Специальные налогово-правовые режимы в регулировании налоговых отношений

 

Налоговый кодекс РФ широко использует понятие «правовой режим» в целях установления особого порядка правового регулирования налоговых отношений. В общей теории права правовой режим определен как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права[14].

В НК РФ (ст. 18) содержится определение специального налогового режима, а также перечень специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс РФ определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами (ст. 18).

Данное НК РФ понятие специальных налоговых режимов определяет их как особый порядок исчисления и особый порядок уплаты налогов и сборов. В свою очередь ст. 18 НК РФ допускает — при установлении специальных налоговых режимов возможность определять и иные элементы налогообложения и налоговые льготы. Таким образом, законодательное определение специальных налоговых режимов не отражает пол-, ностью их содержания, что подтверждается коллизионностью самой ст. 18 НК РФ.

Более того, целесообразно использовать в данных налоговых отношениях термин «специальный налогово-правовой режим», а не термин «специальный налоговый режим». Это связано с тем, что специальный режим выражает взаимосвязь правовой формы и содержания налоговых отношений, что свидетельствует о большей точности и логичности использования именно термина «специальный налогово-правовой режим».

Специальный налогово-правовой режим — это особый порядок правового регулирования налоговых отношений, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий определенную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.

Специальные налогово-правовые режимы по отношению к общему налогово-правовому режиму обладают отличиями. Во-первых, конкретный специальный налогово-правовой режим затрагивает определенную, более узкую область налоговых отношений, что позволяет рассматривать его содержание в рамках общего режима регулирования налоговых отношений. Во-вторых, установление специальных налогово-правовых режимов основывается на специальных налогово-правовых нормах, отличающихся от правовых норм, регулирующих общий режим налоговых отношений. При этом приоритетом в отношениях между общими и специальными налогово-правовыми нормами обладают специальные нормы налогового права.

В соответствии со ст. 18 НК РФ основаниями применения специальных налогово-правовых режимов являются положения НК РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы.

Статья 18 НК РФ содержит закрытый перечень специальных налоговых режимов, к которым относятся:

— упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

— система налогообложения в свободных экономических зонах;

— система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

— система налогообложения при выполнении договоров концессии;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Часть вторая НК РФ дополняет перечень специальных налоговых режимов, посвящая им отдельный раздел VIII: глава 26' «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»; глава 262 «Упрощенная система налогообложения»; глава 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 264 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

Следовательно, часть вторая НК РФ расширяет состав специальных налоговых режимов, предусмотренный ст. 18 части первой НК РФ, дополняя их системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налоговый кодекс РФ устанавливает и называет в качестве налогового режима режим налогового склада. В соответствии со ст. 197 НК РФ под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад до момента ее отгрузки.(передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию.

Специфика режима налогового склада заключается в том, что, во-первых, особый объект — алкогольная продукция — в рамках режима подпадает под действие усиленных мер и мероприятий налогового контроля, во-вторых, особенность проявляется в моменте окончания действия режима налогового склада.

Конкретным объектом режима налогового склада выступает алкогольная продукция, имеющая особое значение для экономических интересов Российской Федерации[15]. Действия по хранению, транспортировке и поставке (передаче) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции, могут осуществляться только в режиме налогового склада. Зоной действия режима налогового склада или зоной особого налогового контроля является территория, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также расположенные вне этой территории акцизные склады для хранения этой продукции и акцизные склады оптовых организаций. В период нахождения алкогольной продукции в режиме налогового склада она не считается реализованной, а соответственно, в отношении ее не возникает обязательства по уплате акциза, однако в этот период алкогольная продукция подвергается усиленным мерам налогового контроля.

Моментом завершения действия режима налогового склада является:

— момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо своему структурному подразделению, осуществляющему ее розничную реализацию;

— дата вступления в силу акта, освобождающего алкогольную продукцию от акциза, или непосредственно указанная в акте дата.

Законом о налогах и сборах Российской Федерации может предусматриваться такая модель регулирования налоговых отношений, как режим перехода налогового закона. Несмотря на отсутствие прямого указания в НК РФ на существование данного режима, из смысла п. 4 ст. 5 НК РФ следует, что для подпадающих под действие данной нормы фискально обязанных лиц в случае изменения законодательства о налогах и сборах не в пользу указанных лиц сохраняется определенный налоговый режим. Важным условием применения режима перехода налогового закона является необходимость его предусмотрения в законодательном акте.

Однако правило перехода налогового закона оценивается неоднозначно. Например, его рассматривают не как специальный налоговый режим, а «просто» как достаточно масштабную налоговую льготу[16].

