Проза И. А. Бунина.

1. константы художественного сознания Б.

Бунин не прерывал традицию русской классической реалистической эстетики, долго воспринимался, как традиционалист. Присутствует след толстовской, достоевской, чеховской прозы. Но в последствии исследователи говорили о причастности Б к модернистской литературе. Эстетическое сознание Б было ориентировано на создание подсознательных слоев человеческой психики, в рамках новых течений невозможна диалектика души. Б – модернист в широком смысле. Извечные категории природного и человеческого бытия и мышления, категории жизни и смерти, природное всебытие, любовь, память (Пропамять, обозначающая обостренное чувство сопричастности с пращурами далекими и общечеловеческими, связь с архаическими пластами), творчество, способность останавливать Время. Бунин – художник вопрошания, попытки заново постичь константные категории в общем и в масштабе человеческой жизни в частности. Для Б эти константы располагаются на разных полюсах. Поэтика и мышление Б – система оппозиций, антиномий: жизнь – смерть, сладость – горечь жизни, включенность человека во Всебытие – космическое одиночество (выброшенность из Всебытия). Сознание Б – космоцентризм – человек – часть космоса. Человека от космоса заслоняют социум, быт, частная жизнь. Человеку дано в определенный момент ощутить движение космических сил.

2. Ранняя лирическая проза Б.

Начало творчества – начало 1890-х годов. Лирический рассказ, миниатюра. Наличие лг, лирического сюжета, размывание событийности, внимание к мельчайшим подробностям жизни (они самоценны), подробности жизни эстетизируются. Соприкосновение Б с модернизмомо – красота первичнее этики, рацио. Красота для Б – причина этики, которая открывает ценность жизни.

«Антоновские яблоки»

Текст будто изъят из природно-космической жизни. лг – отпрыск мелкопоместной дворянской семьи. Б заостряет внимание на обнищавщем мелкопоместном дворянстве, эстетизируется национально пространство, скрепленное дворянской усадьбой и его обитателями через чувственное восприятие. Оно категорически перпендикулярно историческому знанию. Рассказ состоит из 4х глав. Главный герой рассказа – время, категория, подвергаемая рефлексии. Каждая глава – описание месяца (август, сентябрь, октябрь, начало зимы). Особенность заключается в том, что описание разных месяцев относится к разным годам – время имеет несколько измерений – одна осень и несколько лет, и сама человеческая судьба, субъективное течение времени. Многослойность времени, включенность сознания в течение времени, трагическое мироощущение: его истоки: историзм. Мелкопоместное дворянство и крестьянство объединены: труд, близость природы, семейственность, вера («Новая дорога», «Руда» - изменение времени, душевная усталость, одиночество). Финал рассказа – безбудущность русской деревни, пассеизм (устремленность в прошлое) – эстетизация прошлого, чувственная фиксация уходящего настоящего, прозрение безбудощности для национальной судьбы.

3. Противоречие русского национального сознания: дилогия «Деревня и суходол», «Крестьянские рассказы».

 

4. Философские рассказы (след буддистской философии): Братья, Сны Чанга, Господин из Сан-Франциско.

«Братья». Хронотоп – эдем – Цейлон. Англичанин приезжает на Цейлон насладиться жизнью. Идея социального насилия размывается и нейтрализуется в названии. Обнаруживается надсоциальное и надисторическое братство, отстоящих друг от друга людей. Буддистская логика: и рикшу, и англичанина поглощает жажда жизни, наслаждений, денег, любви – объединение жаждой жизни; жажда наслаждений – источник непереносимых страданий. Страдания разного содержания у мальчика и англичанина: по Б и англичанин, и господин из СФ страдают от неспособности оценить эту жизнь. Наслаждения мальчика рождают страдание от недосягаемости и наслаждений и счастья. Кульминация его страданий – его невеста на балконе отеля англичанина. Желание освободиться от страданий и обрести нирвану – вечное успокоение. Мальчик ближе к этой основе, прикладывает к груди змею – выход, обретение покоя. Англичанин на корабле признается капитану, что люди европейской цивилизации не способны ни насладиться, ни освободиться от желаний, не может оценить жизнь, испугаться смерти (легенда о вороне и слоне). Сознание Б остается европейским, повышенное чувство жизни недосигаемо. В финале братство распадается, две философии не совместимы.

