ОСНОВЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ

 

В начале уточним отдельные понятия. В соответствии с Федеральным зако­ном "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (ст. 1) аварий­но-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия ха­рактерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характе­ризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснаще­ния .

Неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность по всесторонне­му обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадав­шему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минималь­но необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их рабо­тоспособности.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, гор­носпасательные, газоспасательные, противофонтанные (на нефтяных скважи­нах), а также аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и ряд других подобных ра­бот, перечень которых в необходимых случаях уточняется Правительством РФ.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрез­вычайным ситуациям (КЧСиПБ), органа управле­ния (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреж­дения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энер­гетических сетях и пожаров, особенностей за­стройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

При возникновении производственной ава­рии немедленно проводится оповещение ра­бочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) опасных химических веществ, то оповещается также и население, прожива­ющее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного рас­пространения ядовитых газов.

Руководитель объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладыва­ет об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненнос­ти и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует раз­ведку, оценивает обстановку, прини­мает решение, ставит задачи и ру­ководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, пос­ле ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедстви­ях. Экстренная медицинс­кая (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачеб­ная и эвакуация в лечебные учреж­дения для специализированного ле­чения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.

Пострадавшему в очагах массового поражения, при стихийных бедствиях, крупных производственных авариях и катастрофах оказываются следующие виды медицинской помощи:

- перваямедицинская помощь;

- перваяврачебная помощь;

- квалификационное медицинская помощь;

- специализированная медицинская помощь.

Медицинская помощь организуется на основе бригадного метода и двухэтапной системы лечебно-эвакуационного обеспечения. На первом этапе предусматривается оказание первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи, на втором этапе – эвакуация в лечебные учреждения, оказание квалификационной и специализированной медицинской помощи и дальнейшее лечение.

Оказание первой медицинской помощи личному составу сил и пострадавшим предусматривается силами санитарных дружин, спасательными формированиями, санитарными инструкторами воинских частей, о также в порядке само – и взаимопомощи.

Оказание первой врачебной и квалификационной медицинской помощи пострадавшим предусматривается силами бригад экстренной медицинской помощи, формируемых на базе городских, центральных, районных и районных больниц.

На объектах первая медицинская помощь осуществляется силами и средствами объектовых медицинских пунктов и санитарных дружин.

При возникновении чрезвычайной ситуации необходимая неотложная медицинская помощь пострадавшему населению оказывается силами и средствами всех медицинских учреждений расположенных в данном районе и сохранившим работоспособность.

Объем первой медицинской помощи:

- извлечение пострадавших из под завалов, убежищ, укрытий;

- тушение горящей одежды;

- введение обезболивающих средств;

- устранение асфиксии и проведение искусственной вентиляции легких;

- временная остановка наружного кровотечения всеми доступными способами и средствами;

- наложение асептической повязки;

- наложение окклюционной повязки при открытом пневмотораксе;

- иммобилизация повреждений костей;

- надевание противогазов;

- введение антидотов пораженным;

- частичная санитарная обработка;

- дача антибиотиков, сульфаниламидных препаратов, противорвотных средств.

В дополнение первой медицинской помощи доврачебная помощь предусматривает:

- устранение асфиксии;

- контроль за правильностью и целесообразностью положения жгута при продолжающемся кровотечении;

- наложение и исправление неправильно наложенных повязок;

- введение обезболивающих средств;

- улучшение транспортной мобилизации с использованием табельных средств;

- повторное введение антидотов по показаниям;

- дополнительная дегазация;

- обогревание пораженных при низкой температуре воздуха;

- по показаниям – введение симптоматических сердечно-сосудистых средств и препаратов, стимулирующих дыхание.

Названный выше федеральным закон "Об аварийно-спасательных службах..." устанавливает ряд важных принципов деятельности авариино-сиасательных служб и формирований. Это:

— приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, ока­завшихся в опасности;

— единоначалие руководства;

— оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;

— постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного са­моуправления и КЧС предприятий и организаций.

