Теоретические основы и организация определения скорости судна и поправок лага на визуальной мерной линии и с помощью РЛС. Контроль за работой лага в море.

 

Скорость судна и поправку лага определяют на ходовых испытаниях. Задача заключается в определении скорости относительно воды, исключив скорость течения, которую относительный лаг не фиксирует. Поэтому ветер и волнение должны быть минимальными. В соответствии со стандартами рекомендуется волнение не должно быть более 3 баллов, скорость ветра не более 8 м/с, глубина моря, не менее шести средних осадок судна.

Скоростные испытания должны проводится при всех режимах работы двигателей: полного среднего, малого и самого малого хода. Загрузка должна быть нормальной, в полном грузу пи в балласте. Определение скорости и поправки лага проводится на мерной линии, которая представляет собой специальный полигон, оборудованный секущими, а иногда и ведущими створами. Одновременно с относительной скоростью и поправкой лага на мерной линии фиксируют количество оборотов винта N на каждом ходу, соответствующие измеренной скорости, дабы иметь в море дополнительный источник информации для определения относительной скорости по оборотам винта.

Развив необходимую скорость, судно ложится на ИК пробега, перпендикулярный секущим створам. При пересечении створов с помощью секундомера заекают время t1 и t2 и отсчеты лага ОЛ1 и ОЛ2. Небольшое рыскание на курсе в приделах 3о не окажет заметного влияния на точность, так как cos 3о=0,999.

Скорость судна, при отсутствии течения рассчитывается по формуле:

t= t2 - t1 (6.10)

V= Vо=3600 S/ t (6.11)

Поправку и коэффициент лага получают по формулам (6.5), (6.8), одновременно фиксируя величину N.

После пересечения второго секущего створа, судно отворачивает в сторону моря и совершает плавную циркуляцию. Затем опят разгоняется и совершает второй пробег. Теоретически при отсутствии течения достаточно одного пробега.

 

Что же происходит при наличии течения. Если судно выдерживает по компасу заданные направления пробегов, то проекция скорости постоянного течения V'т на эту линию будет одинакова в обоих случаях (рис.3). Приняв относительную скорость при пробегах V1 и V2, можно рассчитать относительную скорость:

Vo = V1 +v'т + V2-v'т/2 с= V1+ V2/2 (6.12)

 

Соответственно, поправка лага при двух пробегах рассчитывается как средняя поправка:

ΔЛ= ΔЛ1 + ΔЛ2/2 (6.13)

Где ΔЛ1 и ΔЛ2 – поправки, включающие погрешности от неисключенного вектора скорости постоянного течения.

Так же рассчитывают и средние обороты винта для данного режима работы:

N = N1 + N2/2 (6.14)

При трех пробегах усредняют согласно следующим формулам:

V = V1 + 2V2 + V3/4 (6.15)

ΔЛ = ΔЛ1+ 2ΔЛ2 + ΔЛ3/4 (6.16)

Скорость судна Vо и поправку лага ΔЛ в море можно определить с помощью радиолокационной станции (РЛС) и свободно плавающего буя или вехи (рис.4). В этом случае ложатся на курс на плавающий ориентир, измеряют до него последовательные расстояния через 3 – 4 мили и фиксируют время (рис.4), затем рассчитывают скорость и поправку лага: V = D1 + D2 /t2 - t1= ΔD/ t (6.17) ΔЛ = 100(ΔD – РОЛ)/РОЛ (6.18)