Атака со стороны фирмы, выпускающей конкурирующий продукт (Crisco)
В начале 1979 года в телевизионном эфире появился новый рекламный ролик Crisco, сценарий которого воспроизведен в табл. 7. Этот ролик совершенно недвусмысленно направлен против одного из основных достоинств лярда. Именно по этой причине у мистера Бертона возникло ощущение, что его фирма, будучи крупнейшим производителем лярда, может потерять ту долю рынка, которую в настоящее время занимает лярд и которая будет занята конкурирующим товаром Crisco. Он видел, что это нападение практически повторяет тот подход, который ранее компания Procter & Gamble использовала для выведения своего продукта Crisco в лидеры на рынке более дешевых шортенингов. К декабрю 1979 года мистер Бертон разработал несколько вариантов своих действий и был готов их предпринять.
Варианты действий
Мистер Бертон видел, что существует реальная возможность повысить цену лярда Tenderflake и одновременно начать рекламную кампанию. Обоснование такого шага было достаточно простым: рекламная кампания могла обеспечить стабильность объемов сбыта лярда Tenderflake, тогда как повышение цен позволяло повысить валовую прибыль для того, чтобы окупить расходы на рекламу и при этом иметь безубыточное и прибыльное производство. Предстояло принять новые решения относительно того, какие категории покупателей следует отнести к целевым аудиториям, а также решения относительно позиционирования торговой марки Tenderflake на рынке и о конкретном тексте соответствующего рекламного обращения. Мистер Бертон полагал, что результаты исследования по маслам и жирам предоставляют ему на выбор большое количество различных вариантов. По мнению мистера Бертона, рекламный бюджет объемом в 350 тысяч долларов вполне мог быть одобрен руководством фирмы при условии, что он будет хорошо обоснован и будет обещать существенный финансовый выигрыш.
Руководитель отдела сбыта высказал свои замечания относительно того, что покупатели сети розничных магазинов основную конкуренцию видят с другими марками лярдов и что повышение розничной цены на лярд Tenderflake позволит более дешевым маркам лярдов захватить ту долю рынка, которую в настоящее время занимает Tenderflake. Он настоятельно рекомендовал "не устремляться в погоню за Crisco" и сохранить ценовую позицию марки Tenderflake по отношению к другим маркам лярда.
Самая трудная задача заключается в оценке возможных результатов той маркетинговой стратегии, которую изберет мистер Бертон. Однако высшие руководители компании Canada Packers по вопросам маркетинга хотели бы получить такую программу маркетинга для торговой марки Tenderflake, которая содержала бы прогнозные оценки объема сбыта и прибыли на предстоящие пять лет.
Хозяйственные ситуации.............
Высокоэффективный маркетинг: интервью с исполнительным директором фирмы Nike Филом Найтом (Phil Knight)
Джеральдина Э. Уиллигэн (Geraldine E. Willigan)
Фирма Nike — общепризнанный лидер в сфере создания рекламного образа фирмы. Рекламные лозунги Nike — "Один Бо знает" ('Во knows', имеется в виду выдающийся американский легкоатлет, бейсболист и игрок в американский футбол Бо Джексон — Прим, пе-рев.), "Просто сделай это" ('Just Do If), "Финишной черты не существует" ('There Is No Finish Line') — давно перешли с телеэкрана в разговорную речь американцев. Спортивная обувь и одежда, производимые этой фирмой, стали частью американского образа жизни. Торговая марка фирмы Nike настолько же широко известна во всем мире, как торговые марки компаний IBM и Coke.
С учетом всего вышесказанного вызывает естественное удивление тот факт, что эта фирма, добившаяся таких ошеломляющих успехов на рынке, пришла к пониманию всей важности маркетинга совсем недавно: после того как объем ежегодных доходов компании превысил отметку в один миллиард долларов. После более чем десятилетнего периода стремительного взлета руководители Nike неверно оценили перспективы рынка товаров для аэробики, а масштабы деятельности фирмы уже вышли к этому времени за пределы управляемости. Помимо всего прочего, фирма приняла пагубное решение о переориентации производства на выпуск повседневной обуви. Под воздействием всех этих проблем компания была вынуждена пройти через период углубленного самопознания. "В конечном итоге, — говорит Фил Найт, основатель, председатель совета директоров и исполнительный директор фирмы, — мы пришли к выводу, что дальнейшее развитие компании возможно только в том случае, если мы сфокусируем все свои усилия не в области проектирования и изготовления своей продукции, где мы и так уже достигли огромных успехов, а в сфере удовлетворения запросов потребителей наших товаров и на укреплении имиджа нашей торговой марки ".
Всем известная фирма Nike выросла из компании Blue Ribbon Sports, которую в 1962 году организовали два человека: сам мистер Найт, который в то время выступал в соревнованиях по бегу за Университет штата Орегон, и его бывший тренер, Билл Боуэрман (Bill Bowerman). Сначала компания Blue Ribbon Sports занималась реализацией спортивной обуви одной из японских компаний, а затем переключалась на производство собственной обуви, причем основные производственные мощности были размещены в странах Азии. Нововвеое-ния компании Blue Ribbon Sports, ориентированные на функциональное назначение обуви, а также мастерство, с которым эта компания сумела поддерживать цены на свою продукцию на достаточно низком уровне, привели к появлению нового поколения обуви, которую спортсмены не только хотели носить, но и могли себе это позволить с финансовой точки зрения. Благодаря тем связям, которые Найт и Боуэрман имели в среде легкоатлетов, все профессиональные бегуны приобрели для себя кроссовки фирмы Nike. А вскоре после этого в Америке появилось новое общенациональное увлечение — бег трусцой.