Вместе с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах..." установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоя­тельствами. В одном случае — это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах, В другом — это необходимость ограничить развитие ава­рии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем — быс­трейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (элек­тричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

Обрушение неустойчивых конструкций, разборка завалов и подготовка тер­ритории для восстановительных работ или нового строительства. Такое при­ходилось делать почти везде после взрывов, пожаров, землетрясений, наводне­ний. Оставлять конструкции, которые могут вот-вот рухнуть, нельзя.

Организация комендантской службы (охрана, оцепление, ограничение дос­тупа посторонних и любопытных) в районе аварии и на прилегающей тер­ритории. Как правило, на место аварий всегда следуют вместе со спасателями не только медики и пожарные, но и подразделения милиции. Без них не обой­тись. С одной стороны родственники и любопытные мешают ведению работ, во-вторых, сами подвергают себя опасности и, в-третьих, к великому сожалению, приходится, хотя и редко, но встречаться со случаями грабежей и мародерства.

С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имуще­ства выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепле­ния, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.

Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими нео­тложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руково­дитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи приданным формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинс­кому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания ра­бот.

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ

Первоочередными спасательными действиями при авариях, взрывах, пожарах, землетрясениях, большинстве других ЧС и при ведении гражданской обороны являются работы по поиску и спасению пострадавших, оказавшихся в разрушен­ных и поврежденных зданиях и сооружениях, людей, заблокированных в помеще­ниях или отрезанных огнем, дымом, обвалившимися стенами, перекрытиями и другими строительными элементами.

Командиры формирований. находясь на участках (объектах) работ, определяю) способы из­влечения пораженных из завалов (деблокирование), порядок про­ведения спасательных работ, транспортировки пострадавших на медицинские пункты. Пора­женных, находящихся вблизи поверхности завала или под мел­кими обломками, извлекают, раз­бирая завал сверху вручную (рис. 3), а находящихся в глуби­не завала (под завалом) — через пустоты, щели, образовавшиеся от крупных эле­ментов разрушенных зданий, или постепенно разбирая завал (рис. 4). Работы ве­дутся расчетами, которые дей­ствуют непрерывно, сменяя друг друга.

Извлекая пострадавших из-под завалов (отдельных обломков), следует избегать сдвигов плит, блоков, кирпичей и других мас­сивных предметов, чтобы не на­нести пораженному дополни­тельных травм. В первую оче­редь освобождают голову и вер­хнюю часть туловища. После извлечения человеку не­медленно, а если надо прямо на месте, оказывают необходимую медицинскую помощь. Иногда медикам приходится помогать пострадавшему, когда он еще на­ходится в завале и процесс его высво­бождения продолжается.

Спасение людей из поврежденных и горящих зданий с разрушенными вхо­дами и лестничными клетками спаса­тельные, противопожарные и другие формирования осуществляют путем вывода и выноса их через проемы, про­деланные в смежные помещения, где еще сохранились выходы, а также че­рез оконные проемы с помощью приставных или выдвижных лестниц, автолестниц и подъемников, спасательных веревок и рукавов.

Вывод и вынос пораженных производит­ся расчетами (группами спасателей) из 3-4 человек, один из которых назначается старшим.

При извлечении людей из заваленных убежищ и подвальных помещений спосо­бы вскрытия этих сооружений определя­ются командиром спасательного подразде­ления (старшим расчета) на месте, в каж­дом конкретном случае, в зависимости от типа и конструкции убежища, подвала и характера завала.

Для успешных действий по разборке и обрушению аварийных конструкций необ­ходимы хорошее знание основ промыш­ленного строительства и конструктивных особенностей данного сооружения, уме­ние правильно оценить состояние дефор­мированных элементов.

Способы разборки и обрушения стен и других конструкций зависят от структуры, материала и характера повреждений, плот­ности застройки территории, имеющихся сил и средств.

Существуют следующие способы разборки и обрушения конструкций: ручной, механизированный и взрывной.

Ручной способ применяется, если невозможно использовать машины и механизмы или прове­сти взрывные работы. Вручную разбирают небольшие завалы в одном или нескольких зданиях, под которыми оказались люди. В этом случае применяют механизи­рованный инструмент и простей­шие средства механизации и то с большой предосторожностью.

