Смертная казнь в дореволюционной России

Впервые в истории русского государства смертная казнь была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформлявшей вхождении Двинской земли в состав Московского государства.

В статье 5 этого документа предусматривается назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершённую в третий раз.

Законодатель вероятнее всего исходил из того принципа, что человек, совершивший три кражи, совершит её и в четвёртый раз. Интересно отметить, что убийство смертной казнью не наказывалось.

В дальнейшем русское уголовное законодательство в определённой мере идет по пути Византийского законодательства в части норм, предусматривающих смертную казнь. В Византийской империи она устанавливалась, прежде всего, за государственные и религиозные преступления. В Псковской судебной грамоте 1467 года смертная казнь устанавливалась за воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу, совершённую в третий раз. Перейдя из обычая кровной мести в официальное государственное установление, смертная казнь вместе с целью устрашения и возмездия применялась, так же в целях безопасности общества. Однако убийство смертной казнью не наказывалось.

Распространению смертной казни на Руси в не малой степени способствовали и татаро-монгольские завоеватели, чьи обычаи и писаные законы в довольно большом объёме предусматривали этот вид наказания.

Ещё более расширилась сфера применения смертной казни в Судебниках 1497 и 1550 годов, принятых при Иване III и Иване IV соответственно. Так, по последнему Судебнику смертная казнь назначалась: за первую кражу, если вор пойман с поличным или признался под пыткой; за вторую кражу или второе мошенничество, если вор признался, за разбой или иное "лихое" дело; если преступник "ведомый лихой" и, наконец, за убийство.

Судебник предусматривал два вида процесса, по которому должен быть судим обвиняемый: розыскной (инквизиционный) для "лихих" и состязательный (судебный) для людей, признанных "добрыми". Расправляясь с неугодными боярами, Иван Грозный прибегал к смертным казням, которые приняли невиданный до этого на Руси размах. Довольно широко была представлена смертная казнь в Уложении 1649 года, принятом при Алексее Михайловиче Тишайшем. Оно представляло собой свод законов крепостнической России, отражавших и закреплявших феодально-помещечьи отношения. Смертная казнь являлась основным видом уголовного наказания и устанавливалась за очень многие преступления (по различным сведеньям от 54 до 64). В первую очередь это были преступления религиозные и государственные: убийство и покушение на убийство царя, а так же приготовления к нему, бунт, измена, поджог с целью измены, заговор против царя и близких ему людей, выезд в другие государства с целью измены царю, поджог царских грамот, подделка денег, хранение подложных царских грамот и даже обнажение оружия в присутствии царя. Смертельными преступлениями против церкви были богохульство, церковный мятеж, учинение драки в церкви повлёкшее убийство, обращение в басурманскую веру путём насилия и обмана.

Также смертной казнью карались особо опасные преступления против личности и собственности: убийство, поджог, повторный разбой, укрывательство опасных преступников, изнасилование ратными людьми, мучительство, торговля табаком.

Широко применялась смертная казнь по жребию. Так, за драку на спорных землях двадцатого по жребию убивали. Такое обилие санкций, предусматривающих смертную казнь, обосновывалось государственными и общественными интересами.

И все же смертная казнь в эту эпоху применялась значительно реже, чем предусматривалось законом, и зачастую заменялась другими наказаниями, а за многие виды преступлений вообще не применялась. Это говорит о том, что в Петровскую эпоху идея устрашения достигла своего апогея.

Воинский артикул предусматривал три вида смертной казни: аркебузирование или расстрел (для военнослужащих), обезглавливание и повешение.

Свод законов Российской империи 1832 года, вступивший в действие 1 января 1835 года, впервые довольно четко определили пределы применения смертной казни. Она могла назначаться только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений лишь в тех случаях, когда дела об этих преступлениях передавались на рассмотрение Верховного уголовного суда. Смертная казнь допускалась и за карантинные преступления и, наконец, за воинские преступления, совершённые во время военного похода. Но поскольку Свод законов 1832 года содержал ряд существенных недостатков, то вскоре был образован особый комитет под руководством Д.Н. Блудова, задачей которого было составить проект нового Уложения. Блудов попытался юридически обосновать правомерность смертной казни в России, утверждая, что законодательным путём она не была отменена ни при Елизавете Петровне, ни при Екатерине II. После корректировки проекта Николаем I, смертная казнь предусматривалась только за государственные и карантинные преступления. Причем уложения 1845 года придало этой мере наказания уже не исключительный, а обычный, ординарный характер. Это способствовало упрочению смертной казни в карательном механизме российского государства.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года воспроизвело всё приложения о смертной казни Уложения 1845 года. Эти законодательные акты, так же как и Уложения 1903 года сократили применение смертной казни, по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством.

Очередная попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании первой Государственной Думы при обсуждении проекта закона. Однако после принятия этого закона в государственной думе он не был утвержден Государственным Советом.

После Февральской революции в России Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд буржуазно-демократических законодательных актов. 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 года смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбои, побег на сторону врага, сдачу в плен, уход с поля боя и за другие воинские преступления.

Институт применения смертной казни в истории Советского государства

Система, предусмотренная УК РСФСР 1926 года, не включала смертную казнь. Норма смертной казни в виде расстрела была помещена в отдельной статье, из чего можно сделать вывод, что законодатель относился к расстрелу как к экстраординарной мере. Всего по УКРСФСР 1922 года смертная казнь, как правило, в качестве альтернативной санкции, устанавливалась от 28 составом преступлений, что составляло 7,6% от числа всех статей в этом кодексе. В дальнейшем применение расстрелов прекратилось.

Несмотря на то, что Советское государство относилось к смертной казни как к временной и исключительной мере уголовного наказания, эта мера ни 20-е, ни в 30-е годы не была отменена.

Таким образом, наказание как правовое ограничение связано с государственным принуждением и является противодействием противоправному поведению. Смертная казнь как уголовное наказание также выступает в качестве правового ограничения, юридического средства сдерживающего преступников. Можно спорить о том, эффективна или не эффективна смертная казнь, нужна она или не нужна на данном этапе общественного развития, отменить ее или нет, но то, что смертная казнь сдерживающий фактор, несомненно. Она занимает свое место, участвуя посильно в сдерживании преступников наряду с другими экономическими, социальными, политическими, духовными факторами.