Государство.

Государство явилось закономерным этапом в развитии человеческого общества.

1. О происхождении государства и права. Государство знаменует собой переход от первобытных форм общества к цивилизационной форме совместного соединения и проживания людей. При этом государство является аппаратом управления общественными процессами. Оно призвано содействовать развитию общества и удовлетворять при этом общественные интересы и потребности. Наиболее важное общественное отношение регулируется государством через права. Сущность государства как особого явления нельзя полностью уяснить, не рассмотрев вопрос о происхождении тенденции о развитии и преобразовании государства.

В истории человечества был достаточно длинный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. Человек современного типа (кроманьонского) впервые определяется на рубеже 40000 лет назад, а первое государство появилось лишь 5-6 тыс. лет назад. Лежащее в основе догосударственного общества экономика включала в себя охоту, собирательство и рыболовство, а человек использовал то, что давала ему природа. В истории развития общества выделяют три основных этапа:

-первобытное стадо

-родовая община

-разложение родовой общины

В условиях первого этапа существовали весьма слабые и примитивные орудия труда (камни, палки). Но само их наличие уже усиливало значимость человека над животным миром. В более поздние этапы (поздний палеолит) на смену данной стаду приходит родовой строй, основанный на кровном родстве, общей собственности и совместном ведении хозяйства. В процессе совершенствования орудий труда экономика, связанная с присваиванием, со временем вытесняется экономикой, связанной с производством. В науке этот период называют «неолитической революцией». Именно тогда и зародилось скотоводство, земледелие. И появились первые ремесла. В усложняющемся домашнем хозяйстве господствующее место и положение стали занимать женщины (матриархат). С развитием скотоводства и плужного земледелия усиливается значимость мужского труда. И на смену матриархату приходит патриархат.

Складывается семейная община (патриархат), характерный для заключительной стадии, все важнейшие вопросы решались на общем собрании. Ежедневное управление осуществлял старейшина, избираемый всеми членами рода. Власть, выстроенная на основе демократии (первобытной), опиралась на авторитет обычая, а также на возможность жестокого принуждения, исходящего от всего рода. С переходом к производящей экономике усложнилась организация и производство, возникла потребность в новых управленческих и организационных функциях. Общественное подразделение труда, специализация и разделение функций как следствие, заметно увеличило и производительность труда, и способствовало также нарастанию социального неравенства, отделению верхушки общества от основной массы, и присваеваемого ими накапливаемого труда.

Наряду с такими общими закономерностями, как определение частной собственности, деления общества на классы, на процесс определения и возникновения государства оказали влияние следующие факты:

-демографический фактор (переход от кочевого к оседлому образу жизни, к моногамной семье)

-психологические факторы (природный страх человека, необходимость создания органов правления)

-аптропологические факторы (стремление к совместной жизнедеятельности и коллективному проживанию, несмотря на эгоизм и агрессивность человека того времени)

-факторы геополитики (опасность насилия со стороны других племен)

- географические факторы (выход к морям способствовал ускоренному развитиювсех товарных отношений)

-этнические факторы (деление на свободных и рабов на основе этнических различий)

Общие закономерности связаны с возникновение и развитием государства. При рассмотрении не следует смешивать с конкретными условиями и формами его образования (географические , религиозные, природные и климатические, а также другие факторы оказали влияние на процессы социального расслоения и обусловили конкретные пути становления и развития государственной системы и правовой организации.

На стадии, связанной с разложение родового строя и его переходом к государству, пути в восточных и европейских государств стали заметно отличаться друг от друга. В большинстве регионов (Азия, Африка) все первые государственные образования (государства) возникали в сонмах земледелия, что требовало осуществления крупномасштабных ирригационных работ, и тем самым привело к необходимости единого централизованного руководства огромными массами людей. В этом случае устойчивой оказалась социально-экономическая структура, относящаяся к родовому строю. Земельная община – общинники считались свободными. Но постепенно и земля, и жизнь всех подданных стали собственностью государства, олицетворенного чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Таким образом, в основе экономики восточных стран лежало государственная форма собственности. А частная собственность имела второстепенное значение для данного отрезка времени.

Образование государства на западе осуществлялось иначе, и было связано с разрушением общин и переходом государственной организации в результате имущественного неравенства, определением частной собственности и раскола общества на классы. С точки зрения марксистской методологии считалось, что этот путь формирования государства является типичным и характерным для всех регионов. Но современные исследования доказывают, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в древних Афинах и Риме. Западный путь можно назвать не типичным, а только лишь уникальным.

Своеобразным был также путь образования государства у древних германцев и славян. Определение государства ускорило завоевание ими владений Римской империи и неспособность родоплеменного строя обеспечить управление на большой территории, в следствии чего возникла необходимость создания государственных управлений (административно-территориальных). Древнейшие государственные образования изначально определялись и возникали как города-государства. Селения, в которых жили свободные общинники-земледельцы, обращались из родовой общины в соседскую, в которых затем выделялись хозяйственный и религиозный центр – город. Этот центр с прилегающей к нему небольшой с/х местностью и становится городом-государством.