К 1978 году компания Blue Ribbon Sports уже сменила свое название на Nike, Джон Андерсон^ стал победителем Бостонского марафона в кроссовках производства Nike, Джимми Коннорс вы играл Уимблдонский теннисный турнир и открытый чемпионат США по теннису в теннисных ту(рлях фирмы Nike, Генри Рано установил в кроссовках Nike четыре рекорда в легкой атлетике, а все игроки баскетбольных команд Boston Celtics и Los Angeles Lakers носили исключительно обувь от Nike. Объем продаж и прибыли компании с каждым годом удваивались.
Позднее, в середине 80-х годов фирма Nike утратила свое лидирующее положение, вследствие чего компания бьша вынуждена совершить на первый взгляд незаметный, но очень важный шаг. Руководство фирмы отказалось от своей прежней стратегии, в соответствии с которой на первый план выдвигалась продукция фирмы. Вместо этого в центр внимания фирмы был помещен потребитель продукции вместе с его запросами. Не меньшее внимание фирма начала уделять всему комплексу вопросов, связанных с имиджем торговой марки. Короче говоря, фирма Nike приняла решение превратиться в компанию, ориентированную на маркетинг. Вскоре после этого Nike вновь обрела утраченное лидирующее положение на рынке спортивной обуви. В настоящее время фирма контролирует 29% рынка, а объем ее продаж в 1991 финансовом году превысил три миллиарда долларов.
return false">ссылка скрытаВ данном интервью Фил Найт объясняет, каким образом фирма Nike пришла к пониманию важности маркетинга, и каким образом изменилась после этого вся деятельность компании. Фил Найт отвечал на вопросы Джеральдины Э. УuлJ^uгэн, заместителя редактора журнала Harvard Business Review. Эта встреча состоялась в штаб-квартире корпорации Nike, в г. Бивертон, штат Орегон.
Перепечатывается с разрешения журнала Harvard Business Review. "High-Performance Marketing: An Interview with Nike's Phil Knight" by Geraldine E. Willigan, Harvard Business Review (July — August 1992). Авторские права принадлежат Президенту и членам Совета Гарвардского колледжа. © 1992. Все права сохранены.
Журнал Harvard Business Review: Благодаря различным технологическим новшествам фирма Nike полностью преобразовала отрасль по производству спортивной обуви, но в наши дни название компании у многих людей ассоциируется прежде всего с яркими и запоминающимися рекламными телероликами и с различными спортивными знаменитостями. Что же представляет собой фирма Nike сегодня: это технологическая фирма или это компания, ориентированная, прежде всего, на маркетинг ?
Фил Найт: Сегодня я отвечаю на подобные вопросы совсем не так, как я это делал десять лет назад. В течение многих лет мы сами о себе думали, что мы являемся компанией, ориентированной на производство, поскольку все свои усилия мы сосредотачивали в сфере конструирования обуви и ее производства. Теперь мы, однако, понимаем, что наибольшую важность из всего, чем мы занимаемся, представляет именно маркетинговая деятельность и сбыт продукции. В результате мы полностью поменяли свои убеждения и утверждаем, что фирма Nike является компанией, ориентированной на маркетинг, а наша продукция — это самый важный инструмент нашей маркетинговой политики. Когда я так говорю, то подразумеваю под этим, что именно маркетинг — основа деятельности всех подразделений нашей компании. Конструктивные особенности и функциональные характеристики изделия как такового — это всего лишь определенная часть полномасштабного процесса маркетинга.
Мы привыкли думать, что все начинается в лаборатории. Теперь мы понимаем, что все исходит от потребителя. А поскольку мы по-прежнему придаем огромное значение вопросам технологии, то именно потребитель должен вынуждать нас создавать новинки. Мы просто вынуждены создать новый образец продукции по совершенно конкретной причине — и эта причина обусловлена рыночными соображениями. Если бы мы не пришли к такому выводу, мы бы закончили свое существование и превратились бы в компанию по изготовлению тапочек для посещения музеев.
— Что именно заставляло вас думать о том, что все усилия следует сосредотачивать именно на товаре?
— Наши успехи. В те дни любой человек, который имел ножницы и клееварку, мог заняться бизнесом по производству обуви, поэтому единственный способ остаться в этом бизнесе на лидирующих позициях заключался в том, чтобы постоянно предлагать новые и новые изделия. Нам посчастливилось добиться в этом огромных успехов. Билл Боуэрман, мой бывший тренер по бегу в Университете штата Орегон и со-
учредитель той компании, которая позднее превратилась в фирму Nike, всегда приспосабливал для своих бегунов магазинную обувь. Через несколько лет у него и у некоторых его коллег появилось множество различных идей, которые впоследствии бы-чи нами реализованы. Одним из самых легендарных изобретений Боуэрмана является -вафельная" подошва (Waffle outsole), которую он придумал, когда заливал сырой каучук в вафельницу. Позднее спортивные туфли Waffle Trainer превратились в США в самую популярную и покупаемую категорию спортивной обуви.