Наиболее распространенным является механизированный спо­соб разборки и обрушения кон­струкций. Он характеризуется широким применением инженер­ных машин и механизмов. На­пример. участок стены, подлежащей обрушению, предва­рительно отделяют от примы­кающих стен путем рассечки перемычек и подрубки низа стены (проделыванием штробы). Подрубка осуществляет­ся не более чем на одну треть толщины стены со стороны обрушения при условии, что стена не наклонена в сторону подрубки. Затем с помощью троса или каната, прикреп­ленного одним концом к кон­струкции, а другим к тракто­ру или лебедке, обрушивают стену.

Самые прочные сооружения и конструкции обрушивают или дробят на отдель­ные элементы взрывным способом. Чтобы взрывная волна и сотрясение при взрыве не повредили соседние сооружения, подрыв производят малыми зарядами, распо­лагаемыми обычно в шпурах (круглое отверстие для взрывчатого вещества), заби­вая песком или грунтом. Открытые накладные заряды (при наличии возможности — кумулятивные), как правило, применяют в случаях, когда устройство шпуров в стенах, башнях, трубах сопряжено с опасностью обрушения конструкции из-за крена или трещин, а ручная разборка или валка механическим способом невоз­можны.

Опыт показывает, что взрывной способ с применением накладных зарядов наи­более целесообразен для разрушения железобетонных конструкций (балок, колонн, перекрытий). Поврежденные сооружения, имеющие внутри капитальные стены, при необходимости разрушают взрывным способом по частям. Стены, башни, за­водские трубы подрывают так, чтобы они обрушивались на свое основание или падали в определенном, заранее выбранном, направлении во избежание завала и повреждения инженерных сетей и коммуникаций.

Работы по разборке завалов следует начинать сразу после ликвидации пожаров, аварий на коммунально-энергетических сетях. Приступая к ним, необходимо со­блюдать максимальную осторожность, чтобы не вызвать дополнительных обру­шений и не усложнить последующие работы.

Завалы расчищают частично или полностью. Частично — при спасении пост­радавших, оказавшихся под обломками разрушенных строений, а также при устройстве проездов или извлече­нии ценного промышленного оборудования. Полностью — при расчистке территории для нового строительства или вос­становления поврежденных зданий и сооружений.

В первую очередь разбирают (обрушивают) или крепят неус­тойчивые, угрожающие обру­шением элементы. За­тем освобождают проезды, про­ходы и входы в здания. После этого извлекают балки, колон­ны, крупные глыбы и обломки, чтобы подготовить фронт работ для экскаваторов и погрузчиков. Крупные глыбы разбирают на более мелкие части, размеры кото­рых зависят от мощности применяемых машин.

Основной принцип разборки — это производство работ сверху вниз и по всем возможным направлениям, но особенно там, где людям угрожает наибольшая опас­ность.

Опыт показывает, что для успешного выполнения работ разборку целесообраз­но проводить комплексными аварийно-спасательными группами, при теснейшем взаимодействии формирований всех необходимых специальностей (спасатели, строители, медики, пожарные и др.).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важней­шей обязанностью всех командиров формирований (подразделений) и органов управления. Это делается прежде всего в интересах формирований (подразделе­ний), выполняющих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех участвующих в спасательных работах по цели, месту, времени, задачам и спосо­бам их выполнения, а также во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.

Таким образом, можно сказать, что спасатель является главной фигурой и в боль­шинстве случаев все остальные работают на него, помогают ему, ибо он, и только он находит и извлекает людей из завалов, из разрушенных помещений, подвалов, высвобождает придавленных и прижатых конструкциями, оборудованием. В не­обходимых случаях он должен уметь первым оказать медицинскую помощь. В то же время медицинские формирования всегда обязаны быть рядом, действовать совместно, следуя шаг за шагом за спасателями. Пожарные помогают справиться с огнем и, главным образом и в первую очередь, спасают людей там, где они могут задохнуться, отравиться угарным газом или погибнуть от высокой температуры и ожогов. Они прокладывают путь спасателям через огонь и дым. устанавливают лестницы, применяют ручные спасательные устройства. Подразделения .механи­зации, обеззараживания, разведки, связи — все действуют но единому плану, ре­шая одну задачу.