5. Б и революция (дневник «Окаянные дни»).

Бунинская оценка революции – ненависть и отторжение. Дневники «Окаянные дни». Б воспринимал постреволюционных персонажей как художник. Видит, что исторические персонажи – ожившие его персонажи, его крестьянских рассказов.

6. Эмигрантская проза Б (Жизнь Арсеньева, Темные аллеи)

Взлет прозы Б. широкий жанровый диапазон. Рассказы на гране с жанром повести (митина любовь, дело корнета Елагина), роман Жизнь Арсеньева (1927 - 1939), цикл рассказов «Темные аллеи» (1937 - 1945).

Жизнь Арсеньева.

Узнаваемые факты авторской биографии – традиция автобиографической прозы. Сам Б не любил, когда роман называли автобиографическим, настаивая на том, что герой объективирован, русский мальчик, оказавшийся на перекрестках истории. Для А равно возможны разные траектории жизни. Лика – возлюбленная А. в системе персонажей А – потомок обнищавшего дворянского рода, перекрески судеб – то, что делает сознание А черезвычайно рефлексирующим и восприимчивым. А чувствует в себе художественный дар. Роман о художнике, где воплощается рефлексия героя – как и о чем писать. Важны детали жизни, движение потока сознания. Это роман феноменологический – он предполагает стирание границ между реальностью и сознанием (модернизм). Ньюанс в том, что А вспоминает не только события, людей, сколько вспоминает свое тогдашнее восприятие событий и людей. Все воспоминания объединяются понятием жизнь. В этом смысле название романа оказывается рефлексией над тем, что такое жизнь (слово жизнь в романе 140 раз). Исследователи пытались дифференцировать понятие жизнь, как это делает А. жизнь – данный человеку хронотоп, одновременно жизнь = всебытие, в котром невозможно ограничится определенным пространством и временем. Второе определение: жизнь – бесценный дар человеку. 3. Жизнь как история. 4. Жизнь как биологический феномен. 5. Жизнь как пребывание человеческого духа в пространстве, времени, истории. 6. Жизнь, как жизнь человеческого духа выводит А к прозрению творческого дара, тогда он открывает, что дух, когда осложнен художнической рефлексией, дух ловит себя на таких гранях: эгоизм, индивидуализм, невозможность контакта с другим человеком, единственный способ реализовать дух – слово. Художник присваивает себе жизнь (бунинский модернизм), чужие судьбы, пытается присвоить Лику, перелить в неё свои чувства и мысли. Эгоизм – данность в которой может существовать художник. Когда жизнь стала присвоенной, тогда она интенсифицируется словом. Слово удваивает ценность жизни. Иллюстрация – финал романа. Сон – метонимическое замещение творчества. Происходит самое мощное и яркое проявление жизни в слове.

Концепция любви, творчества, истории. Темные аллеи души. Целостное законченное воплощение концепции Б о любви, которая оформлялась в ранних рассказах (легкое дыхание, солнечный удар).

1. Бунин вступает в полемику с традицией изображения любви. Взрывает традицию изображения духовной любви, реабилитирует телесную сторону любви, фиксирует соотношение телесной и духовной любви: похоть, желание, душа и тело (Ю. Мальцев). Душевнотелесная целостность любви – то, что отстаивал Б.

Впервые Темные аллеи напечатаны в Америке. Многие новеллы были отвергнуты цензурой. Новелла «Генрих» - пошлая фабула взрывается фразой гг, что с ней ему легко. Он постигает в любви и себя и другого человека.

2. любовь изымает человека из обыденности и превращает в бессмертное существо (Кавказ).

3. метафора солнечного удара обозначает, что любовь настигает человека тогда, когда он к этому не готов, она стихийно природна в своей природе. В силу своей стихийности, любовь не подлежит никаким моральным оценкам и претензиям.