Помимо всего прочего, нам всегда удавалось сохранять наши производственные затраты на низком уровне. Такие крупные и хорошо известные на рынке фирмы как Рита и Adidas продолжали выпускать свою продукцию в европейских странах, где стоимость рабочей силы очень высока. Но мы знали, что в странах Азии уровень заработной платы намного ниже, и, кроме того, мы знали, каким образом можно вести бизнес в этих странах. Именно поэтому мы и отправили туда всех наших самых лучших менеджеров, которым было поручено контролировать производственные процессы.
— Неужели вы не занимались в те годы никакой маркетинговой деятельностью ?
— Практически нет. Мы просто предпринимали попытки надеть нашу обувь на ноги бегунов. И, кроме того, мы могли заключить контракты со многими выдающимися легкоатлетами (с такими спортсменами, например, как Стив Прифонтен и Альберто Сала-зар), причем, не только потому, что мы много времени проводили на различных спортивных соревнованиях, но и потому, что мы постоянно делали с нашей обувью разные интересные вещи. В сущности говоря, мы тогда думали, что весь мир просто замер, что все начинается в лаборатории и что все вращается вокруг продукта нашего труда.
— Когда именно вы изменили свое мнение?
— После того как те рецепты, благодаря которым объем продаж Nike вырос до одного миллиарда долларов ("быть всегда впереди в конструировании и производстве обуви и всегда заключать контракты с выдающимися спортсменами"), перестали срабатывать, перед нами неожиданно возникло множество проблем. Во-первых, откуда ни возьмись, появилась фирма Reebok, которая полностью захватила рынок товаров для аэробики, перспективность которого мы совершенно недооценили. Мы выпустили тапочки для занятия аэробикой, которые с функциональной точки зрения намного превосходили аналогичную продукцию Reebok, но мы не сумели уловить тенденции спортивной моды Туфли Reebok были легкими, яркими и привлекали внимание покупателя, тогда как наши туфли были грубее и тяжелее. Как и Reebok, мы отказались от использования одежно-галантерейной кожи, потому что она была непрочной и недолговечной. Через некоторое время мы разработали новую технологию обработки кожи, что позволило н делать не только прочную, но и мягкую обувь. Но фирма Reebok уже успела утвердиться на рынке, она довела объем продаж своей продукции до гигантских размеров и развивалась такими темпами, что вскоре догнала бы нас.
К тому же именно в это время мы стали испытывать определенные про управлением компанией, поскольку мы не были готовы к тому, что когда-нибудь превратимся в крупную компанию. И, в довершение ко всему этому, мы принял шенно губительное для нас решение о выпуске повседневной обуви.
— В чем именно заключалась проблема с повседневной обувью ?
— Это была практически та же проблема, которая возникла у нас при обуви для занятий аэробикой, причем возникла эта проблема примерно в то время. Мы перешли на выпуск повседневной обуви в начале 80-х годов, когда ли замедление темпов роста на рынке обуви для бега (в то время около тре наших доходов составляли доходы от сбыта именно этих товаров). Мы знали , что многие люди покупают нашу обувь и ходят в ней на работу и с работы, в магазин, на прогулки. Поскольку мы оказались достаточно удачливой фирмой по производству такой обуви, мы подумали, что сможем настолько же успешно заниматься производством и повседневной обуви. Однако результаты оказались прямо противоположными, и мы были ими страшно обескуражены. Мы выбросили на рынок функциональную обувь, которая, как мы считали, необходима всему миру, но наши туфли выглядели просто смешно и люди не захотели их покупать.
К середине 80-х годов все громче и отчетливее стали звучать сигналы о неблагоприятном финансовом положении. На протяжении всех 70-х годов фирма Nike была прибыльной компанией. Затем, совершенно неожиданно для нас, в 1985 году фирма в течение двух кварталов несла убытки. В 1987 году объем продаж упал на 200 млн. долл., а прибыль снова начала снижаться. В том году мы были вынуждены уволить 280 своих сотрудников. Это бьшо второе массовое увольнение за всю историю нашей фирмы, причем очень болезненное для нас, потому что оно не было обусловлено ни реорганизацией структуры, ни "избавлением от ненужного балласта". В том году мы потеряли многих очень хороших рабочих и служащих.
— Откуда вы узнали о том, что ваши проблемы могут быть решены с помощью маркетинга ?
— Мы пришли к этому логическим путем. Все эти проблемы вынудили нас провести очень тщательный анализ всего того, что мы делаем, и понять, что мы делаем неправильно, что мы делаем хорошо, и к чему мы стремимся. В результате мы поняли, что концентрация всех усилий фирмы исключительно на своей продукции — это самый эффективный способ для утверждения на рынке вновь образованной компании, но теперь это уже для нас не подходит. Нам пришлось заполнить все пробелы в нашей деятельности. Мы были вынуждены научиться правильно и хорошо делать все те веши, которые нацелены на потребителя продукции. Начали мы с того, что разобрались в том, кто же именно является покупателем нашей продукции, и как именно он воспринимает нашу торговую марку.
— Неужели фирма Nike с самого начала не понимала, кто является потребителем ее продукции ?
— В самые первые дни, когда мы производили обувь только для бегунов, и когда почти все сотрудники нашей фирмы тоже были бегунами, мы очень хорошо понимали своих потребителей. У нас нет никаких школ, в которых учат делать обувь для бегунов, поэтому откуда мы могли набрать служащих в компанию, которая конструирует и продает обувь для бегунов? На беговой дорожке. Тогда это было вполне оправданно, и это действительно сработало. Мы и наши потребители представляли собой единое целое.