Руководитель аварийно-спасательных работ, организуя взаимодействие, должен согласовать:

- порядок выдвижения (выхода) к объекту работ, действия при преодолении зава­лов, зон пожаров и других препятствий, которые могут встретиться еще на подхо­де к месту аварии или в зоне чрезвычайной ситуации;

- порядок проведения поиска пострадавших и спасательных работ, локализации и тушения пожаров, оказания медицинской помощи;

- организацию связи и порядок передачи информации;

- сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним.

Связь является основным средством, обеспечивающим управление, а значит и тесное взаимодействие формирований. Для этого используются радио, провод­ные, подвижные и сигнальные средства.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ФОРМИРОВАНИЙ

Всестороннее обеспечение действий формирований является одним из решаю­щих условий успешного проведения спасательных и других неотложных работ и важнейшей обязанностью командиров формирований.

Оно включает разведку, медицинское, материальное и техническое обеспече­ние, решается начальниками гражданской обороны (председателями КЧС) с по­мощью соответствующих служб.

РАЗВЕДКА

Это важнейший вид обеспечения. Она организуется и ведется с целью своевре­менного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обосно­ванного решения и успешного проведения аварийно-спасательных и других нео­тложных работ в местах аварий, катастроф и районах стихийных бедствий. Ведет­ся разведка непрерывно всеми формированиями, а также учреждениями (поста­ми) сети наблюдения и лабораторного контроля. Должна проводиться комплекс­но, активно, своевременно и целеустремленно, а полученные ею данные — быть достоверными.

Разведка с учетом характера решаемых задач подразделяется на общую и спе­циальную, а в зависимости от применяемых методов, сил и средств может быть наземной (пешая, на автомобилях), воздушной, водной.

Общая — ведется с целью быстрою получения основных данных об обстанов­ке, необходимых для принятия решения на проведение работ.

Специальная (радиационная и химическая, пожарная, инженерная, медицинская, бактериологическая, ветеринарная, фитопатологическая) — ведется с целью полу­чения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактерио­логического заражения; уточнения пожарной обстановкой -определения способов борьбы с огнем, выявления характера разрушений: уяснения медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки; обстоятельного изу­чения особенностей и масштаба спасательных и других неотложных работ.

Организация разведки является важнейшей обязанностью командиров всех уров­ней и органов управления. Только на основе достоверных и своевременно полу­ченных данных можно принять оптимальное решение но выполнению поставлен­ных задач и управлять подразделениями в ходе работ.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Цель его заключается в оказании своевременной помощи пострадавшим, сохра­нении здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в проведе­нии АСДНР, своевременном оказании медицинской помощи заболевшим или по­лучившим травмы и отравления. Оно включает комплекс лечебно-профилакти­ческих, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, ко­торые проводятся на всех этапах спасательных работ.

Медицинское обеспечение организует старший медицинский начальник, назна­ченный в район стихийного бедствия или на объект, где произошла авария. Осу­ществляют его медицинские пункты, развертываемые, как правило, вблизи или непосредственно на участках работ. Здесь оказывают медицинскую помощь, в крайних случаях делают предохранительные прививки. Персонал медицинского пункта ведет наблюдение за выполнением установленного режима работ, за сани­тарно-гигиеническим состоянием территории, контролирует правильность пита­ния, качество воды, присматривает за отдыхом личного состава формирований, воинских подразделений.

Развертывание таких пунктов осуществляется не всегда. В большинстве случа­ев используются расположенные поблизости поликлиники, больницы, санитарно-эпидемиологические станции и другие учреждения.

Если первой медицинской помощи, оказанной непосредственно в зоне стихий­ного бедствия или районе аварии, недостаточно, получившего травмы, увечья, по­ражения, отравления направляют в ближайшее медицинское учреждение, где ока­зывают врачебную помощь, при необходимости эвакуируют за пределы района бедствия.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оно заключается в своевременном снабжении формирований и других подраз­делений техникой, имуществом, расходными материалами, необходимыми для производства работ. Организатором его является заместитель командира отряда, команды, части или другого подразделения но МТО.

Все участвующие в ликвидации последствии стихийных бедствий и производ­ственных аварий прибывают на место чрезвычайной ситуации полностью укомп­лектованными и оснащенными техникой и имуществом.

