Бюджетные классификации в РФ
Бюджетная классификация – группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке.
Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
1) классификация доходов бюджетов РФ –группировка доходов бюджетов всех уровней, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней;
1 группа – налоговые доходы;
2 группа – налоговые доходы по гос.собственности
3 группа – безвозмездные перечисления;
4 группа – перечисления от гос.бюджетных фондов.
2) функциональная классификация расходов бюджетов РФ-группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления финансов на выполнение основных функций государства.;
1 уровень – 22 раздела (гос.управление, судебная власть и т.д.)
2 уровень – подразделы, конкретизирующие направления бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.
3) экономическая классификация расходов РФ –группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию;
1 раздел – текущие расходы;
2 раздел – капитальные расходы;
3 раздел – предоставление кредитов за вычетом погашения.
4) классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ –группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов;
Классификация имеет трехступенчатую схему построения.
5) классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ -группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета;
Классификация имеет двухступенчатую схему построения.
6) классификация видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов РФ –группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти РФ:Государственные краткосрочные обязательства; Государственные казначейский вексель; Государственные гарантии
7) классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ – группировка внешних долговых обязательств Правительства РФ в соответствии с законодательством РФ;
Кредиты международных финансовых организаций; Кредиты иностранных государств; Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм.
8) ведомственная классификация расходов федерального бюджета –группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.фактором общественного производства, от исторических этапов развития общества или способа производства.
При переходе к другой модели развития экономики госбюджет не утрачивает своей роли, при этом лишь меняются методы бюджетного воздействия на общественное производство. В этом случае кардинально изменяются бюджетные отношения, применяется новый бюджетный механизм, причем изменение методов бюджетного воздействия может быть осуществлено даже в рамках одного способа производства (например, капиталистического), например, монетаризм заменяют кейнсианской теорией и моделью,
В новых условиях хозяйствования бюджетные средства могут быть направлены на государственные инвестиции в прогрессивной отрасли, на НТП, на социальную защиту населения, на нивелирование социальных последствий расслоения граждан на бедных и богатых. С помощью бюджета, бюджетных средств можно сократить количество нерентабельных предприятий, перепрофилировать их или закрыть.
В нашей стране федеральный бюджет РФ - основное звено финансовой системы. В этом бюджете концентрируется часть ресурсов бюджетной системы. При переходе к рыночной экономике госбюджет сохраняет свою роль.
Основные задачи бюджетной политики в современных условиях, осуществляемой с помощью бюджета:
1) остановить спад производства; 2) обеспечить финансовую стабилизацию; 3) стимулировать инвестиционную активность; 4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям (угольная, ТЭК и агропромышленный комплекс); 5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения; 6) усилить контроль за государственным долгом.