Билет 13. Учение Станиславского о творчестве актера.
Система состоит из трех частей и вторая часть посвящена артистической техники, и является ядром системы. Там рассказывается о воспитании внутренней и внешней техники актера.
Актер должен соблюдать актерскую этику быть дисциплинированным, самостоятельно дома работать над ролью, развивать воображение, видение, внимание, владеть внутренней и внешней техникой.
Основной закон актерского искусства – не играть чувства, а действовать. Чувства как результат верно выполненного органического действия.
Элементы внутренней техники актера: 1.внимание. 2. свобода мышц. 3 воображение. 4.отношение к факту. 5. оценка события. 5. общение.
«Если бы» как рычаг переводивший артиста из повседневной действительности в плоскость воображения. «Если бы» как начало творчества, а предлагаемые обстоятельства, как его развитие.
Память физических действий, актер должен уметь создавать внутренний монолог. Главным принципом системы является – жизненная правда.
Билет 13 Учение Станиславского о творчестве актера
С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актера, впоследствии ставшее известным как Система Станиславского.
Система Станиславского, условное наименование теории и методологии сценического творчества, разработанных К. С. Станиславским.
В противоположность ранее существовавшим театральным системам, система Станиславского строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органического перевоплощения актёра в образ.
Система Станиславского возникла как обобщение творческого и педагогического опыта Станиславского, его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства. Развитие системы Станиславского неотделимо от деятельности Московского Художественного театра и его студий, где она прошла длительный путь экспериментальной разработки и проверки практикой.
Cистема Станиславского является теоретическим выражением того реалистического направления в сценическом искусстве, которое Станиславский назвал искусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее продуманной логике жизни образа. Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссёра основной мотив («зерно») произведения, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, названную Станиславским сверхзадачей. Действенное стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актёра и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии — основа системы Станиславского.
Целенаправленное, органическое действие актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы — основа актёрского искусства. Сценическое действие представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют ум, воля, чувство актёра, его внешние и внутренние артистические данные, названные Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов, вызывающих у исполнителя подлинное творческое самочувствие на сцене, составляет содержание работы актёра над собой.
Другой раздел системы Станиславского посвящен работе актёра над ролью, завершающейся органическим слиянием актёра с ролью, перевоплощением в образ. Метод работы, сложившийся в последние годы жизни Станиславского, получил условное наименование метода физических действий. Особое внимание уделял режиссёр проблеме словесного действия актёра в роли и овладения текстом автора. Чтобы сделать слово подлинным орудием действия, он предлагал переходить к словесному действию лишь после укрепления логики физических действий, предшествующих произнесению слов. Прежде чем заучивать и произносить слова автора, надо возбудить потребность в их произнесении, понять причины, их порождающие, и усвоить логику мыслей действующего лица.