Обеспечение горючим и смазочными материалами автомашин и техники осу­ществляется подвижными АЗС непосредственно в районе бедствия или аварии. Если поблизости имеется стационарная АЗС, то автомашины могу г заправляться там.

Подразделения, привлекаемые к работам в районах чрезвычайных ситуаций. обеспечиваются питанием, спецодеждой и транспортом для доставки к местам работ и обратно, а возмещение расходов на эти и другие предусмотренные законо­дательством цели осуществляется за счет субъектов Российской Федерации- орга­нов местного самоуправления и тех предприятий и учреждений, на базе которых они сформированы. Конкретные источники финансирования (соответствующие бюджеты, резервные и страховые фонды и другие источники) определяются ука­занными органами власти и управления на основании действующего законода­тельства.

Исходя из обстановки, питание организуется двумя способами: в стационарных учреждениях или полевыми (подвижными) кухнями. Полевые кухни питание осу­ществляют, как правило, непосредственно в местах работ, желательно вблизи ис­точников воды и наличия санитарно-гигиенических условий, благоприятных под­ходов и подъездов.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об аварийно-спасательных служ­бах..." органы государственной власти, местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам и формированиям, следующим в зону ЧС и проводящим там работы, предостав­лять транспортные и материальные средства.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оно включает комплекс мероприятий по использованию, техническому обслу­живанию, эвакуации и ремонту автомобилей, инженерной и другой специальной техники. Основная цель — содержание техники в исправном состоянии и посто­янной готовности к применению. Надо учитывать, что технике приходится рабо­тать в неблагоприятных условиях: запыленности, задымления и, как правило, круг­лосуточно. Машины и механизмы перегреваются, не всегда получают надлежа­щий технический уход, из-за чего возрастает их изнашиваемость и сокращаются моторесурсы.

Обслуживанием, ремонтом и эвакуацией должны заниматься специальные ре­монтные бригады. В первую очередь восстанавливают машины, которые имеют небольшие повреждения. Вышедшие из строя узлы и агрегаты заменяются цели­ком, что позволяет значительно сократить сроки восстановления техники.

При работах в зонах чрезвычайных ситуаций простои машин недопустимы. Поэтому техническое обслуживание целесообразно проводить расчлененно, то есть по отдельным агрегатам и механизмам.

Для работы в зимних условиях машины снабжают средствами утепления и по­догрева, низкозамерзающей жидкостью, зимними сортами смазочных материа­лов, резервными аккумуляторными батареями.

СТРАХОВАНИЕ СПАСАТЕЛЕЙ

Это то новое, что появилось в России с выходом Закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателем".

Теперь -закон определяет права, обязанности, ответственность и режим работы, регламентирует оплату труда, а главное — обеспечивает спасателей страховыми гарантиями.

Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию (ст. 31). Страховым событием может быть гибель (смерть), потеря трудоспособности. Оно производится на сумму не менее двухсоткратного минимального размера оплаты труда, установленного Законодательством РФ.

В случае гибели спасателя-профессионала, либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы (формирования, подразделения), членам его семьи — жене (мужу), детям, не дос­тигшим 18 лет, отцу и матери выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания.

При получении спасателем увечья (ранения, травмы, контузии) или заболева­ния, исключающих дальнейшую работу в этом качестве, выплачивается едино­временное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.

В случае гибели спасателя, привлеченного к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных фор­мирований, либо смерти, наступившей до истечения одного года со дня оконча­ния спасательных работ, семье — жене, детям, не достигшим 18 лет, отцу и мате­ри выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере тысяче­кратного минимального размера оплаты труда- Этим же лицам при получении уве­чья (ранения, травмы, контузии), заболевания, наступившего при проведении ука­занных работ, выплачивается единовременное пособие в размере пятисоткратно­го минимального размера оплаты труда, установленного на день получения уве­чья.

При крайней необходимости отдельные граждане, не являющиеся спасателями, могут с их согласия привлекаться к участию в проведении аварийно-спасатель­ных работ. Решение об этом принимают руководители федеральных органов ис­полнительной власти, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, руководители ликвидации ЧС. Эти люди также подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные настоящим законом.

Наиболее отличившимся спасателям Президентом РФ может быть присвоено почетное звание "Заслуженный спасатель Российской Федерации".