Когда мы начали делать обувь для баскетболистов, теннисистов и футболистов, мы, в сущности, пошли тем же путем, по которому мы следовали в первые годы существования компании. Мы пытались узнать все о спортсменах, добившихся наиболее выдающихся успехов в каждом из этих видов спорта, и делали все, что было в наших силах, чтобы понять, что же именно им необходимо как с технологической точки зрения, так и с точки зрения дизайна продукции. Наши инженеры и дизайнеры провели очень много времени в разговорах со спортсменами, выясняя их потребности как с функциональной, так и эстетической точки зрения.
Все шло хорошо, но только до определенного момента. Что-то мы все-таки упустили. Несмотря на то, что мы производили великолепные товары и проводили масштабные рекламные кампании, объем продаж оставался на прежнем уровне.
— Когда вы поняли, что ваши представления и методы перестали срабатывать?
— В то время мы теряли огромную группу потенциальных покупателей. Мы понимали запросы наших "основных потребителей" — спортсменов, которые показывают наивысшие результаты в различных видах спорта. Мы рассматривали их как верхнюю часть пирамиды наших покупателей, середину которой образовывали те, кто занимался оздоровительным бегом трусцой по выходным дням. Основание пирамиды, по нашим представлениям, составляли все остальные люди, которые просто предпочитали носить спортивную обувь. И, несмотря на то, что около 60 % наших покупателей никогда не использовали нашу обувь для занятий настоящим спортом, мы все свои усилия сосредотачивали на удовлетворении запросов тех, кто стоял на вершине нашей покупательской пирамиды. Мы утверждали в то время, что если мы сумеем завоевать тех, кто на вершине, то завоюем и всех остальных, потому что они всегда будут знать для каких целей можно использовать нашу обувь.
Но это была слишком упрощенная картина. Конечно же, очень важно удовлетворить потребности тех, кто стоит на вершине, но нам не следовало забывать и обо всех остальных частях нашей пирамиды. Возьмем, например, такой простой вопрос, как цвет обуви. Обычно мы говорили, что нам совершенно все равно, какого цвета наша обувь. Если какому-нибудь выдающемуся спортсмену нравилось сочетание желтых и оранжевых красок, то именно такую обувь мы и выпускали — даже в тех случаях, когда на самом деле никто не хотел носить обувь такой воинственной раскраски. Мы потерпели на рынке неудачу с одним из наших самых замечательных товаров — с велосипедными кроссовками Sock Racer — именно по этой причине: внешний вид этой модели напоминал мешанину из желтой и оранжевой красок, в результате никто не захотел их покупать.
— Чем отличается теперешняя ситуация?
— Независимо от того, говорим ли мы о наших приоритетных покупателях или о простых людях с улицы, наши принципы остаются неизменными: мы обязаны предложить им именно тот товар, который им хочется приобрести, но для этого нам нужен некий механизм, с помощью которого мы бы могли понимать их потребности. Теперь мы проводим огромную работу на самом низовом уровне рынка, нацеленную на то, чтобы мы понимали запросы всех прочих слоев нашей покупательской пирамиды. Мы ходим на соревнования спортсменов-любителей и проводим много времени в спортзалах и на теннисных кортах — и везде мы разговариваем с людьми.
Мы гарантируем теперь, что наше изделие с функциональной точки зрения совершенно одинаково — независимо от того, для кого оно предназначено: для Майкла Джордана или для самого обычного американца. Теперь мы действуем уже не так прямолинейно, как раньше, когда мы говорили очень просто: Майкл Джордан собирается носить эту обувь, поэтому и все остальные люди должны носить эту обувь. У нас теперь есть специалисты, которые говорят нам, какая расцветка обуви станет модной, например, в 1993 году, и мы учитываем все эти пожелания.
Кроме того, мы проводим целый ряд достаточно типичных маркетинговых исследований: мы находимся много времени в магазинах и наблюдаем за поведением покупателей, собираем и анализируем отчеты наших дилеров, проводим групповые интервью, отслеживаем реакцию на наши рекламные обращения. Мы как бы разлагаем на составные части всю ту информацию, которая принимается в расчет каждым покупателем, когда он обдумывает будущую покупку, и делаем соответствующие выводы на основании анализа этих данных.
— Какие уроки вы извлекли из вашего неудачного опыта по выпуску повседневной ооуви.
— Мы поняли, что покупатель — это самое важное звено хорошей маркетингово стратегии. И, кроме того, всегда очень важно совершенно точно знать, как именно покупатель воспринимает торговую марку фирмы. Именно такие уроки мы извлекли из этой неудачи
Этот негативный опыт заставил нас проанализировать, что в действительности означает для покупателя торговая марка Nike, и научил нас понимать важность концентрации всей нашей деятельности на этих вопросах. При отсутствии такой концентрации под угрозу ставится престиж торговой марки в целом. Тот факт, что самые лучшие спортсмены мира носят нашу обувь, и что все знают логотип нашей фирмы, вовсе не означает, что нашу торговую марку можно использовать везде, где нам этого захочется. Эффект может оказаться совершенно обратным!
В конечном счете мы пришли к выводу, что мы хотим превратить фирму Nike в компанию, которая будет выпускать самую лучшую в мире обувь и одежду для занятий спортом и физкультурой, и что торговая марка Nike должна ассоциироваться именно со спортом и физкультурой. Мы были просто обязаны сконцентрировать все свои усилия только в этой области и автоматически отбросить некоторые возможные варианты нашей деятельности. Нам уже не нужно было выпускать повседневную обувь под нашей торговой маркой и не нужно было спонсировать очередное всемирное турне группы "Роллинг Стоунз".
