КУЛЬТУРАЛАГІЧНЫ ПАДЫХОД ДА ПРАБЛЕМЫ АРХЕТЫПА.

Разработчиком теории архетипов был Юнг. Культурный архетип, согласно К. Г. Юнгу, — это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», их характерными чертами являются устойчивость и неосознанность. Архетипы культуры – это базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Их содержание составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы культуры объективны и трансперсональны. Формирование архетипов культуры происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к архетипам культуры отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение А.К. конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом. Концепция культурных архетипов основывается на идеях «аналитической психологии» (К. Г. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л. Выготский), «символического интеракционизма» (Дж. Кули), а также представлениях о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей. Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные А.К. и этнические (этнокультурные архетипы). Универсальные А.К. — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, “золотого века” и др. – запечатлевшие общие базисные структуры человеческого. существования. В культуре, понятой как “ненаследственная память коллектива” (Б.А. Успенский), А.К. выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные А.К. обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. Этнические. А.К. (этнокультурные архетипы) представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и истории судьбы народа. В этнокультурных архетипах в сгущенном виде представлен коллективный опыт народа; собственно, они есть результат превращения этнической истории в базовые модели этнического культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый исторический контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть “шаг в прошлое”, возвращение к архаическим качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры. А.К., оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах и сюжетных элементах, в религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах и т.д.

 

26.Архетыпічныя вобразы і структуры ў міфах, казках. Архетыпічныя вобразы ў мастацтве: літаратуры, выяўленчым мастацтве, кіно, тэатры.

Архетип - тип, образ; прототип, проформа) - прообраз, первоначальный образ, идея, первоначальная форма для следующих образований. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" К. Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".Исследуя мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, Юнг выявил архетипические символы, лежащие в их основе. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен.В основе юнговского понятия «архетипы» лежит учение о коллективном бессознательном.Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт одного человека и состоит из переживаний, которые когда-либо были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных направлениях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сновидения.Одним из подходов к работе с архетипическими идеями и персонажами коллективного бессознательного является анализирование сказок. Чтобы удовлетворять требованиям сознания и его интеллектуальным абстракциям, сказочные образы должны найти свое выражение в психологических понятиях. Через абстрактные понятия можно выразить гораздо меньше, чем через красочный образ, но для человека, не слишком хорошо ориентирующегося в мире символов, они могут стать средством познания.

Сказка – это бессознательный продукт воображения. Но это не продукт фантазии одного конкретного человека, а результат коллективного творчества многих людей, возможно, целого народа. Иначе говоря, она связана с проблемами не одного человека, а значит, более универсальна по своему содержанию.Все сказочные персонажи: феи, драконы, ведьмы и гномы – это архетипические образы, существующие в самых глубинных слоях психики. Независимо от того, осознаваемо это или нет, они воздействуют на нас, так как являются психологической реальностью.

Интерпретация сказок – это попытка обозначить чрезвычайно глубокие и выразительные послания, скрытые в глубине психики, путем сравнения их с мифами, религиозными идеями и сновидениями. По существу, интерпретация сказок – это указание на то, что современные люди часто не могут увидеть сами, так как сегодня у них в основном заселены верхние этажи психологической структуры, а значит, человек отрезан от своих корней, от своей основы. Образ мудрого старца, могущего дать мудрый совет, - изначальный образ, присущий каждому человеку. Но, несмотря на то, что это только фантазия о мудром старце, который реально не существует, эти фантазии имеют большой практический смысл. Дело в том, что в суете поисков мудрого старца (далее "мудрый психолог") можно напрочь забыть, какого рода советы дает этот старец в сказках. Во всех сказках (а чаще в мифах), где присутствует этот образ, следовать совету такого мудрого старца не так уж просто. Хотя, надо заметить, что во многих русских сказках порой герои получают четкие и простые инструкции, которым легко следовать, не затрачивая особых усилий. Или же получают заветное универсальное, волшебное средство. Образ "Емели", который все получает "по щучьему велению", - это также архетипическое выражение нашей мечты.

Гомер
"Одиссея" (индивидуация)
Еврипид
"Вакханки" (Самость в образе Диониса)
Данте Алигьери
"Божественная Комедия" (индивидуация, Тень, Анима
Э. Т. А. Гофман -
"Эликсиры Сатаны" (индивидуация, Тень, Анима)
"Крошка Цахес" (Тень, индивидуация, Самость)
"Золотой горшок" (индивидуация, Анима)
"Повелитель блох" (индивидуация, Самость)
"Песочный Человек" (негативная Самость, негативная Анима)
"Щелкунчик" (становление Анимуса)
В. Гюго
"Собор Парижской Богоматери" (если Клода рассматривать как протагониста, то Тенью будут Квазимодо и Феб, Анимой - Эсмеральда)
М. Волошин
"Таиах" (Анима)
"Облики" (Анима)
венок сонетов "В мирах любви - неверные кометы..." (индивидуация)
Р. Толкиен
"Властелин Колец"(индивидуация)
У. ле Гуин
"Волшебник Земноморья" (становление Анимуса женщины)
Г. Майринк
"Голем" (индивидуация, Тень, Анима)
"Белый Доминиканец" (индивидуация, Анима)
"Ангел Западного окна" (индивидуация)
Г. Гессе - все им написанное - об индивидуации и ее трудностях
Р. М. Рильке
"Часослов" (Самость)
С. Кинг
"Оно" (индивидуация, Тень)
"Кладбище домашних животных" (о деструктивной Самости или о Тени, стоит подискутировать)
Цикл "Темная Башня" (индивидуация), интересно в "Извлечении троих" воссоединение Одетты Холмс с ее Тенью - Деттой Уокер
Т. Харрис
"Молчание ягнят" (в большей степени о схватке с Тенью)
""Ганнибал" (Теневой Анимус)
"Красный дракон" (инфляция)

27. Універсальныя архетыпы і іх увасабленне ў культурных артэфактах: цень, персона, самасць, аніма, анімус, маці і інш. Этнакультурныя архетыпы як адлюстраванне каштоўнасцей этнічнай культуры.

Архетип - тип, образ; прототип, проформа) - прообраз, первоначальный образ, идея, первоначальная форма для следующих образований. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" К. Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".Исследуя мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, Юнг выявил архетипические символы, лежащие в их основе. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен.В основе юнговского понятия «архетипы» лежит учение о коллективном бессознательном.Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт одного человека и состоит из переживаний, которые когда-либо были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных направлениях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сновидения.

Главные архетипы по Юнгу: Самость, Тень, Анима, Анимус, Персона.

Самость -Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Тень -это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это низкий уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто подсознательно живет в нас и хочет делать то, чего мы себе не позволяем. (дьявол, сатана, гитлер)

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Анима и Аниму -В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.