Мышление как процесс. Операции мышления.

Процесс мышления представляет собой сложную умственную деятельность, включающую следующие мыслительные операции: срав-

нение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, конкретизация.

Сравнение – важная мыслительная операция. С ее помощью познаются похожие и отличные признаки и свойства предметов. Операции сравнения могут быть разными по сложности, в зависимости от задачи или содержания сравниваемых объектов. Сравнению принадлежти важная роль в раскрытии существенных признаков предметов.

“Все в мире мы познаем через сравнения и когда бы нам случился какой-нибудь новый предмет, которого мы бы не могли ни к чему приравнять, ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен), то мы об этом предмете не составили бы ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова” (К.Д. Ушинский).

Анализ и синтез. Анализ в мышлении является продолжением анализа, имеющего место в чувственном отражении объективной действительности. Он представляет собой мысленное расчленение предметов в сознании, выделение их составных частей, сторон, аспектов, элементов, признаков и свойств.

Анализу могут подвергаться любые предметы и их свойства. Начинается анализ в практических действиях и завершается мысленным анализом. Анализ необходим для понимания сути любого предмета, но сам по себе его не обеспечивает.

Для понимания необходим не только анализ, но и синтез.

Анализ и синтез – это противоположные и одновременно неразрывно связанные между собой процессы.

Синзез – это мысленное объединение отдельных частей, сторон, аспектов, элементов, признаков и свойств объектов в единое качественно новое целое.

Синтез, как и анализ, сначала возникает в практической деятельности, а потом они становятся мысленными действиями. Синтезировать можно элементы, мнения, образы, представления. Анализ и синтез – это основные мыслительные операции, которые в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности.

Абстрагирование и обобщение. Мысленный анализ переходит к абстрагированию, то есть мысленному отделению одних признаков и свойств предметов от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны. Слово “абстрагировать” происходит от латинского “abstagere”- отвлекать, оттягивать.

Выделение в процессе абстрагирования признаков предмета и рассмотрение их независимо от других его признаков становятся самостоятельными операциями мышления. Так, наблюдается перемещение в пространстве разных по характеру объектов – машины, человека, птицы, туч, небесных тел, мы выделяем движение как их общее свойство и осмысливаем его как самостоятельную категорию.

Применение операции абстрагирования в познавательной деятельности дает возможность глубже и полнее отражать сложные явления объективной деятельности. Высоким уровнем абстрактности характеризуется, в частности, научное теоретическое мышление, которое играет ведущую роль в создании понятий, которые являются основаниями для любого знания.

Абстрагирование готовит почву для осуществления глубоких обобщений. Операция обобщения проявляется в мысленном объеденении предметов, явлений в группы по существенным признакам, выделенным в процессе абстрагирования.

Обобщение – это продолжение и углубление синтезирующей деятельности мозга при помощи слова. Слово осуществляет свою обобщающую функцию, опираясь на знаковую природу отражения существенных свойств и отношений, которые присутствуют в предметах.

Обобщение выделенных черт предметов и явлений дает возможность группировать объекты по видовым, родовым и другим признакам.

Такая операция называется “классификацией”.

Классификация осуществляется с целью разграничения и последующего объединения объектов на основании их совместных существенных признаков. Она способствует упорядочению знаний и более глубокому пониманию их смысловой структуры.

Чтобы осуществить классификацию, необходимо четко определить ее цель, определить признаки объектов, которые подлежат классификации, сравнить объекты по их существенным признакам, определить общие основания классификации, сгруппировать объекты по определенному принципу.

Упорядочение знаний на основании предельно широких общих признаков групп объектов называется “систематизацией”.

Систематизация обеспечивает разграничение и дальнейшее объединение не отдельных объектов, как это имеет место при классификации, а их групп и классов.

Конкретизация – мыслительная операция, противоположная абстракции, т.е. переход от абстракции и обобщения к конкретной действительности. В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности.

Следовательно, процесс понимания предметов и явлений и создания о них научных понятий сложный и многоплановый.