4. Любовь трагична и обречена: внешние (трагическое состояние мира (2МВ) «В Париже») и внутренние (любовь не может длится долго (страсть), не совместима с бытом и семьей, любовь эгоистична, счастье даруется несчастьем других; смерть может настигнуть каждого, любовь всегда сопряжена со смертью) причины.

Хронотоп большинства новелл – категория памяти, когда память – единственный способ сохранения любви. Краткие мгновения любви и долгие годы без неё.

 

Проза Л. Н. Андреева (1871 - 1919).

1. проблема эстетики Андреева.

А начинал, как традиционалист и реалист, художник жизни. но сам А был способен свой иной тип творчества, другой тип модернистского мировоссоздания. Считали А экспрессионистом – выражение декларативное, риторическое беспримесных комплексов страха, отчаянья, смеха. Больше уровень поэтики, а не эстетики. А один из предшественников экзистенциализма – одинокое человеческое существование, лишенное социально-исторических религиозных опор. Экзистенциальные ситуации – кризисные. Человек исследуется А в ситуациях между жизнью и смертью, нормой и безумием, верой и безверием – пограничные ситуации. Концепция человека А – исследование сознания и подсознания («Бездна»). А хотел трезвопосмотреть на человека, в котором борется человек и зверь, жизнь и бездна. А посягнул на художественное исследование таких сфер психики, которые не были затронуты ранее (предисловие Богданова).

2. проблема отчуждения в ранних рассказах.

Уже в ранних рассказах обозначается одна из главных проблем экзистенциальной литературы и философии (Л. Шестов) – отчуждение: 1. в детских рассказах – отчуждение ребенка от своей детской природы (Петька на даче), кольцевая композиция. Андреевские дети, оставаясь в границах детского сознания, нагружаются недетскими, трагическими переживаниями. А нарушает логику реалистического характера. На уровне повествования это выражается в том, что фразы детей и взрослых пересекаются и совмещаются («Ангелочек»). Ребенок ощущает социальное изгойство, недосягаемость, он ощущает себя отчужденным от главных опор, божественной справедливости. Это детское отчуждение закрепляется, оно непреодолимо. 2. Самоотчуждение человека от мира (Большой шлем). 3. Рукотворное отчуждение, отторжение человека природным миром («Вор»).

 

3. проверка основ человеческого существования (вера и разум).

4. тема смерти.

Формула: Еще не было смерти, но уже не было и жизни. одоление страха мыслится не в возвращении к идее террора, превозмочь страх может только сама человеческая природа. Страха не испытывает только Веренер (Лермонтов). Он изначально готов принять смерть – его опора – презрение к палачам и суду: он высокомерный и демонический герой. Вдруг В преисполняется сострадания к своим товарищам, потому что они слабее его, достойны жалости. Его сопротивление начинает питаться состраданием, сопротивление может оказать Таня Ковальчук – она чувствует себя матерью своим соратникам, она поддерживает себя этим. Сопротивление страху оказывает Муся – одна создается с идейной опорой внутри, она благодарит судьбу за такую жертвенную смерть. В этом не только идеология, но и христианская жертвенность. Идея жертвенности в сцене казни – в самой человеческой природе есть комплексы, способные победить и страх, и смерть. Рассказ – художественное исследование человека вне социума между жизнью и смертью.

5. переосмысление библейско-мифологических сюжетов и образов.

«Иуда Искариот» = Азеф (двойной агент, эсер, работал на Охранку). Исследование феномена предательства. Современное предательство А исследует с помощью библейской фигуры. Рассказ как попытка психологизации библейского сюжета. Жестокий эксперимент ИИ – над учениками Христа, над народом и человечеством, над Христом и над самим собой. Он проверяет учеников на способность защитить Х, их верность \ неверность, способность к внутреннему предательству. Эксперимент – тотальная победа ИИ, ученики предали учителя. ИИ уличает их во внутренней готовности к предательству.

Народ – несостаятелен.