Право как социальный институт возникает вместе с государством по аналогичным причинам, т.к. они были призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует всю политическую власть, является средством осуществления всей политики государства, а государство при этом устанавливает, гарантирует и применяет юридические нормы. В первобытном обществе отношения между людьми решались и регулировались как данные свыше. Наиболее ценные из них, определенные и проверенные многими поколениями, были санкционированы государством и стали источником права (обычным правом).

В целом можно выделить три способа формирования права:

1. Как результат перерастания мононорм в нормы обычного права

2. Как результат деятельности судебных органов

3. Как результат издания нормативных актов

В отличии от мононорм все нормы права фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничение и запреты, исходящие от государства, и при этом охраняются специальными органами государства.

Существуют множество теорий, объясняющих зарождение и происхождение государства:

1. Теологические теории: государство рассматривается как явление, дарованное людям «свыше». Узнав тайну божественного замысла, а, следовательно, узнав природу государства с точки зрения авторов данной теории (Августин Блаженный и Фома Аквинский) невозможно следовать. А можно лишь верить и безропотно следовать учениям всех правителей.

2. Патриархальная: ее основателем считается Аристотель, который считал, что возникновение государства есть результат усиления соответствующего вида семьи, создается монархия, являющаяся, согласно данной теории, отцом всех подданных.

3. Общественного договора: была определена и разработана в трудах Гоббса, Локка, Радищева. Согласно этой теории люди до появления государства находились в естественном состоянии, которое определялось и понималось по-разному. Для Руссо это означало неограниченную личную свободу, для Гоббса это состояние означало войну всех против всех. Ради мира и благополучия люди заключают между собой договор о создании государства и добровольно отдают ему часть своих прав. Суверенитет при этом имеет весь народ, а правители, как уполномоченные народа и обязанные отчитываться перед ним и сменяться по его воле.

4. Органическая: получила широкое развитие в трудах Спенсера. Согласно данной теории государство определялось как результат эволюции животного мира. Это организм, отношения между частями которого аналогичные отношениям между частями любого живого существа. Социальная эволюция определялась лишь как один из видов эволюции биологической.

5. Теория насилия: определялась в трудах Дюринга, Каутского и других. Причиной для возникновения государства в ней они видели в военных и политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными территориями был нужен соответствующий аппарат (принуждение), которым, согласно их теории, и стало государство.

6. Психологическая теория: была определена и разработана в трудах Фрейда и Куркунова. Сторонники этой доктрины обосновывают суть и происхождение государства, также права, особыми свойствами человеческой психики и необходимостью подчиняться и подражать. Государство при этом определяется как продукт, связанный с противоречием между сильными, активными личностями, и пассивной биомассой, способной только подчиняться.

7. Материалистическая теория (классовая): основными деятелями этого учения являются Маркс и Энгельс, Ульянов-Ленин. Они связывают определение и появление государства с естественными процессами, характеризующими образование семьи, частной собственности, и на этой основе раскола общества на классы. Создание экономически господствующего класса, ставшего органом насилия и подавления неимущих классов. Государство в данной теории определялось и рассматривалось ими как временно явление, которое отживет себя тогда, когда исчезнуть классы и антагонистическая непримеримость между ними.

Особенностью всех нижеизложенных теорий является то, что ученые, которые их определяли и разрабатывали, ставили перед собой задачу создать самую универсальную теорию о происхождении государства и права, способную объяснить все причины и сам процесс определения и возникновения любого государства. На практике стало очевидно, что подобные действия не имеют под собой оснований. Т.к. каждая из представленных концепций субъективна и ограничена.

В настоящее время в отечественной юридической науке определен и доминирует многофакторный подход к первоначальному определению и возникновению государства. Этот процесс обусловен и рассматривается как процесс определенный многими причинами. Существует определенное научное согласие в характеристике основ и предпосылок образования государства, среди которых можно выделить экономические, демографические, психологические, военные и политические и ротовые, а также ряд других.

Сущность государства и его функции.

В современной юридической науке сложились две основных концепции трактовки сущности государства, первый из них – классовый (марксистский), состоит в том, что сущность государства определяется интересами классов, государство при этом является обороной от насилия. Второй подход основан на общей социальной сущности государства, его назначение – служить обществу, быть инструментом в определении и разрешении любых из противоречий, способствовать определению и достижению социального согласия и компромиссов. Эти подходы не исключают друг друга, т.к. сущность государства определяется не только стремлением, но и приверженностью современного государства общечеловеческим идеалом в выполнении общечеловеческих задач. В современной литературе сущность государства чаще всего определяется через его признаки.

К важнейшим признакам государства относят:

1. Наличие власти (публичной политической власти), имеющей аппарат управления и принуждения, госвласть при этом осуществляется органами, образующими государственный аппарат, который и осуществляет управлением общества: обладает определенными полномочиями и имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты, состоит из особого слоя людей. Государство имеет специальные учреждения – армию, суд и полицию, которые обладают право использования и применения действий, относящихся к принуждению по отношению к тем, кто не подчиняется государственной власти.

