Лекция №2

История пассажирских перевозок

Морские пассажирские перевозки, как транспортная отрасль, возникла в начале 19века. Ясно, что пассажиры перемещались по морям и океанам и до этого времени, но эти попытки предпринимались на попутных судах. Пассажиров размещали в запасной каюте и в освобождённых каютах экипажа.

Толчком развитию регулярных пассажирских перевозок послужило заселение Америки. При этом для пассажиров оборудовали нары и столы. Никаких удобств для пассажиров не предусматривалось. Пассажиры не обеспечивались питанием.

Поскольку суда были парусными, не предусматривалось никакого расписания и пассажиры неделями ожидали отправки в портах, а в рейсе подвергались большим испытаниям.

В 20-х годах 19века началось строительство пассажирских парусных судов, обладавших хорошей мореходностью и скоростью. Затем пароходы, которые уступали в скорости парусным, но меньше зависели от погодных условий, сделали перевозки более надёжными.

В России первая пароходная пассажирская линия была открыта в 1815году между Петербургом и Кронштадтом на пароходе русской постройки «Елизавета».

На Чёрном море регулярные пассажирские рейсы между портами Крыма и Одессы в 1828году начал ходить пароход «Одесса», построенный в Николаеве с мощностью 60 лошадиных сил.

Вторым толчком послужила промышленная революция и обратный пассажиропоток из Америки в Европу. Появление желающих посмотреть мир повысило требование к комфорту на судах и разделение пассажирских помещений на классы.

Для пассажиров первого класса создаются роскошные условия: большие светлые каюты с санблоками, бассейны и т.д.

Каждый класс имеет свои жилые, общественные, служебные помещения, при этом пассажиры низших классов в высшие не допускаются. Победителю выдаётся приз «Голубая лента Атлантики».

В развитие пассажирского судоходства на трансатлантических линиях значительное мнение определило развитие мирового пассажирского флота. Так наиболее быстроходные лайнеры строились специально для этих линий.

В дальнейшем развитие железнодорожного транспорта в Европе, России и Америке отвлекало всё большее количество грузов с морских грузопассажирских перевозок.

С другой стороны, грузовые операции в портах задерживали пассажиров. И поэтому там, где это возможно, грузовая функция пассажирских судов стала отмирать.

Конец линейным морским пассажирским перевозкам пришёл с развитием авиации и появлением авиационных трансатлантических перевозок. Деловые пассажиры перешли на воздушный транспорт.

В 1957году из двух миллионов пассажиров, пересёкших Атлантику, половина была перевезена самолётом, а в 1973г. только 0,2%. Дорогие трансатлантические лайнеры стали совершенно нерентабельны.

В 70-80х гг. трансатлантический флот перешёл исключительно в круизные функции эксплуатации, то есть включился в индустрию туризма. А транспортная функция стала выполняться специализированными паромами на короткое плечо.

Некоторые грузовые пассажирские компании предлагают путешествие на своих судах по маршрутам, привлекательным для туризма.

Например, «Prudention lines» предлагает путешествия по системе flight-waves от Сан-Франциско до Вальпарайса.

Компания «Orient Oversis» предлагает путешествия по Индонезии, Полинезии. Здесь пассажирская функция является не основной, а сопутствующей.