Функции службы организации перевозок

Основной производственной частью автотранспортного предприятия является служба организации перевозок. Назначение этой службы заключается в организации автомобильных перевозок грузов в соответствии с заключенными договорами и заданиями. Функции службы организации перевозок существенно изменяются при ее централизованной или децентрализованной организации.

Централизованная служба создается в крупных городах или отдельных экономических районах для лучшего использования подвижного состава. При этом функции отдельных АТП сводятся к содержанию подвижного состава в технически исправном состоянии, подготовке его к работе на линии и выпуску на линию по разнарядке центральной службы эксплуатации.

При децентрализованной организации служба организации перевозок комплексного АТП выполняет следующие функции:

1. изучает данные о грузопотоке и транспортных связях в районе, обслуживаемом АТП, подготавливает проект плана перевозок, представляет соответствующие материалы и предложения в вышестоящую организацию;

2. заключает договоры с грузоотправителями и грузополучателями, принимает заказы и заявки на перевозки;

3. организует и обеспечивает выполнение перевозок грузов, а так же экспедиционных, складских, а в отдельных случаях и погрузочно-разгрузочных операций, связанных с перевозками;

4. проводит обследование пунктов отправления и назначения грузов, выясняет их подготовленность к приему подвижного состава и осуществлению погрузочно-разгрузочных работ, проверяет состояние подъездных путей, освещенности, весового хозяйства, фронта погрузки и разгрузки, обеспеченность погрузочно-разгрузочными механизмами и грузчиками и принимает меры к устранению обнаруженных недостатков;

5. проверяет расстояние транспортирования грузов, оформляет их соответствующими актами совместно с представителями грузоотправителя и составляет списки расстояний;

6. составляет графики выпуска подвижного состава на линию и возвращения их в гараж;

7. разрабатывает графики и маршруты перевозки грузов с учетом максимальной загрузки автомобилей и повышения их производительности;

8. составляет суточный оперативный план перевозок, предусматривая в нем увязку перевозок по направлениям, срокам выполнения и характеру грузов;

9. на основе составленного оперативного плана производит выписку путевых листов на каждый автомобиль и вручает их водителям для исполнения;

10. организует подачу на линию необходимого количества технически исправного подвижного состава в соответствии с графиком выпуска, обеспечивает выполнение каждым водителем установленного для автомобиля маршрута движения и заданного объема перевозок;

11. осуществляет диспетчерское руководство и контроль за работой подвижного состава на линии;

12. организует подачу на линию автомобилей технической помощи;

13. обеспечивает выполнение установленного задания, анализирует все случаи невыполнения перевозок и принимает необходимые меры;

14. принимает от водителей путевые листы и товарно-транспортные документы, проверяет правильность их оформления, контролирует сдачу груза по назначению;

15. производит обработку путевых листов и тарификацию выполненных перевозок;

16. ведет установленный оперативный учет и отчетность; осуществляет административное руководство водителями и проводит массово-воспитательную работу с ними;

17. устанавливает систему организации труда водителей; разрабатывает и проводит мероприятия по наиболее эффективному использованию подвижного состава; организует работу водителей, действующих в отрыве от основной базы.

При переходе АТП на работу в условиях рыночных отношений возникает необходимость реорганизации коммерческой деятельности АТП в соответствии с требованиями маркетинга. Основными задачами службы маркетинга АТП будут являться:

1. систематическое комплексное изучение состояния потребности клиентуры и населения в транспортных услугах;

2. подготовка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития спроса на транспортные услуги с учетом факторов, воздействующих на него (конкуренция, изменение состава клиентуры, социально экономическая ситуация, правовые ограничения и пр.);

3. анализ изменения финансового положения АТП в связи с ростом объемов реализации услуг, так как непропорциональное развитие производственной и сбытовой деятельности может негативно отразиться на финансах предприятия;

4. всесторонний анализ деятельности конкурентов на рынке транспортных услуг;

5. оценка собственных возможностей АТП по предоставлению транспортных услуг (состояние подвижного состава, наличие специализированного подвижного состава и пр.);

6. уточнение долгосрочных и текущих целей, стоящих перед АТП (развитие предприятия, увеличение прибыли и т. д.);

7. определение методов достижения поставленных целей (разработка научно-технической, ценовой, рекламной стратегии, кадровой политики и пр.);

8. расчет и обоснование планово-экономических показателей деятельности предприятия (с соблюдением коммерческой тайны АТП);

9. разработка новых видов деятельности с целью стабилизации финансового состояния АТП, а также получения дополнительных доходов;

10. проведение анализа получаемых результатов, определение эффективности работы АТП, оценка достижения текущих и долгосрочных целей и другие задачи.

Переход АТП на работу в условиях рыночных отношений требует существенного изменения функции службы организации перевозок, что вызовет изменения организационной структуры управления АТП.