Тэалагічная культуралогія П. Тэйяр дэ Шардэна.

Теологическая культурология тоже рассматривает культуру в ее соотнесенности с идеалом, который связан с религиозными представлениями о цели человеческой деятельности 1^1 конечном предназначении человека.

Крупнейшим представителем теологически та культурологии является П. Тейяр де Шарден (1881 — 1955), французский философ, специалист во многих областях научного знаят-й-я, католический теолог. Он был одним из первооткрывателей синантропа, древнейшего типа ископаемого человека. Он побывал на Всех континентах и имел возможность сравнить различные культур , понять самые разнообразные представления людей о мире и о самих себе. Тейяр де Шарден считал, что основным недостатком томистской теологии является ее статичность, которую оа стремился преодолеть с помощью теории эволюции. Он выдел-ял. три последовательные стадии эволюционного процесса: «преджизх-хь» (литосфера), «жизнь» (биосфера), «феномен человека» (ноосфера). Движущей силой эволюции он полагал целеустремленность, пр исухпую самим живым организмам («ортогенез»). Конечная Цель эволюции — пункт «Омега», эта цель обладает притягательной силой и определяет собой весь космогенез. Человек — не конечный, пункт эволюции, а средоточие ее творческих сил, в котором совершенствование мира неимоверно возрастает. Человек незаменим, считал Тейяр де Шарден, и он достигнет конечной цели не по необходимостт<1, а неминуемо1.

Учение Тейяра де Шардена пронизано гуманизмом, как пронизано, по "его мнению, творческой силой эволюции все бытие.

 

37. Асноўныя ідэі гуманістычнай культуралоіі.

Гуманистическая культурология А.Швейцера Альберт Швейцер — эльзасский теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской прении мира 1952)' гуманист. Он обосновал универсальный гуманистический принцип благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Является одним из тех немногих, кто на практике воплотил свое философское учение о милосердии и ценности жизни, организовав больницу в Экваториальной Африке и проработав там много лет. Главной темой, волновавшей Швейцера, стал надлом европейскойкультуры.Современная культура находится в глубоком кризисе, что проявляется в господстве материального над духовным, общества над индивидом. Нет необходимой связи между 'внешним" прогрессом (в области экономики, техники, образования) и духовным совершенствованием человека. Надлом европейской культуры. Утратив связь с этическими идеалами, культура лишилась своего предназначения — способствовать духовному и нравственному возвышению человека и человечества. Утрачивается и содержательность досуга — она заменяется либо абсолютной праздностью и сопутствующими ей извращениями в поведении человека, либо желанием забыться, развлечься. Театр уступает место кабаре, серьезная литература— развлекательной. Выход из духовного кризиса Возрождение культуры может произойти только благодаря «культуро-творческому» мировоззрению, основанному на благоговении перед жизнью. Под мировоззрением Швейцер понимал совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и назначении человека и человечества в нем. Требования, которым должно отвечать данное мировоззрение: 1. Оно должно быть мыслящим: человек испытывает на себе различные влияния, но культуротворческое мировоззрение оберегает его от бездумного подражания, сохраняя стремление к самостоятельности, свободе и ответственности. 2. Оно должно быть оптимистичным. Оптимизм стимулирует деятельность, направлен­ную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, содействуя духовно-нравственному совершенствованию. Жизнеутверждающий оптимизм необходимое условие созидательной силы духа. 3. Третье условие - этическое обоснование мировоззрения. Всеобщий этический императив - принцип «благоговения перед жизнью». 4. Четвертое условие - действенность мировоззрения. Воля к действию не может опираться на импульсивность и авантюризм. Такой подход порождает суетность и опасную непредсказуемость. Не меньшее беспокойство вызывает и бездействие, покорность злу, стремление уйти от действительности, отрешенность от земных дел. Принцип благоговения перед жизнью не отбрасывает конфликты, но каждый вынужден решать сам, в какой степени он должен подчиниться необходимости или же содействовать сохранению жизни. Но особенно высокую ответственность за ценность жизни должен проявлять человек по отношению к другим людям и к самому себе. Каждый должен решать сам, чем он может пожертвовать от собственной жизни, от своей собственности, своих прав, счастья, времени, покоя и что должен оставить себе. В этом проявляется свободное решение индивида. Выход из духовного кризиса может быть найден в осознании всеми людьми пагубности безнравственного состояния. Наше отношение к миру определяется самой главной и всеобщей Ценностью, признаваемой всеми людьми: благоговением и почитанием жизни. В этой истине заключен принцип нравственного сознания, и поведения человека. В наши дни принцип благоговения перед жизнью стал символ ом экологического движения, охраны природы от разрушения, утверждения ценности жизни. Главная идея всей гуманистической концепции культуры состоит в утверждении жизни как высшей ценности. Идеалы, образующие культуру: Идеал человека; идеал религиозно-духовного единения; идеал социального и политического единения; идеал человечества. Лишаясь идеалов духовности, он превращается в человека-вещь. Людям недостает духовности, которая придает им жизненные силы для взаимного понимания и доверия. Однако это возможно при соблюдении принципа благоговения перед жизнью как главного условия гуманности. В этом и заключается идеал человечества. Гуманность побуждает прислушиваться к голосу не только разума, но и сердца. Доброта должна стать действенной силой истории, положить начало веку гуманности.