Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов населения и юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечение этих средств является государственный кредит.

Источники государственного кредита – временно свободные средства, которые появляются у: предприятий; банков; пенсионных фондов; страховых фондов; населения.

Государственный кредит – экономические отношения, которые заключаются в том, что государство выступает на рынке ссудных капиталов в нескольких качествах. Это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Особенности государственного кредита:

1) Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производ­ство (хотя возможно и предоставление банковского креди­та), то при заимствовании средств государством обеспече­нием кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной еди­ницы или какой-либо ее доход.

2) На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как по заимствование средств на более низких уровня достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

3) Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок.

Государство может выступать в следующих ролях:

– кредитора;– заемщика; - гаранта (означает поручительство государства за клиента).

Основная классическая форма кредитных отношений — го­сударство выступает в качестве заемщика средств. Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Од­нако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Государственные займы осуществляются в виде продажи ценных государственных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.

Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.

Государственный долг –обязательства, возникающие из государственных займов, принятых на себя Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, гарантии по обязательствам возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) за сумму займа.

Виды: Внутренний– это долговые обязательства Правительства РФ и органов исполнительной власти РФ.

Государственные краткосрочные обязательства; Государственные казначейский вексель; Государственные гарантии Внешний – внешние долговые обязательства Правительства РФ в соответствии с законодательством РФ: Кредиты международных финансовых организаций;Кредиты иностранных государств;Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга про­является и в выпуске займов для его покрытия и последующем нарастании долговых последствий. Увеличивает государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены по­стоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. По­крывая старые долги, государство прибегает к еще большим зай­мам. Критическим моментом, угрожающим стабильности эконо­мики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка нацио­нального капитала за рубеж.

Обременительность государственного долга и навязывание ус­ловий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного фи­нансирования к бездефицитным бюджетам. В России, так же как и в других переходных экономиках, где экономические реформы осуществляются постепенно, относительно высокие реальные процент­ные ставки усиливают бремя обслуживания долга. В противном случае правительствам этих стран не удастся предотвратить про­должения самовоспроизводства государственного долга. Основные макроэкономические показатели (объем ВВП, фонд оплаты труда и т. д.) традиционно занижаются и, как следствие, уменьшаются объемы доходов и расходов федерального бюджета. Это способствует получению неучтенных дополнительных доходов, дает возможность создавать неконтро­лируемый финансовый резерв, что позволяет Правительству РФ исполнять федеральный бюджет без особого напряжения. Государственные долги субъекта РФ по своему составу состоят из соответствующих кредитных соглашений и договоров; займов субъекта РФ или му­ниципального образования, а также переоформленных долговых обязательств третьих лиц в долг субъекта РФ или муниципальный долг.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным! имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования существуют в формах:• кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образо­ванием;• займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ных бумаг от имени муниципального образования;• договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров тельства муниципального образования по обеспечению исполнения тельств третьими лицами;• долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципаль­ный долг на основании правовых актов органов местного самоуправления.

Управление долгом. Для проведения эффективной финансовой политики в области гос и мун заимствований особое значе­ние имеет процесс управления гос и муниципальным Гос долгом РФ управляет Правительств РФ. Гос долгом субъекта РФ управляет орган исполнительной власти субъекта РФ. Муниципальным долгом управляет уполномоченный орган местного самоуправления. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и мун-х образований, если обязательства не гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципального образования не отвечают по долговым обязательствам РФ, а также по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими. При финансовом кризисе появляется необходимость реструктуризации долга (погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения). Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.В целях регулирования размера государственного долга устанавливаются его предельные объемы. Предельные объемы гос внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа мест­ного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг проводится на основании ФЗ, закона субъекта РФ или решения органа местного самоуправления об утверждении следующих показателей: 1} предельного размера соответствующего государственного или муници­пального долга;2) предельного объема заемных средств, направляемых РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финан­совом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня; этот показатель не должен превышать: для субъекта РФ — 30% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств; для муниципального образо­вания — 15% объема доходов местного бюджета без учета финансовой по­мощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств. При расчете предельного объема заемных средств не учитываются средства, привле­каемые и полностью используемые в текущем году на погашение или ре­структуризацию долга;3) расходов на обслуживание гос и муниципального долга в текущем году. Предельный объем этих расходов не должен превышать 15% расходов соответствующего бюджета. Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение гос или муниципального долга, отражаются в бюд-ете как источники финансирования дефицита бюджета. Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслу­живание государственного или муниципального долга. Погашение обязательств по гос долгу РФ учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ. Все расходы на погашение обязательств гос долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение гос или муниципального долга.