Сущность политической системы. Механизмы ее функционирования

Разные политические явления, которые происходят в обществе, тесно взаимосвязаны и составляют целостный социальный организм, который имеет относительную самостоятельность.

Его развитие происходит на основе объективных закономерностей, но при этом важную роль играет субъективный фактор, который выступает как система регулирования отношений между отдельными элементами общества по поводу власти.

Именно эти отношения и их регулирование и составляют политическую систему, которая выступает главной силой, которая обеспечивает функционирование и развитие политической жизни общества.

Поэтому выяснение сущности политической системы общества, структуры, функции, роли и направлений ее развития есть центральной проблемой в политологии.

Понятие "политическая система" по смыслу очень объемное.

Политическая система — это совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействие, в котором реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Политическая система, как и экономическая, правовая, духовная является подсистемой общества. Если важным признаком экономической системы является собственность; правовой — правовые нормы как регуляторы общественной жизни; духовной — формирование ценностей, воспроизведение личности, адекватной этим ценностям, то важный признак политической системы состоит в формировании и осуществимые политической, государственной власти. Именно властные отношения характеризуют политическую систему.

Особенности политической системы:

во-первых, она владеет монополией на власть в масштабах всего общества;

во-вторых, определяет стратегию общественного развития вообще и экономическую, социальную, культурную и внешнюю политику в частности;

в-третьих, определяет и представляет интересы господствующих социальных групп или всего общества на государственном уровне;

в-четвертых, обеспечивает политическое и административно-государственное управления общественными процессами;

в-пятых, оказывает содействие стабилизации или дестабилизации общественной жизни;

в-шестых, формирует правовую систему и функционирует в ее рамках или выходит за пределы правового поля.

Одни политологи понятия "политическая система" отождествляют с политическим режимом этой системы, другие — с политической организацией, третьи значительно расширяют объем и содержание понятия "политическая система", включая в её структуру элементы, которые нельзя считать собственное политическими.

Поэтому, мы можем сказать, что политическая система — это совокупность институтов, которые формируют и распределяют государственную власть, осуществляют управление общественными процессами, а также представляют интересы определенных социальных групп в рамках соответствующего типа политической культуры.

Стимулирующим фактором в становлении и развитии теории политических систем была общая теория систем, разработанная Л.Л.Богдановым и Людвигом фон Берталанфи. По их утверждениям, "система — это определенное количество взаимосвязанных элементов, которые образовывают стойкую целостность, имеют определенные интеграционные закономерности, присущие именно этой общности". Любая система характеризуется также стойкими связями элементов, которые достигаются вследствие структурного упорядочения ее частей. Важной чертой системы есть ее целенаправленное функциональное состояние.

Учитывая их методологию, Талкот Парсонс подошел к рассмотрению общества как очень сложной системы управления, которое состоит из относительно самостоятельных систем: экономической, политической и духовной. Любая из этих систем выполняет свои специфические функции. "Назначение политической системы, — считал Т.Парсонс, — это обеспечения интеграции, разработка и реализация общей цели общества".

Идеи Т.Парсонса существенным образом углубил другой американский политолог Д.Истон, которого многие ученые считают основателем теории политических систем. В своих работах: "Политическая система" (1953 г.), "Граница политического анализа" (1965 г.) он показал политическую систему как организм, который саморегулируется и развивается, активно реагирует на импульсы, которые поступают извне, то есть команды (Схема).

По Д.Истону, у системы есть вход и есть выход. На вход из окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы — требования и поддержка. На выходе системы осуществляются политические решения и политические действия, направленные на реализацию этих решений.

Требования — это первый вид импульсов на входе системы, и их характер может быть разный: от требований к властям по поводу повышения заработной платы, распределения благ и услуг, качества образования, продолжительности рабочего дня, охраны прав и свободы граждан до вопросов здравоохранения, обеспечение общественного покоя.