— А можете ли вы расширить сферу применения своей торговой марки без ущерба для основной деятельности ?
— Только до определенной степени. Торговая марка представляет собой нечто такое, что в сознании покупателей имеет совершенно четко выраженный образ. Этот образ создается компанией с помощью конкретных и информативных обращений к покупателям на протяжении многих лет, пока не будет достигнут некий критический уровень информированности, оказывающий непосредственное влияние на объемы сбыта продукции. Самое главное заключается в том, что после достижения критического уровня информированности и сбыта вы уже не сможете намного расширить свой рынок сбыта. В противном случае смысл обращений к покупателям утратит свою конкретность и направленность, вследствие чего образ торговой марки очень скоро начнет забываться и игнорироваться.
Вспомним, что представляет собой торговая марка Nike. С самого начала все знали, что фирма Nike — это компания, которая выпускает спортивную обувь для занятий бегом, и наша торговая марка воспринималась как пример высококачественной продукции для занятий легкой атлетикой. Это было очень конкретное обращение к потенциальным покупателям, и фирма Nike очень успешно завоевывала соответствующий рынок. Но повседневная обувь говорила покупателям о чем-то совершенно другом. Люди начали ощущать какую-то неопределенность, вследствие чего марка Nike стала терять свою магию. Розничные торговцы уже не проявляли былого энтузиазма, спортсмены начали приглядываться к продукции других фирм, и рост объемов наших продаж замедлился. Поэтому мы потерпели неудачу не только на рынке повседневной обуви — эта попытка привела к размыванию имиджа нашей торговой марки, и мы стали терять свой традиционный рынок спортивной обуви.
— В чем же тогда заключается секрет, благодаря которому фирма Nike сумела так быстро восстановить свое положение на рынке?
— Мы просто разделили весь рынок на отдельные сегменты, которые наша компания была в состоянии охватить. Мы разработали специальные товары и торговые марки для каждого из этих сегментов. Если у вас есть что-то, что уже хорошо работает, у вас всегда есть возможность попытаться расширить сферу своей деятельности, но, прежде всего, вам необходимо ответить на вопрос: а не приведет ли такое расширение рынка к размыванию основной деятельности? Все ли возможные последствия изучены и действительно ли это следует делать? Если же вы решите этим заниматься (на основании разговоров со спортсменами, на основании вашей собственной интуиции, благодаря анализу всего того, что происходит в магазинах, или по результатам тематических опросов покупателей), то вы просто обязаны создавать новую категорию товаров.
— Как вы пришли к такому открытию ?
— Случайно. Я не могу сказать, что у нас действительно была четкая и продуманная стратегия дальнейшего развития. У нас была некая стратегия, но когда она перестала работать, нам пришлось вернуться назад и заняться перегруппировкой своих сил — до тех пор, пока мы хоть в чем-то не достигнем нового успеха. В середине 80-х годов такой рывок вперед нам обеспечили баскетбольные кроссовки Air Jordan. Успех этого товара на рынке продемонстрировал нам, что наше будущее развитие должно быть связано с разделением рынка на отдельные сегменты и с удовлетворением специфических запросов этих сегментов.
Проект по выпуску кроссовок Air Jordan был результатом напряженной работы компании, нацеленной на коренное изменение сложившейся ситуации. Поскольку объем сбыта нашей продукции никак не увеличивался, мы знали, что нам нужно сделать нечто большее, чем просто очередную великолепную модель беговых кроссовок с торговой маркой Nike. Поэтому мы создали в рамках нашей фирмы новое структурное подразделение, которое сконцентрировало свои усилия на баскетболе. Кроме того, при разработке баскетбольных кроссовок мы вновь решили воспользоваться технологией создания подошвы "на воздушной подушке", которая уже применялась при выпуске беговых кроссовок.
Баскетбольная обувь, в отличие от повседневной, вполне соответствовала основной направленности фирмы и имиджу торговой марки Nike. А сами кроссовки оказались просто великолепными. Они были настолько яркими и разноцветными, что Национальная баскетбольная ассоциация запретила их использовать — и это было очень здорово! Мы искренне рады тому, что приобрели подобного рода известность и вступили в такое противоречие с устоявшимся порядком вещей, потому что мы знали, что в данном вопросе правда будет на нашей стороне. Майкл Джордан носил наши кроссовки, невзирая на угрозы штрафов, и, конечно же, он играл в них так, как до него еще никто не играл. Это было все, о чем только можно было мечтать, и объемы продаж стремительно пошли вверх.
— И после этого вы продолжили разработку товаров для других сегментов рынка, которые соответствовали имиджу Nike?
— Мы создали большое количество новых товаров с торговой маркой Nike — практически все виды спортивной обуви, начиная от тапочек для утренней гимнастики и для водных видов спорта и заканчивая кроссовками для обычных пеших прогулок. Самое интересное заключается в том, что в ходе этого процесса некоторые сегменты рынка мы создали самостоятельно.