Христос – ИИ постоянно намекает Х на неверность и корысть, и недостойность учеников. Х почти отсутствует в фабуле. Он не хочет смотреть в лицо ИИ, он не хочет знать жестокой правды о зле, как о первооснове человеческой природы. Слепота ИсХ обессмысливает его жертву, человечество недостойно этой жертвы, она бессмысленна.

Эксперимент над самим собой: двойственность лица, он рад своему поражению. Если бы ИсХ убедился в доброй человеческой природе. Он не рад своей победе, по этому но покончил с собой, не выдержал эксперимента над самим собой, победа невыносима.

А, восстав против идеи христианской жертвы, вновь к ней возвращается. ИсХ неуклонно исполняет свою миссию, Иуде идея жертвы оказывается недоступной. Он оказывается тем человеком, который во всех своих экспериментах не учел, что есть некое состояние духа, которое не подлежит никаким экспериментам, не может быть ни кем понято до конца.

«Елеазар» (Лазарь).

Воскрешение Е приводит к тому, что он несет за собой одну смерть. Воскрешение не только не чудо, но и кощунство – нарушение онтологических законов природы.

Дневник Сатаны (1910-е – 1919, опубликован в 1921), (антиутопия).

Дневник Сатаны, которому наскучило оппонировать Богу, он решил развлечься на земле (Лузитания, Ван дер Бильт), выберает себе тело для воплощения американского миллиардера, водворяется на земле в Риме, где сконцентрирована вся история человечества. С пришел посмеяться над человеком. Он провоцирует к разоблачению некоторые сферы человеческой жизни. Всех влекут деньги. Но с какого-то момента С закрепляется в образе человека, он готов прожить жизнь на земле и умереть – причина Любовь. Оказывается в доме Фомы Магнуса и его дочери Марии. С влюбляется и видит в ней Мадонну. Это чувство примиряет его с несовершенством и не благообразием мира. Завершение романа – диалог С ФМ. Мария – его наложница, тотальное распутство. ФМ говорит, что человек земной давно переиграл С. Его зло не справляется со злом человечества: зло, насилие, искажение нравственных основ. Концепция человеческой природы трагическая – человек и без Бога, и без Дьявола, предоставленный самому себе, погрязает во зле.

Горький.

В начале 1900-х в Германии Горький написал повесть «Мать». Социологический текст. Горький исследует социальные процессы и национальные проблемы, смещение художественного сознания в эту сторону. Г проницательно зафиксировал проблемы этики и психологии революции. Этика революционного действия: возможно ли убийство, отбросить семью и т.д. Психология: что ведет человека в революцию. Павел Власов – заложник идеи. Михаил Рыбин – искренний анархист, который преследовал цели крестьянства. Н Весовщиков – стремление преодолеть комплекс неполноценности. Андрей Находка формулирует психологические коллизии. Внутренний надлом, который он видит в судьбе каждого идеолога и революционера. Критерием правоты революции становится материнская точка зрения. Ниловна каждого чувствует сердцем, она освящает судьбу сына, она же понимает внутреннюю тьму Весовщикова, искренность Находки. Г обожествляет коллективистский человекобожеский потенциал, потенциал народа (утопия). Главная категория – активность. Г знакомится с Лениным.

Ленин и его соратники на Капри организовали подобие школы для рабочих (внедрение идеологии). Школа преследовала просветительские цели (1908-9 гг.). после участие в этой школе Г укрепился в идее коллективного обожествления. У него зарождается концепция богостроительства (богоискательство). Утрата позиций христианской церковью. Попытки вернуться: у Г идея коллективизма.

Повесть «Исповедь» - сюжет судьбы сына дьячка (идеологически-утопическая). Герой становится странником – отправился в богоискательский путь. Встречает человека, который формулирует авторскую идею: Бог – это «народушко», неисчислимый мировой народ. Единение на пути к освобождению от социального рабства, внутреннего фатализма, а главное, на пути преодоления смерти, биологической обреченности. Финал повести – православный праздник, привозят парализованную девочку (все решили общим единым духом, «эманация духа»). Герой убеждается в правоте повстречавшегося человека – толпа, в едином порыве общего желания, вернула подвижность девушке. Богостроительство должно начинать с себя, вернуть себе бога, потом объединиться с другими.

