Классификация диагностических задач. Этапы диагностического исследования.

Диагностические задачи, разрешаемые в процессе криминалистического исследования веществ и материалов:

простые (прямые), связанные с установлением состава веществ и материалов, их природы, назначения или сферы применения, свойств

сложные (составные) задачи, предполагающие установление факта и причины изменения первоначального состояния вещества или материала, их состава и структуры, химического или физического воздействия; установление технологии производства, «биографии» изготовленного из данного материала изделия.

Диагностическое исследование состоит из ряда этапов, причем количество этапов определяется сложностью решаемой задачи:

1. Формулирование задачи диагностического исследования.

2. Решение простой диагностической задачи. Для этого изучают признаки объекта и по ним определяют его свойства и состояния; например, устанавливают химический состав микрочастиц взрывчатого вещества с места происшествия. Если ставится только эта задача — исследование заканчивается. В случае, когда простая задача служит для решения более сложной, — переходят к следующему этапу.

3. На основании результатов решения простых задач и полученных в результате признаков производится построение типовой модели (реконструкция) процесса, способа действия, события, явления. Например, на основании состава взрывчатого вещества и анализа повреждений производится моделирование условий взрыва.

4. Выведение следствий из полученной модели и сравнение гипотетических следствий с отображениями на элементах вещной обстановки, выявление специфических особенностей.

5. При положительных результатах сравнения — установление механизма данного события, процесса, действия (например установление механизма взрыва), при отрицательных — возврат к первому или второму этапу.