Возьмем, например, баскетбол. Кроссовки Air Jordan великолепно продавались в течение двух лет, после чего объем продаж резко сократился. Тогда мы начали задавать себе вопросы: как долго мы будем выпускать кроссовки Air Jordan? Соответствуют ли кроссовки Air Jordan 70% баскетбольного рынка или же они удовлетворяют запросы только 25% потенциальных покупателей? Когда мы начали об этом думать, мы поняли, что существуют различные стили игры в баскетбол. Не все великие игроки играют в том стиле, в котором это удается Майклу Джордану, поэтому если мы дальше будем пытаться призывать всех баскетболистов покупать только Air Jordan, то наши призывы потеряют всякий смысл. Нам нужно было разделить на отдельнь подкатегории рынок баскетбольной обуви. _
В результате мы выделили два новых сегмента и создали для них две новых модели. КР0^ совки Force, которые представляли Дэвид Робинсон и Чарльз Баркли, и кроссовки rlign , ^ торые представлял Скотти Пиппин. Кроссовки Force ("сила", "мощь" и т.п. значения-Прим. перев.) были жесткими и в больше соответствовали агрессивной и силовой манере ры Дэвида Робинсона и Чарльза Баркли. В то же время кроссовки Flight были менее массивными и более гибкими, они значитель лучше подходили для быстрых и прыгучих игроков наподобие Скотти Пиппина.
Когда кто-нибудь начинает говорить о баскетбольной обуви производства фирмы Nike, он вспоминает, прежде всего, кроссовки Air Jordan. На самом же деле, у нас фактически имеется три разных категории обуви (кроссовки Air Jordan, Force и Flight), каждая из которых имеет собственную торговую марку или, если выражаться точнее, некий специфический вариант одной и той же торговой марки. Каждая из этих трех марок имеет своих "собственных" спортсменов, которые олицетворяют эту торговую марку, а также полный комплект прочих элементов одежды, обуви и других аксессуаров, которые друг друга взаимодополняют. Вместо того чтобы иметь нечто одно огромное и бесформенное, мы теперь имеем на рынке баскетбольной обуви торговую марку номер один, номер два и номер четыре.
— А какие еще категории товаров и сегменты рынка вам удалось выделить?
— Очень хороший пример — наши усилия в сфере тенниса. Сейчас мы выпускаем очень четко определенную категорию товаров, которая была разработана для таких выдающихся теннисистов, как Джон Макинрой и Андре Агасси. Мы разработали коллекцию одежды и обуви Challenge Court Collection, которая изначально создавалась как молодежная и несколько бунтарская серия изделий, предназначенных не для узкого круга избранных, а для любого, у кого в молодости возникнет желание заниматься теннисом. Сразу же после появления этих товаров на рынке мы превратились в компанию, которая занимает первое место в мире по продажам товаров для тенниса. Тем не менее при этом мы проигнорировали запросы 75% прочих теннисистов, потому что игроки в теннис, как правило, несколько консервативны по сравнению с Джоном и Андре. По этой причине они не хотели покупать и носить наши излишне вызывающие теннисные комплекты. В настоящее время этот сногсшибательный стиль не подходит уже и для самого Джона. Поэтому вместо дальнейшей разработки и развития того стиля, который символизирует собой Challenge Court, мы разработали новую категорию изделий для тенниса, выдержанную в более приглушенных тонах и получившую название Supreme Court. Каждая из этих коллекций представляет собой совершенно обособленную категорию товаров.
— У вас уже закончился список изделий, которые соответствуют имиджу торговой марки Nike?
— В сущности говоря, в настоящее время мы распространяем имидж нашей торговой марки на все виды оздоровительной деятельности, в том числе и на те ее разновидности, которые в последнее время принято называть "фитнесс" (или "физическая подготовленность"). Потенциальный покупатель нашей продукции, предназначенной для этого вида деятельности, несколько отличается от покупателей, занимающихся традиционными видами спорта. Фитнесс — это больше индивидуальные занятия, такие как как пеший туризм, прогулки на велосипеде, тяжелая атлетика и виндсерфинг. Причем даже в рамках этой категории существует множество разновидностей и товаров, которые существенно отличаются друг от друга. В результате проведенных исследований мы поняли, что мужчины занимаются этими видами деятельности, чтобы стать сильными, дольше прожить, привести в норму свой пульс или кровяное давление. Их цели достаточно конкретны и ограничены. В то же время для женщин фитнесс — это некая возможность для самовыражения, неотъемлемый элемент всего того, из чего формируется мир женщины и ее самоощущение в жизни.
Я не сомневаюсь, что в ближайшие полтора года наша компания сумеет завоевать как "мужской", так и "женский" рынок в этой сфере, но нам придется действовать очень осторожно, учитывать разные категории потенциальных покупателей с помощью различных рекламных обращений и тем самым рисковать торговой маркой Nike, потому что она может несколько потерять свой характерный имидж и индивидуальность. Но мы уже не повторим прежних ошибок, мы уже знаем, к чему это может привести, и готовы к этому.
— В настоящее время представления фирмы Nike об имидже своей торговой марки ограничиваются только спортом и фитнесс?
— Те уроки, которые мы получили относительно необходимости соблюдать уникальность торговой марки и концентрировать усилия фирмы, позволяют нам вести свою деятельность в различных направлениях. Главный вывод, который мы для себя сделали — развивать самостоятельные сферы деятельности, т.е. создавать своеобразные "зонтики" для тех товаров, которые изначально не являются частью торговой марки фирмы Nike. Поскольку вы знаете наш печальный опыт по выпуску повседневной обуви, вы вряд ли могли себе представить, что у нас когда-либо еще возникнет желание действовать в этой же сфере. Однако в 1988 году мы приобрели компанию Cole-Haan, которая занимается производством обуви для повседневной носки и принадлежностей к ней. Компания Cole-Haan входит в состав корпорации Nike, Inc., но она не имеет совершенно никакого отношения к торговой марке Nike.