В 1909-10-м гг. отходит от утопической логики, сменяется подлинной художественной интуицией.

«Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». Концепция пестроты русского человека. Для Г Россия сосредоточена в провинциальных городах (Окуров) («Уездная звериная глушь» Ф. Достоевский). Стилистическая и повествовательная доминанта – фрагмент жизни Окурова, извлеченный из бесконечности жизни и пространства. Мещане – главные действующие лица. Герой повести – массовое сознание, унифицированное, поверх социальных границ и путаницы. Оно консервативно, гибко, способно прогнуться. Тип мещанской философии ненавистен Г, как и крестьянская философия привязанности к земле. Эта философия эгоистическая. Мещанин – мешанина – родственные слова. Внутренний мир мещанина – пестрота и путаница. Мещанская философия жизни для Г национальна и наднациональна. Она опасна, изъедает изнутри русский социум и отдельную личность. Мешанина, которая мешает создать одну мысль и одно чувство. Русская традиция – разнообразие внутреннего мира – свидетельство его богатства. У Г мешанина деструктивна. Окуровщина содержит в себе несколько типов, которые выламываются из безликости:

1. Философ окуровщины – Яков Тиунов. Философия консерватизма. Транслирует идею о передачи власти в руки мещан, потому что они знают жизнь, работают на своем месте, стабильны (застой и стагнация - Г).

2. Поэт окуровщины – Сима Девушкин (=Достоевский). Поэт-графоман, воспринимают его как юродивого. Наивность и фатализм. Кризис национального бытия и духа (СД свидетельствует об оскудении творческой народной почвы).

3. Лотка (девушка из публичного дома) – попранность и униженность женской природы, красоты.

4. Герой окуровщины – Вавила Бурмистров (псевдобогатырь, деструктивно-разрушительный расход силы). Убивает СД. Расположен между героем действия и героем философствующим. Понимает Манифест 1905 года, как вседозволенность.

Эти герои выделились из окуровщины, но не поднялись над ней. Все герои быстро меняются, но за пестротой и изменчивостью злоба, непробиваемость, зоологический эгоизм. Город-бочка. Все герои вновь увязают в окуровском болоте.

С 1912 года Г параллельно работает над рассказами, которые в 1916 году как первый вариант цикла «По Руси» («Рождение человека» - «Покойник»), и над автобиографической трилогией («Детство», «В люди», «Мои университеты»). Эти тексты оппонируют тексту окуровщины. Поиски здорового творческого национального духа и характера в разных социальных типажах. Находит их в автобиографическом герое. Проходящий (не прохожий) – активно участвует в том, что ему предлагает жизнь: активно учится у жизни, и активно готов помогать. «Страти-мордасти» - трагедия жизни, сострадание к попранным, но не иссякнувшим типам героев. «Ледоход» а душа человечья крылата – способность к преодолению стихии, государственной машины и т.д.

Идея русского мальчика, юноши реализуется в автобиографической трилогии. Г традиционно продолжает линию русской автобиографической прозы. Сознательно повторив за Толстым заглавие с первых слов полемически выстраивает мир, окружение, другой тип героя. Другая сюжетная ситуация – столкновение жизни и смерти.

«Детство» (1913)

Поэтика автобиографической прозы – классическая психологизация, поэтика характера, формируемого средой.

Факторы, влияющие на героя:

1. Семья деда В. В. Каширина. Новое состояние мира, разрушение основ христианской религии, разрушение цепи поколений, модели русской семьи под одной крышей. О, с чем сталкивается герой, для него дико. Разрушение института семьи. Столкновение с будничной жестокостью в русском пространстве, которая воспринимается как норма.

