая работа.
3. Психологический. Тесно связан с социологическим. Учет психофизиологических и биологических свойств личности. Причина – несовершенство самого человека.
Правонарушения нельзя искоренить, но их можно существенно уменьшить с точки зрения количества.