В сущности говоря, мы сегодня рассматриваем компанию Cole-Haan как "половину" торговой марки, потому что только очень опытные покупатели знают, что собой представляет эта фирма; она просто не достигла еще критической массы известности. Именно в этой сфере мы применяем на практике имеющийся опыт работы в сфере маркетинга. Мы купили эту фирму, зная ее возможности, и мы просто сумели повысить объем сбыта продукции этой фирмы. Естественно, мы могли просто создать новую фирму и довести объем ее продаж до 60 млн. долл. в год (именно такой товарооборот был у компании Cole-Haan на момент ее приобретения), но для этого нам потребовалось бы не менее пяти лет и многие миллионы долларов в виде инвестиций. Мы же пошли другим, более эффективным путем: за четыре года после приобретения этой компании наши капиталовложения полностью окупились, и теперь объем продаж этой компании достигает 150 млн. долл. в год.
— Если уж мы заговорили о создании имиджа фирмы... Насколько большую роль в этом процессе играет телевизионная реклама ?
— Сегодня телереклама — это самая важная часть нашего имиджа. В принципе, всякий раз, когда люди начинают говорить о фирме Nike, практически все они начинают говорить о наших рекламных роликах. Однако мы превратились в компанию с доходом в один миллиард долларов без помощи телевидения. В течение многих лет мы поступали очень просто: мы обували наши кроссовки на знаменитых спортсменов и размещали довольно ограниченное количество печатной рекламы в специализированных журналах наподобие Runner's World (Мир бега). Мы не использовали все имеющиеся средства распространения рекламы вплоть до 1987 года, когда мы впервые прибегли к помощи телевидения.
Наша первая рекламная кампания на телевидении была нацелена на стимулирование сбыта кроссовок Visible Air ("видимый воздух". — Прим. перев.), отличительной особенностью которых было наличие прозрачного слоя в подошве. Благодаря этому слою покупатели имели возможность воочию убедиться в том, как действует на практике наша технология, основанная на эффекте "воздушной подушки". Поскольку в середине 80-х годов мы прошли через достаточно болезненный период, связанный с Увольнением нашего персонала и сокращением прочих накладных расходов, мы хоте-ли обратиться к потенциальным покупателям с таким рекламным обращением про новую коллекцию обуви, которое было бы взвешенным и осторожным, а для этого Нпм действительно была нужна именно телевизионная реклама.
Запуск на рынок новой серии кроссовок Visible Air был для нас исключительно ва-Жен сразу по двум причинам. Вплоть до того самого момента мы действительно не зна--'п, сможем ли мы превратиться в крупную компанию и при этом сохранить атмосферу совместной деятельности многих различных людей. Кроссовки Visible Air — это исключительно сложное изделие, компоненты которого изготавливались в трех различных странах, вследствие чего никто не знал, смогут ли они соединиться в нечто единое и цельное. Производственные, маркетинговые и сбытовые подразделения нашей компании отчаянно боролись друг с другом, а рекламу на телевидении мы применяли впервые в нашей истории. Весь этот процесс держал нашу компанию в напряжении.
Мы выпустили этот товар на рынок одновременно с рекламной кампанией, основанной на использовании "Революции", знаменитой песни "Битлз". Этим мы хотели сказать всем потенциальным покупателям не просто о появлении на рынке еще одного нового товара, но и о том, что пришло время для революционных перемен в отношении американцев к физической подготовленности, фитнесс и к своему здоровью вообще. Наши рекламные ролики имели грандиозный успех, вследствие чего линия товаров Nike Air практически сразу же превратилась в стандарт для данной отрасли промышленности.
— Действительно ли телевидение сумело изменить имидж вашей компании ?
— Не совсем, потому что наши основополагающие представления о рекламе остались неизменными. Мы всегда считали, для того чтобы добиться успеха у потенциального покупателя, нам следует его "разбудить" и "растормошить". Он вовсе не собирается зайти в магазин и купить тот же товар, который у него был всегда, или слушать те же вещи, которые он всегда слышит. На рынке спортивной обуви действуют около 50 конкурирующих между собой компаний. Если вы будете выпускать те же самые товары, которые вы выпускали всегда или которые выпускает кто-то другой, то вряд ли вы продержитесь на рынке более одного или двух сезонов.
С самого начала своей деятельности мы всегда пытались установить с нашим покупателем некий эмоциональный контакт. Почему люди женятся и совершают множество других поступков? Потому что их поступки продиктованы эмоциями. Именно такие эмоциональные контакты позволяют установить с покупателем долгосрочные взаимоотношения, и именно на это всегда были нацелены все наши рекламные кампании. В этом и состоит наше коренное отличие от множества других фирм, в том числе и от фирмы Reebok. Их рекламные кампании не всегда плохие: очень хорошо, например, сработала в прошлом году их рекламная кампания Air-Out Jordan, однако вся реклама была нацелена, главным образом, на экономические вопросы. Наша реклама всегда нацелена на то, чтобы "привязать" покупателя к торговой марке Nike с помощью эмоций, которые связаны со спортом и укреплением собственного здоровья. Мы показываем в своих роликах спортивные соревнования, процедуру определения победителей, спортивные достижения, смешные моменты и даже пытаемся показать то моральное удовлетворение, которое испытывают люди, занимающиеся спортом и физической культурой.
