Классификация диагностических задач. Этапы диагностического исследования.
Диагностические задачи, разрешаемые в процессе криминалистического исследования веществ и материалов:
• простые (прямые), связанные с установлением состава веществ и материалов, их природы, назначения или сферы применения, свойств
• сложные (составные) задачи, предполагающие установление факта и причины изменения первоначального состояния вещества или материала, их состава и структуры, химического или физического воздействия; установление технологии производства, «биографии» изготовленного из данного материала изделия.
Диагностическое исследование состоит из ряда этапов, причем количество этапов определяется сложностью решаемой задачи:
1. Формулирование задачи диагностического исследования.
2. Решение простой диагностической задачи. Для этого изучают признаки объекта и по ним определяют его свойства и состояния; например, устанавливают химический состав микрочастиц взрывчатого вещества с места происшествия. Если ставится только эта задача — исследование заканчивается. В случае, когда простая задача служит для решения более сложной, — переходят к следующему этапу.
3. На основании результатов решения простых задач и полученных в результате признаков производится построение типовой модели (реконструкция) процесса, способа действия, события, явления. Например, на основании состава взрывчатого вещества и анализа повреждений производится моделирование условий взрыва.
4. Выведение следствий из полученной модели и сравнение гипотетических следствий с отображениями на элементах вещной обстановки, выявление специфических особенностей.
5. При положительных результатах сравнения — установление механизма данного события, процесса, действия (например установление механизма взрыва), при отрицательных — возврат к первому или второму этапу.