Вопрос№ 20, 21. Творчество Л.Стерна. «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна в истории английского романа 18в.

 

«Сентиментальное путешествие» Л.Стерна как манифест сентиментализма.

В «Сентиментальном путешествии» (1768), так как и в «Тристраме…», рассказ ведётся от первого лица. Но на этот раз рассказчиком становится Пастор Йорик, этот образ, в сравнении с «Тристрамом» резко усложняется и становится намного противоречивым. Здесь проявляется и характерный для сентименталистов демократизм. Это произведение можно считать программным Стерна. В нём последовательно проводятся главные принципы эстетики писателя, углубляется взгляд на мир… Жанр «путевых заметок» был широко известен в английской литературе 18 в. Но произведение Стерна резко отличалось от них как по форме, так и по содержанию. Внешне оно напоминало записки любознательного путешественника. Не новые страны, диковинные нравы и странности далёких земель привлекают его, а чувства, иначе говоря, проявление в людях великодушия, человеколюбия… Он подмечает эти чувства повсюду. В книге нет ни описания мест, ни точного изложения фактов, нарушена хронология, нет стройности композиции. Описания незначительных эпизодов разрастается до огромных размеров (описание осла), и напротив, о значительных вещах говорится вскользь, мимоходом. Книга начинается с середины диалога между Йориком и неизвестным лицом.Обрывается книга тоже на полуфразе.Последовательность повествования нарушается вставками из других произведений и вставными эпизодами.Автору совершенно не важно, что делал путешественник, его интересует, как он воспринял увиденное.«Сентиментальное путешествие», подобно «Тристраму» становится путешествием во внутренний мир героя. Оно необходимо для того, чтобы раскрыть его внутренние качества, показать слабости и достоинства. Стерн не даром делает героем своего романа пастора Йорика.Человек чувствительный, легко поддающийся впечатлениям, он становится вместилищем самых противоречивых ощущений, мыслей чувств.Его характер строится в соответствии с теориями Юма и Смита,у которых основной этической категорией является симпатия к ближнему.Но в этой же теории Юма он находит отказ от её императивности. Стерн сомневается в извечной добродетели человека, он слишком хорошо знает, как много других чувств скрыто в человеческой натуре.Это обуславливает разрушение сентиментального канона.Поэтому Йорик -типичным сентиментальный герой,но в то же время и его отрицание.О импульсивен и часто начинает действовать по внезапному порыву души.Совершая дурной поступок он старается оправдывать его,прибегает к рационалистическим доводам. Но они быстро рушатся под напором чувств.Таковы эпизоды из первых глав книги, относящиеся к истории с монахом из Кале. Йорик хочет подать ему милостыню, но скупость берёт верх.Йорик пристально наблюдает за собой. Часто он анализирует свои поступки и чувства,их сопровождающие.Такой анализ никогда не бывает рационалистичным, это скорее сплав умилённой чувственности, самолюбования и лукавой насмешки над собой.Герой часто судит о себе поверхностно. Точнее не всегда хочет судить себя по совести.Ведь его поступки противоречат тому идеалу, который он утверждает.Это объясняется не только тем, что герой лжёт самому себе,пытаясь казаться лучше,чем он есть.Иногда Стерн сознательно не до конца исследует причины поведения,оставляя читателю самому право судить.Портрет героя не однозначен,но психологически точен.Показывая зависимость человека от этого бесчеловечного мира, автор видит в одном выход - в постепенном пробуждении истинно человеческих чувств, прежде всего жалости и сострадания.Таков основной принцип сентиментализма.«Сентиментальное путешествие» можно считать кульминацией в развитии английского сентиментализма,а Йорика можно назвать провозвестником героя нового типа.