Второй вид импульсов на входе — это поддержка. Она возможна в разных формах: от материальных (выплата налогов, работа на общественных основах, воинская служба) через выполнение законов и других распоряжений государственной власти до почтительного отношения к власти и духовной символики.

Эти импульсы–требования и импульсы–поддержки должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или совсем остановится. С другой стороны, чрезмерная перегрузка системы разными импульсами не дает ей возможности эффективно работать, система перестает оптимально реагировать на социальную информацию, которая поступает, что приводит к её застою.

Отношение к требованиям, которые поступают от разных слоёв населения, в значительной мере зависит от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное проявление неудовольствия властью и потому стремятся подавить выступления с этими требованиями. Демократические, конституционные политические системы, как правило, рассматривают запросы и требования населения как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Население поддерживает тех лидеров, те группировки, которые уже подтвердили свою готовность защищать и удовлетворять запросы и потребности данного населения, то есть те группировки и тех лидеров, на которые и на которых оно может влиять.

На выходе системы как ее реакция на требования и поддержку появляются авторитетные политические решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов. Они могут быть в форме новых законов, ассигнований на конкретные потребности, политических заявлений о политических намерениях и политических действиях.

И все же таки подход Д.Истона к определению модели политической системы не дает возможности объяснить, почему правительства временами принимают решение, которые не исходят из требований граждан, больше того — противоречат их интересам.

Теория политических систем Д.Истона была подвергнута критике за этажный учёт психологических аспектов политического взаимодействия.

Другой подход к определению политической системы предложил Рафаэль Алмонд. Он считал необходимым на первый план выдвинуть целевой, поведенческий аспект разных структур, которые входят в политическую систему. Согласно его точки зрения,

политическая система — это разные формы политического поведения как государственных, так и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня: институционный и ориентационный.

Если институционный уровень сосредоточен преимущественно на исследовании государственных и негосударственных политических институтов, то ориентационный сориентирован на изучении политических структур, которые в своей совокупности создают политическую культуру. Г.Алмонд подчеркнул, что, в отличие от всех других общественных систем и организаций, политическая система наделена правом применения или угрозы применения более или менее легитимного физического насилия. "Это узаконенная сила, — пишет он, — которая пронизывает все "входные" и "исходные" факторы общества, обеспечивая её сплоченность как системы".

Г.Алмонд определял четыре функции "ввода":

1) функция политической социализации и привлечения к участию в политической жизни;

2) функция артикуляции интересов, то есть формирование требований, соответствующих реальным или мысленным интересам;

3) функция объединения интересов;

4) функция политической коммуникации, то есть общение, обмена мнениями, идеями.

Он определяет и три функции "вывод":

1) разработка норм;

2) применение норм;

3) контроль за выполнением данных норм.

Функция "ввода" осуществляется неправительственными формированиями (группами давления, политическими партиями, независимой печатью), тогда как функция "вывод" — это правительственная прерогатива.

Современные научные взгляды по отношению к политической системе, которые существуют в отечественной научной литературе, очерчиваются двумя подходами.

Первый из них политическую систему трактует как теоретический, идеальный конструкт, который дает возможность проявлять и описывать системные свойства разных политических явлений. При таком подходе политическая система рассматривается не как отображение политической действительности, а как средство (инструмент) системного анализа политики. В таком значении понятия "политическая система" может применяться для анализа любого относительно целостного и самостоятельного политического образования: государства, партии, профсоюза, общественно-политического движения и др., любое из которых можно рассматривать как специфическую политическую систему.

Во втором, более конкретном толковании понятия "политическая система" определяет реальный сложный механизм формирования и функционирование властных отношений в обществе. Этот механизм включает политическую деятельность и политические отношения между разными политическими субъектами (группы и индивиды): политическую организацию (к которой входят государства, партии, политические ассоциации), политические и правовые нормы, политическое сознание и политическую культуру.

Итак, политическая система — это сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связями и свойствами элементов, это системная совокупность политических взаимоотношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом.