Лекция №4

Концепция, описывающая данный вид власти, была сформулирована обществом, стремившимся к ограничению монархической власти. Обычно авторство этой концепции определяют и предписывают Джону Локку (1632-1704) и французу юристу и просветителю Монтескьё (1689-1755). Сутью учения было то, что для обеспечения свободы и превращения права между государством и гражданами государственная власть не должна сосредоточенно владеть обществом, и Локка, и других мыслителей устраивала система управления. Которая бы сочетала в себе черты монархии (в части исполнительной власти) и демократии (в законодательной власти для богатой общины). Все три формы были объединены в одной системе управления, но в разных сферах. Это должно было бы уменьшить меркантилизм со стороны государственной власти Западной Европы того времени. Исполнительная власть, по мнению французских мыслителей, должна быть в руках монарха, независимого от законодателей. Вся исполнительная власть американских штатов находится у президента, избираемого отдельно от других структур.

В свою очередь Локк считает законодательную власть верховной и выделил 4 главных условия, которые бы ограничивали законодательную власть:

1. Закон должен быть равным для всех

2. Закон создается для блага людей

3. Без согласия граждан невозможен рост налогов

4. Законодатели не имеют права отдавать кому-либо свои права и полномочия

Сегодня данная концепция о разделении властей с утверждениями и положениями о системе издержек и других рычагов и механизмов, необходимых для взаимодействия разных ветвей власти и субсидиальности ветвей, что применительно к законодательной власти, используются довольно жесткие юридические основания. А глава государства при этом имеет право использовать отлагательное вето. Исполнительная власть находится под жестким бременем ограничений ведомственного нормотворчества. По отношению к ней могут быть использованы импичменты в отношении главы государства (если речь идет о республике).

Существуют ограничительные действия к судебной власти (право на защиту). Относительно взаимодействия для различных ветвей власти, без этого взаимодействия функционирование власти невозможно. Принцип супсидиальности по отношению к государственной власти означает несанкционированное вмешательство одной ветви власти в сфер деятельности и компетентности другой. Необходимо также отличать данное вмешательство от взаимодействия властей для обеспечения функций государства, его действий и полномочий.