2. Дед и бабушка героя (Василь Василич и Акулина Ивановна). «У них были разные два бога» - рубеж веков расслаивает сознания. У деда – грозный ветхозаветный бог; бабушкин – терпеливый, всепрощающий, новозаветный. Герой понимает, что и дед, и бабушка натуры более сложные, чем их религия. Фигура деда запечатлелась в душе героя, как натура человека изначально здорового и красивого, но искаженного социумом (бурлачество), искареженное богатырство. Бабушка: внешняя доминанта – округлость, богородичная семантика, у неё округлая, каратаевска философия. Ее бог – бог терпения и смирения. Влияние бабушки двойственное: она вывела его за пределы города в лес, знакомит его с миром; учит жалости, без которой невозможно человеческое существование; ее православие народное, замешанное на языческих верованиях. С другой стороны она повлияла на него небоязнью, она тоже действенна. Героя охватывает желание воспротивиться бабушкиному смирению.

3. Окружающие люди, городская среда.

4. Книжное знание. Процесс формирования эстетического вкуса. Интуитивное формирование вкуса. Взрыв логики оформления сознания через книжное слово «в книгах не было ничего, чего он бы уже не знал из жизни». В соотношении книжного слова и жизни, жизнь приоритетна. Перспектива «в люди», учиться у жизни. 14 глава «человека формирует его сопротивление среде», но оно возможно только тогда, когда среда уже впитана в себя. Эта формула родилась не от ожесточения и мстительности, но жажда переделать мир.

С апреля 1917 года по июль 1918 года в газете «Новая жизнь» Г напечатал 57 статей под общим названием «Несвоевременные мысли». Изложение своих опасений в связи с разрушительными тенденциями революции. Главная проблема – проблема революции и культуры. Организовал издательство «Всемирная литература». С 1921 года Г преимущественно живет за границей. В 1928 году возвращается в СССР. Трагедия понимания. 1934 – первый съезд Союза Советских Писателей.

1. Рассказы 20-х годов.

2. Роман 1925 «Дело Артамоновых».

3. «… и другие».

4. Эпопея «Жизнь Клима Самгина»

Рассказы 20-х годов – возвращение Г-художника к художественной аналитике человеческой души не столько национальной, сколько наднациональной. Трезвое понимание ее человеческой природы с акцентом на власть подсознания. «Кара мора» - исповедь революционера-провокатора, самообнажение, не с целью покаяния. Втягивание других в загадку собственной природы, мотивов предательства. Он фиксирует в себе двойничество, эти силы ведут борьбу, герой наслаждается собственной запутанностью: свора собак, которая разбегается в разные стороны – тотальное расщепление. Он честен перед собой, старается доказать, что его внутреннее содержание – это судьба любого человека, тотальный релятивизм, отсутствие стержня, расщепление сознания. Самовозвышение приводит героя к саморазрушению. Г тревожит феномен человека 20 века, его подсознание. Нет единой истины.

«Жизнь Клима Самгина».

Интеллигент КС, который своей судьбой и динамикой сознания должен был доказать авторскую идею опасности релятивизма сознания, объект критического анализа. Этой логике подчинен сюжет. Рождение героя, детство и т.д. с детства герой пытается подняться над серой массой. Однажды его вышибает из устоявшегося течения жизни, переломный момент в жизни героя: «Да – был ли мальчик?». Судьба КС, уже взрослого человека, складывается на пересечении нескольких стратегий:

1. Отчуждение от жизни, работа над закреплением своей индивидуальности, интеллигент, склонный к мещанству. КС отыскивает в людях слабости, ему все время нужно находить подтверждение, что люди не достойны его. Постоянно доказывает себе, что мир – фикция. Для него мир превращается в систему фраз, за которой пустота. С другой стороны КС постигает все идеи, которые варятся в течение 40-а лет в России, чтобы им противостоять. Но оказывается, что он попадает под власть этих идей. Авторская идея не совпала с художественной логикой. Трагедия человека, живущего в эпоху диктатуры идей, отлучающих людей от жизни, лишающая человека воли. Все уходит на второй план, на первом плане зашоренность человеческой судьбы разными идеями. КС не моноидеен. Идея становится препятствием к внутренней свободе. Самоопровержение. КС - жертва