— Как именно вы пытаетесь "растормошить " своего покупателя ?
— Мы постоянно выпускаем новые товары. Разработка принципиально новых изделий — это часть наших традиций, но, как оказалось, это еще и очень важный момент с точки зрения маркетинга. Возможно, вы помните 60-е годы, когда наш годовой товарооборот составлял не один миллиард, как сейчас, а всего 100 тысяч долл. Тогда наша компания имела огромное преимущество перед всеми конкурентами, потому что мы делали великолепные товары и устанавливали на них очень низкие цены. И некоторое время эта стратегия срабатывала хорошо. Но весь рынок полностью преобразовывался только тогда, когда мы выбрасывали на него принципиально новое изделие. Вот в этом-то и заключалось наше озарение.
Нам всегда было очень непросто выдерживать соревнование в области разработки чего-то принципиально нового в производственной сфере, но при этом мы сознательно стремились к тому, чтобы быть новаторами во всех сферах бизнеса — на сегодняшний день мы хотим быть новаторами в области рекламы. Нам необходимо некое средство, благодаря которому мы будем точно знать, что люди сумеют услышать и выделить наши обращен ним среди всей прочей рекламной шумихи. Наше объявление содержит всего 24 слова К того меньше, но оно является новаторским не только поэтому, а также благодаря свое стилю и манере подачи, которая затрагивает всю сущность спортсмена. Бо Джексон Майкл Джордан олицетворяют совершенно разные вещи. Если дать им очень конкретную характеристику и связать их логически с теми вещами, которыми они действительно полъ зуются, то это может оказаться очень мощным воздействием.
Конечно же, мы иногда можем подвергать себя излишнему риску, пытаясь "разбудить" своего покупателя, в частности еще и потому, что мы, как правило практически никогда не производим предварительную проверку своих рекламных обращений. Мы всегда заранее тестируем и проверяем концепцию рекламы, но мы считаем что единственный способ определения эффективности рекламного обращения заключается в том, чтобы запустить ее в СМИ и проконтролировать реакцию на нее Поэтому мы всегда нервничаем, когда отдаем свою рекламу в журнал или газету — после этого мы сидим и ждем, когда зазвонят телефоны. Если мы слышим телефонные звонки, то это, как правило, хороший признак. Несмотря на то, что часть этих звонков будет содержать негативные отзывы, чаще всего жалобы и претензии будут в подавляющем меньшинстве. К тому же, мы всегда готовы, что некоторая часть отзывов обязательно будет иметь критический характер, потому что определенная категория людей всегда будет считать себя обиженными и уязвленными вне зависимости от того, что мы будем делать. Мы не очень-то обращаем внимание на подобную критику и идем своим путем. Наша основная философия в данной сфере точно такая же, как и в бизнесе вообще: воспользоваться возможностью и извлечь из нее уроки.
— Реклама фирмы Nike оказалась настолько успешной, что просто трудно себе представить, что она является рискованной. В чем же заключается этот риск ?
— Рекламный ролик "Hare Jordan, Air Jordan", который вышел в эфир в 1992 году в ходе трансляции финальной серии игр за Суперкубок НБА, представлял для нас огромный риск, как с финансовой, так и с маркетинговой точек зрения. В нем был показан Майкл Джордан, играющий в одной баскетбольной команде с известным мультипликационным персонажем — кроликом, которого зовут Багз Банни. Нам пришлось потратить огромную сумму и шесть месяцев времени на создание рисованных изображений, а также один миллион долларов на оплату прочих производственных расходов, потому что у нас возникло желание показать Майкла Джордана (наиболее яркого представителя Nike) вместе с этим рисованным персонажем. Наша затея могла оказаться совершенно глупой или бессмысленной. Однако мы получили тысячи положительных откликов, а журнал USA Today назвал этот ролик лучшим из всех, которые транслировались во время матча за Суперкубок. Единственное критическое замечание мы получили от Национальной ассоциации заикающихся людей за то, что в конце ролика появляется другой мультипликационный герой, поросенок Порки пиг (этот персонаж заикается. — Прим. перев.).
Юмор — это всегда очень рискованное занятие. Вспомним, например, нашу рекламу, обращенную к женщинам. В 1987 году мы подготовили несколько рекламных обращений, которые, как мы надеялись, будут очень смешными, но многие женшины посчитали их оскорбительными. Они были сильно раздражены. Мы получили такое количество жалоб, что после этого мы потратили три или четыре года на исследов ния, с помощью которых пытались понять, по каким именно причинам женши участвуют в спортивной жизни вообще и почему, в частности, они занимаются укр лением своего здоровья и фитнесс. Мы провели множество групповых интервью и тратили сотни часов времени на выслушивание женщин на теннисных кортах, в сп р тивных залах и студиях аэробики.
VALS1 Интеграторы
Потребители, руководимые внутренними факторами
• Социально-сознательные
• Экспериментаторы
• Сами по себе
Потребители, руководимые внешними факторами
• Достигающие успехов . Подражатели
' Последователи
Потребители, руководимые потребностями
• Держащийся за существующий образ жизни
• Приспособленцы
VALS2 Анализаторы
Принципиально-ориентированные потребители
• Образованные
• Доверчивые
Статусно-ориентированные потребители
• Достигающие успехов
• Прилагающие усилия
Потребители, ориентированные на действие
• Умудренные опытом
• Творцы