Срок службы
Срок службы машины - это общая продолжительность пребывания ее в эксплуатации до полного исчерпания ресурса долговечности.
Для машин апериодического действия срок службы определяется как частное от деления долговечности h, выраженной числом операций (единиц работы), на их среднее число в году.
Например, срок службы автомобиля, рассчитанного на суммарный пробег L, км
,
где - коэффициент режима;
l - средний километраж, проходимый автомобилем в год.
Для машин, долговечность которых исчисляют в единицах времени, срок службы равен частному от деления долговечности h на коэффициент использования , характеризующий среднюю за период работы машины степень фактического ее использования. С учетом коэффициента режима
.
Коэффициент использования в общем случае
.
Коэффициент сезонности представляет собой отношение продолжительности сезона работы машины к общему числу дней в году
.
К числу машин, продолжительность действия которых ограничена климатическими и сезонными условиями, принадлежит большинство сельскохозяйственных машин (комбайны, почвообрабатывающие, уборочные машины и др.). К ним относятся также машины для переработки скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов (оборудование консервных заводов), дорожные, снегоуборочные машины, судовой транспорт с ограниченным периодом навигации.
Для некоторых категорий машин (специализированные сельскохозяйственные машины, например картофелеуборочные, хлопкособирательные и др.) = 0,05…0,02.
Для машин, используемых круглый год, = 1.
Коэффициент выходных дней равен отношению числа рабочих дней в году к общему числу дней в году (365 дней). Нерабочие дни - это воскресные дни (52 дня в году), а также торжественные и памятные дни (в среднем 7 дней в году). Кроме того, этот коэффициент учитывает укорочение рабочего дня в дни, предшествующие праздничным дням, которое в среднем составляет 4% от годового рабочего фонда.
Таким образом, коэффициент выходных дней в среднем
.
Этот коэффициент действителен для машинного оборудования, работающего по календарному режиму. Для машин, работающих беспрерывно в течение всего года (например, оборудование теплосиловых станций), = 1.
Коэффициент сменности равен отношению продолжительности смен в часах, в течение которых работает машина, к числу часов в сутках
.
При односменной работе 0,3; при двухсменной 0,6; при трехсменной 0,9; и при круглосуточной= 1.
Коэффициент ремонтных простоев представляет собой среднее отношение продолжительности фактической работы машины к сумме продолжительности фактической работы и продолжительности простоев машин в ремонте
.
Величина этого коэффициента зависит в первую очередь от надежности машины, определяющей длительность междуремонтных сроков и объем ремонтных работ, а также от уровня организации ремонта.
Величина зависит еще от длительности пребывания машины в эксплуатации. Будучи незначительными на первых этапах эксплуатации, ремонтные простои прогрессивно возрастают по мере износа машины и к концу срока службы могут достигать большой величины.
Для технологических машин, работающих по календарному режиму, в среднем = 0,85…0,95. Для других категорий машин цифры варьируют в очень широких пределах.
Для машин сезонного и резко апериодического действия коэффициент ремонтных простоев равен единице, так как эти машины ремонтируют почти всегда в периоды их бездействия.
Коэффициент машинного времени равен отношению машинного времени (времени фактической работы) к сумме машинного и вспомогательного времени (времени, затрачиваемого на установку и снятие изделий, настройку и регулировку машины, обслуживание и уход за машиной)
.
Этот коэффициент действителен для машин-орудий с ручным управлением, обслуживаемых операторами (например, металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование). Величина зависит от типа оборудования, совершенства организации рабочего процесса, размеров партий обрабатываемых изделий. Для металлорежущих станков в среднем = 0,8…0,9. С увеличением степени автоматизации величина приближается к единице. Для станков, встроенных в автоматические линии непрерывного действия, = 1.
Коэффициент загрузкиравен отношению продолжительности фактической работы машины к сумме фактической работы машины и времени простоев за тот же период, вызванных невозможностью обеспечить полную загрузку машины
.
Низкий коэффициент имеют машины, работающие вне часового графика и машины периодического действия с нерегламентированной загрузкой (вспомогательные, аварийные, ремонтные).
В условиях непрерывного производства недогруженными бывают специализированные машины, выполняющие узкий круг операций при изготовлении деталей ограниченной номенклатуры, и машины, производительность которых превышает среднюю производительность смежного машинного оборудования.
Как правило, низкое значение коэффициента у технологических машин является следствием дефектов производственного планирования и неправильного подбора оборудования по численности, типажу и производительности.
В производствах со сменяющимися объектами величина коэффициента зависит от типа объекта, находящегося в данный момент в производстве, и характера обработки его деталей и, следовательно, может изменяться во времени. Например, при обработке деталей с преобладанием токарных операций, будут загружены станки токарной группы; другие станки (фрезерные, расточные и т. д.) будут недогружены или простаивать.
В условиях мелкосерийного производства в среднем = 0,7…0,75, в серийном = 0,8…0,85; в крупносерийном = 0,9…0,95. При непрерывно-поточном массовом, стабильном во времени производстве = 1.
Коэффициент вынужденных простоев равен среднему отношению продолжительности фактической работы машины к сумме и времени простоев, вызванных неполадками и неисправностями, устраняемыми на месте
.
Величина этого коэффициента для надежно выполненных и правильно эксплуатируемых машин близка к единице. У машин с дефектами конструкции или работающих при неквалифицированном обслуживании коэффициент может быть значительно меньше единицы.