С принятием НК РФ в правовом режиме налоговых отношений произошли существенные изменения, вызывающие спорные ситуации в практике налогообложения. Так, Конституционный Суд РФ указал, что впервые сформулированное требование п. 1 ст. 17 НК РФ об установлении всех существенных элементов налогообложения являлось обязательным для всех налогов, которые были установлены и введены в действие после 1 января 1999 г. Прежние акты законодательства о налогах и сборах, принятые в соответствии с Законом РФ об основах налоговой системы, и следовательно, все налоги, установленные ст. 21 Закона, подлежали взиманию в обычном порядке вплоть до введения в действие части второй НК РФ, т. е. до 1 января 2001 г.[17].

Таким образом, законодатель обеспечил постепенный переход от одной налоговой системы к другой. Наличие переходного периода связано с необходимостью как адаптации налогоплательщиков к новым условиям налогообложения, так и подготовки организационных, материальных и иных условий для взимания налогов[18].

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[19] и письмом Пенсионного фонда РФ от 11 марта 2002 г. «О направлении методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»[20] для страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 г. рождения и моложе, в 2002—2005 гг. применяются особые ставки платежей, т. е. тариф переходного периода, а с 2006 г. и дальше — тариф, установленный для иных групп страхователей, т. е. общий.

Статья 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» устанавливает, что в случае если вступают в силу новые федеральные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов, либо вносятся изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на день начала финансирования инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения не применяются в течение определенных сроков. То есть если после начала реализации инвестиционного проекта происходит изменение в налоговом законодательстве, то объекты^ подпадающие под новые правила налогообложения, могут в соответствии с этими правилами быть выведены из-под действия новой налоговой нормы.

Неотъемлемым элементом каждого специального налогового режима выступает непосредственный носитель конкретного специального налогово-правового режима.

Носителем режима может выступать определенная территория, например свободные экономические зоны, а также закрытые административно-территориальные образования. Носителями налогово-правового режима могут быть отдельные категории налогоплательщиков, например субъекты малого предпринимательства при упрощенной системе налогообложения, налогоплательщики, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Носителей специальных налогово-правовых режимов отличает обладание необходимым статусом, с которым связывается право применять особую систему налогообложения. В связи с этим НК РФ и федеральные законы должны определять четкие критерии, позволяющие относить определенную категорию налогоплательщиков или территорий к носителям режима. Например, для применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо определить круг налогоплательщиков, имеющих статус «субъект малого предпринимательства». Данное понятие раскрывают федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»[21] и «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»2.

Однако нормативные правовые акты не всегда четко определяют статус носителей специальных налоговых режимов. Так, в российском законодательстве не имеет четкой юридической трактовки понятие «свободная экономическая зона», поскольку отсутствует единый закон, определяющий ее статус. Наряду с термином «свободная экономическая зона» употребляются термины «зона экономического благоприятствования», «особая экономическая зона». Вследствие этого и правовые аспекты специального налогово-правового режима свободных экономических зон нуждаются в серьезной доработке


[1] Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М. В. Карасевой. С. 122—126.

[2] Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 134.

[3] Бороздин Ю. В. Стоимостные отношения в социалистической экономике. М., 1976. С. 108.

 

[4] Аналогичной точки зрения по вопросу административной правосубъектности Российской Федерации и субъектов РФ придерживается А. П. Алехин (см.: Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1994. Ч. 1. С. 36).

 

[5] В широком понимании все вышеназванные финансовые правоотношения являются сложными, т. е. охватывают целую «связку» финансовых правоотношений как активного, так и пассивного типа. Однако первоначальным, основным правоотношением, на котором развивается вся «связка», является отношение активного типа.

[6] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1995. Т. 2. С. 95-96.

[7] Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкын И. Л. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2001. С. 90—97; Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002. С. 39—68.

 

[8] Кечекьян С. Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958. С. 137—140; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. Т. 2. С. 106; Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 157.

[9] Божьев В. П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975. С. 136; Гражданское право: Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993. Т. 1. С. 51; Дудин А. П. Объект правоотношения (вопросы теории). Саратов, 1980; Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 130—131; Основан В. С. Государственно-правовые отношения. М., 1965. С. 58—71; Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. С. 493.

[10] Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. С. 97.

 

[11] Основы налогового права. М., 1995. С. 49.

 

[12] Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. С. 168, 174.

 

[13] Теория государства и права: Курс лекций. М., 1995. Т. 2. С. 103

[14] Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 207.

 

[15] Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 25 июля 2002 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 2002. № 30. Ст. 3033.

 

[16] Буров В. С. Научно-практический постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса. М., 2000. С. 118.

[17] Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. № 183-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества Авиакомпания «Челябинское авиапредприятие» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом «ч» пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Официально не опубликовано. Содержится в справочной правовой системе «Консультант-Плюс

[18] Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Василенко Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество физических лиц» // ВКС РФ. 2002. № 3.

[19] СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832; 2002. № 30. Ст. 3021.

[20] Бюллетень Минтруда России. 2002. № 4.

[21] Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ данный закон признан утратившим силу.