Идентификация опасных и вредных факторов

Успешному обеспечению БЖД больше всего способствует заблаговременная идентификация опасностей, т.е. их заблаговременное опознание, предвидение, оценка и уменьшение вредного влияния на человека и среду обитания. Изучение обстоятельств аварийности и травматизма в конкретной области показало, что наибольший вклад приносят такие источники опасности, как электросиловое оборудование, средства хранения сжатых газов, токсичных и легковоспламеняющихся жидкостей, подвижное технологическое оборудование. Общей чертой практически всех рассматриваемых происшествий явилось то, что для их возникновения потребовалось несколько предпосылок, образующих в совокупности причинную цель.

Наиболее типичной причинной целью происшествия оказалась последовательность событий - предпосылок следующего вида:

ошибка человека, или отказ технологического оборудования, или недопустимое внешнее воздействие;

случайное появление опасного фактора в произвольной части пространства;

неисправность (отсутствие) предусмотренных средств защиты или неточных действий людей в данных условиях;

воздействие опасных факторов на защищаемые элементы оборудования, человека или окружающую среду.

Доля предпосылок, вызванных ошибочными действиями человека, составляет 50 – 80 %, тогда как технические предпосылки – 15 – 25 %. Дополнительные факторы аварийности и травматизма:

недостаточная эргономичность и низкая надежность технологического оборудования;

несовершенство профотбора и подготовки работающих к эксплуатации такого оборудования;

плохая организация работ;

дискомфорт технологических процессов для людей и техники и т.д. Пожалуй, уже общепризнанна преобладающая роль человеческого фактора в формировании первичных предпосылок аварийности и травматизма; происшествия вызваны обычно не единственной причиной, а рядом иногда взаимно обусловленных предпосылок. Так, Чернобыльская трагедия стала возможной вследствие наложения целого ряда предпосылок – несанкционированных (умышленно направленных) действий персонала АЭС, несовершенства принципиальной схемы и конструктивного исполнения реактора РБМК-1000, некачественной процедуры проведения и контроля испытаний турбогенератора.

Резюмируя анализ, отметим следующие основные закономерности, причины и факторы аварийности и травматизма на производстве и транспорте:

– при массовом проведении работ аварийность и травматизм можно рассматривать как потоки случайных событий, количество которых на ограниченных интервалах времени распределено по закону Пуассона;

– появление конкретного происшествия обусловлено не отдельно взятой причиной, а результатом возникновения и развития причинной цепи предпосылок.

Инициаторами и составными звеньями причинной цепи происшествия служат ошибочные и несанкционированные действия людей, не исправности и отказы используемой ими техники, а также нерасчетные воздействия на них внешних факторов среды обитания. Ошибочные и несанкционированные действия человека обусловлены его недостаточной дисциплинированностью и подготовленностью к работам, потенциально опасной технологией и конструктивным несовершенством используемой им техники.

Отказы и неисправности техники вызваны ее низкой надежностью, а также несанкционированными или ошибочными действиями людей. Нерасчетные (неожиданные или превышающие допустимые пределы) внешние воздействия связаны с недостаточной комфортностью условий рабочей среды для человека, ее вредными воздействиями на технологическое оборудование и технику.