2. Организация населения (территориальный) влечет за собой административное и территориальное деление, очерчивает пределы осуществления государственной власти.

3. Государственный суверенитет – один из основных признаков. Он означает наличие гос власти внутри страны и независимость государства во взаимоотношении с другими государствами.

4. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства, что означает полномочия государства осуществлять любое правотворчество. Только государство может установить порядок в обществе и принуждать его к исполнению.

5. Государственная казна – средство государственного бюджета и иное государственное имущество.

Итак, государство можно определить как властную и политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающим определенный порядок на определенной территории.

Функции государства.

Это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общесоциальная сущность, а также социальное назначение. Они вытекают из нужд общества и обретают характер государственных функций.

Важнейшие функции:

1. Обеспечение национальной безопасности

2. Ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических проблем, а также реализация социальных программ поддержки здравоохранения, защиты прав и свобод граждан.

Функции любого государства носят устойчивый характер, но с развитием общества и переходом к новому типу государства ряд функций обновляется, изменяется, однако сохраняется их преемственность.

В демократических государствах функция насилия и подавления становится второстепенной, ведущее значение отводится организаторским функциям государства, направленных на решение проблем и задач демократического строительства. Задачи и функции государства – явления взаимосвязанные, но несовпадающие. В задачах государства выражается его социальное назначение в конкретный исторический период, они являются исходными по отношению к его функциям, являются их основой и предпосылкой. Функции же государства определяют собой средства реализации стоящих перед государством задач. Задачи государства отражаются и воплощаются в жизнь через осуществление функций.

Функции государства можно классифицировать по многим основаниям. Их условно делят в зависимости от продолжительности действия на постоянные (действующие на всех этапах существования государства) и временные. По значению в общественной жизни функции государства можно определить как основные и неосновные. По формам их реализации на те, которые имеют все основания на:

1. Правотворчество

2. Правоохранительные

3. Правоприменительные

Наиболее известным подходом является деление функций на внутренние и внешние. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны, они охватывают все сферы жизни общества и государства: экономическую, социальную и политическую, экологическую и правоохранительную.

Экономическая функция определяет собой долгосрочную государственную программу, связанную с развитием экономики. Главным является финансовая, инвестиционная. Государство при этом обеспечивает определенную базу в области государственного кредита, финансового субсидирования и налогообложения.

Политическая функция: в современном демократическом государстве определяет прежде всего обеспечение народовластия и формирование органов власти, а также волеизъявления народа, обеспечение государственного суверенитета, формирование условий для самоорганизации и самоуправления народа, формирования гражданского общества и защиту государственности.

Социальная функция определяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здравоохранения, образования и культуры.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка означает деятельность государства, направленную на защиту интересов личности и общества. В современном государстве особое внимание уделяется и правоохранительной деятельности, ибо ее эффективность – один из критериев оценки состоятельности и компетентности государственной элиты и правительства.

Природоохранительная функция становится все более актуальной в условиях ухудшения экологической обстановки. Государство при этом устанавливает режим природопользования, а также определяет экологические требования, условия и порядок использования ресурсов, сохранение и восстановление, а также улучшение качества окружающей среды.

Функция налогообложения и финансового контроля включает в себя использования налогов в качестве инструментов экономической и социальной политики, с помощью налогов государство определяет расходы на содержание государственного аппарата и перераспределяет доходы среди различных групп и слоев населения. Основная задача финансового контроля – проверка правильности и исполнения финансовых обязательств перед государством, устранении и предупреждения нарушения финансовой дисциплины.

Внешние функции государства – основные направления деятельности на международной арене, функции обороны страны, отвечающие требованиям национальной безопасности, функция поддержания мирового порядка и предотвращения войны, функция сокращения химического и ядерного оружия, сотрудничество с другими государствами в различных сферах, затрагивающего каждое государство, народ и человечество в целом.

Государственная власть.

К пониманию власти существует много подходов.

Общественная власть определяется как «способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью средства – авторитета, права, насилия». Сама по себе общественная власть делится на частную и публичную. Частная – личная и корпоративная. Социология и социальная психология. Делится на государственную.

Политическая - власть социальной общности и союзом. К обладанию государственной власти отдельные индивиды и руководство партии. Политическая власть не тождественна государству. В отличии от политической государственная власть играет в обществе роль социального арбитра.

Осуществление государственной и политической власти различны. Государственная власть, в отличии от политической, определяется и реализуется специализированная государственный аппаратом, состоящим из органов законодательной, исполнительной и служебной власти, в связи с чем именного государственная власть осуществляет легитимные действия и находится на вершине власти государства. Государственная власть всегда легальна, осуществляется законами, актами исполнительных органов и имеет влияние на общество. Государственная власть едина в своей организационной структуре, а также по функциям и социальному содержанию. В то же время, современная государственная власть делится на: исполнительную. Законодательную и судебную.